Русская политико-правовая мысль первой половины XIX в

Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в.

Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826), который считал, что «самодержавие – есть Палладиум России» и был противником разделения властей. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности, сформулированная министром просвещения С.С.Уваровым.

Среди сторонников западноевропейского пути для России (сочетание законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений) можно назвать: А.А.Безбородко, А.Р.Воронцова, Г.Р.Державина, П.А.Зубова, Н.С.Мордвинова.

Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов («Конституция» Н.М.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, манифест, выработанный накануне восстания 14 декабря 1825 г.), которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод.

В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839). Идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства (Государственный Совет, Дума, Сенат) в сочетании с принципом выборного начала и местного самоуправления на основе имущественного ценза. Обосновывая необходимость создания правового государства, Сперанский определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы.

В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).

На рубеже 30-40- х гг. XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.

В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России, начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека».

Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX вв.

Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско – правовых построений. Основными направлениями общественно-политической мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм.

Реформистское направление было представлено такими именами, как Николай Александрович Серно- Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в подготовке проектов реформ, являясь выразителями радикального крыла реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на государство и право. Его православная государственная теория – «теория священного царства» основана на безусловной богоустановленности монархической государственности. Признание канонов не только практически действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, - вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым важным после самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение общего блага».

Радикальное направлениебыло представленонесколькими течениями:

утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).

Темы докладов и рефератов:

1.Русские просветители XVIII в.

2.Основные течения политико – правовой мысли России первой половины XIX в.

3.Либерально – конституционные проекты П.Пестеля и Н.Муравьева.

4.План государственного переустройства М.М.Сперанского.

5.Русский утопический социализм.

6. Политическая философия М.А.Бакунина.

Литература

Бокучава Г.Ш. Политическая философия М.А.Бакунина и современность.-М., 1999.

Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи) - М., 1998.

Герцен А.И. Сочинения в 2 т.-М., 1986.

Карамзин Н.М. Записки о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М., 1991.

Москвина А.Г. Становление русской юриспруденции XVIII в.- Спб., 2000.

Павел Пестель. Русская правда. –М., 1993.

Павленко Н.И. Петр I: К изучению социально-психологических взглядов / Россия в период реформ Петра I .- М., 1973.

Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- М., 2002.

У истоков финансового права. М.М.Сперанский. Н.И.Тургенев. М.Ф.Орлов.-М., 1998.

Хомяков А.С. О старом и новом.- М., 1988.

Чаадаев П.Я. Сочинения .-М., 1989.

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор - М., 1989.

Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века/ под общей ред. С.А.Покровского.-М., 1959.

Методические указания

Проведите анализ политических учений о просвещенной абсолютной монархии в России. Как Симеон Полоцкий обосновывал правомерность просвещенной абсолютной монархии? Какое он проводил различие между абсолютизмом и тиранией?

Прокомментируйте тезис В.Н.Татищева: «Государство – поиск общей пользы». Докажите, что концепции естественного права и договорного происхождения государства являлись теоретической базой взглядов В.Н.Татищева.

На основе изучения «Книги о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова раскройте сущность его взглядов на сословия.

Докажите, что на политико – правовые учения России XVIII в. большое влияние оказали идеи Просвещения. Проанализируйте идеи феодальной аристократии, просветительство того периода. Раскройте сущность взглядов М.М.Щербатова, С.Е.Десницкого, А.Н.Радищева.

При анализе политико-правовых учений XIX в. необходимо исходить из положения, что идейный акцент в этот период смещается с тезиса о богоустановленности царской власти к идеям конституционализма и просвещенной монархии. Все большую роль начинают играть идеи, выдвигаемые дворянским сословием. Происходит радикализация российской общественной мысли, что было связано с развитием социального реформаторства.

Проанализируйте истоки двух идейных течений, надолго определивших особенности российского понимания сути государства и права - западничества и славянофильства.

Проведите анализ трех основных течений политико-правовой мысли: либеральной, радикально – революционной и консервативной, охранительной.

В чем сущность русского реформизма? Каковы истоки возникновения данного течения политико-правовой мысли?

Дайте характеристику русского утопического социализма. В чем его отличия от западноевропейского аналога?

Прокомментируйте тезис А.И.Герцена : «Государство служит тому, с чьей стороны сила».

Наши рекомендации