Понятие налоговой системы
Тема №6
Налоги и организация налоговой системы.
Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством, и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоги являются исходной категорией финансов.
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования
- Возникновение налогов и их необходимость
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общество на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справидливо подчеркнул К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынок сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общнства определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
Затраты государства выполнение своих функций Политические факторы
Спрос и предложение
Социальные факторы
К основным экономическим признакам налога можно отнести следующие:
- денежная форма налогов;
- безвозвратность и безэквивалентность налогов;
- определенность объекта, субъекта налогообложения, размеров и сроков уплаты налогов;
- налоги являются доходом государства.
Для полной характеристики налога выделяются следующие юридические признаки:
- налог устанавливается и вводится законом;
- налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;
- налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер.
Другие обязательные платежи в бюджет
- Помимо налогов в любом государстве взимаются другие обязательные платежи в зависимости от необходимости. В систему взимания платежей вводятся: платы, сборы, пошлины. В Казахстане это регламентируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
- Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.
Кроме налогов в системе налогообложения имеют место и другие обязательные платежи в бюджет. К ним относятся:
- пошлины;
- сборы;
- платежы;
- Имеются три основных отличия налогов от других платежей в бюджет:
· Во-первых, налоги носят принудительный характер, тогда как другие обязательные платежи имеют в определенной степени добровольной характер. Напрмер, при уплате таможенных платежей, выбор альтернативы заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельности остается за самими участниками ВЭД.
· Во-вторых, субъекты не получает никокого эквивалента в обмен на уплачиваемую сумму налогов, в то время как при уплате других обязательных платежей субъекты имеют в качестве эквивалента какую-либо экономическую, материальную выгоду.
· В-третьих, если налоги имеют определенные и стабильные сроки их уплаты в бюджет, то другие обязательные платежи носят нестабильный и неконкретный характер уплаты. Так, таможенная пошлина при импорте товара на территории Казахстана уплачивается именно в
Функции налогов
Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ его своиств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поэтому главной является распределительная функция налогов, которая отражает их сущность как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства
Фискальная функциясостоит в обеспечении государства финансовыми
ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.
Регулирующая функциясостоит в том, что, маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, способствует решению
актуальных для общества проблем.
Распределительная функциясостоит в том, что с помощью налогов
государством перераспределяется часть прибыли предприятий и
предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады,
развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.
Понятие налоговой системы
Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и других обязательных платежей, взимаемых государством, нормативной и законодательной базы, на основе которых осуществляется взимание налога, а также налоговых служб, осуществляющих контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговая система состоит из трех основных элементов:
- совокупность всех налогов, действующих в государстве;
-правовая база (указы, законы, кодексы), определяющая порядок налогообложения;
- государственные органы, проводящие в жизнь налоговую политику государства.
В настоящее время стратегической целью налоговой системы становится максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения. Для достижения этой цели необходимо:
- определение источников средств;
- расширение налогооблагаемой базы;
- разработка программ вложения и использования бюджетных средств.
А.Смит выделял следующие принципы налогообложения, получившее впоследствии название классических:
• Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходами.
• Принцип определенности требующий, чтобы сумма способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
• Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобства для плательщика.
• Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Широкой известностью и до сегодняшнего дня пользуются предложенные
А. Вагнером 9 основных правил обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов; 3) надлежащий выбор источника обложения; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы; 5) всеобщность обложения; 6) равномерность. Четвертая группа состоит из административно-технических правил; 7) определенность обложения; 8) удобство уплаты налога; 9) максимальное уменьшение издержек взимания.
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эти условия не всегда оптимальны, поэтому ученые-экономисты, социологи вынуждены вести постоянный поиск правил и принципов построения оптимальной налоговой системы.
К наиболее важным принципам налогообложения можно отнести следующие:
- принцип справедливости- распределение налогового бремени должно быть равным и соразмерным получаемым доходам или благам (вертикальное и горизонтальное равенство);
- принцип экономической нейтральности- налоги не должны оказывать влияние на принятие субъектами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
- принцип соответствия экономической политике- налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;
- принцип простоты- налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и не должна допускать произвольного толкования налогового законодательства;
- принцип экономичности- административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Рассматриваемые принципы используются при оценке качества налоговой системы практически во всех государствах мира.