Русская политико-правовая мысль первой половины XIX в
Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в.
Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826), который считал, что «самодержавие – есть Палладиум России» и был противником разделения властей. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности, сформулированная министром просвещения С.С.Уваровым.
Среди сторонников западноевропейского пути для России (сочетание законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений) можно назвать: А.А.Безбородко, А.Р.Воронцова, Г.Р.Державина, П.А.Зубова, Н.С.Мордвинова.
Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов («Конституция» Н.М.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, манифест, выработанный накануне восстания 14 декабря 1825 г.), которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод.
В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839). Идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства (Государственный Совет, Дума, Сенат) в сочетании с принципом выборного начала и местного самоуправления на основе имущественного ценза. Обосновывая необходимость создания правового государства, Сперанский определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы.
В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).
На рубеже 30-40- х гг. XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.
В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России, начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека».
Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX вв.
Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско – правовых построений. Основными направлениями общественно-политической мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм.
Реформистское направление было представлено такими именами, как Николай Александрович Серно- Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в подготовке проектов реформ, являясь выразителями радикального крыла реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на государство и право. Его православная государственная теория – «теория священного царства» основана на безусловной богоустановленности монархической государственности. Признание канонов не только практически действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, - вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым важным после самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение общего блага».
Радикальное направлениебыло представленонесколькими течениями:
утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).
Темы докладов и рефератов:
1.Русские просветители XVIII в.
2.Основные течения политико – правовой мысли России первой половины XIX в.
3.Либерально – конституционные проекты П.Пестеля и Н.Муравьева.
4.План государственного переустройства М.М.Сперанского.
5.Русский утопический социализм.
6. Политическая философия М.А.Бакунина.
Литература
Бокучава Г.Ш. Политическая философия М.А.Бакунина и современность.-М., 1999.
Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи) - М., 1998.
Герцен А.И. Сочинения в 2 т.-М., 1986.
Карамзин Н.М. Записки о Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М., 1991.
Москвина А.Г. Становление русской юриспруденции XVIII в.- Спб., 2000.
Павел Пестель. Русская правда. –М., 1993.
Павленко Н.И. Петр I: К изучению социально-психологических взглядов / Россия в период реформ Петра I .- М., 1973.
Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.
Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- М., 2002.
У истоков финансового права. М.М.Сперанский. Н.И.Тургенев. М.Ф.Орлов.-М., 1998.
Хомяков А.С. О старом и новом.- М., 1988.
Чаадаев П.Я. Сочинения .-М., 1989.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор - М., 1989.
Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века/ под общей ред. С.А.Покровского.-М., 1959.
Методические указания
Проведите анализ политических учений о просвещенной абсолютной монархии в России. Как Симеон Полоцкий обосновывал правомерность просвещенной абсолютной монархии? Какое он проводил различие между абсолютизмом и тиранией?
Прокомментируйте тезис В.Н.Татищева: «Государство – поиск общей пользы». Докажите, что концепции естественного права и договорного происхождения государства являлись теоретической базой взглядов В.Н.Татищева.
На основе изучения «Книги о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова раскройте сущность его взглядов на сословия.
Докажите, что на политико – правовые учения России XVIII в. большое влияние оказали идеи Просвещения. Проанализируйте идеи феодальной аристократии, просветительство того периода. Раскройте сущность взглядов М.М.Щербатова, С.Е.Десницкого, А.Н.Радищева.
При анализе политико-правовых учений XIX в. необходимо исходить из положения, что идейный акцент в этот период смещается с тезиса о богоустановленности царской власти к идеям конституционализма и просвещенной монархии. Все большую роль начинают играть идеи, выдвигаемые дворянским сословием. Происходит радикализация российской общественной мысли, что было связано с развитием социального реформаторства.
Проанализируйте истоки двух идейных течений, надолго определивших особенности российского понимания сути государства и права - западничества и славянофильства.
Проведите анализ трех основных течений политико-правовой мысли: либеральной, радикально – революционной и консервативной, охранительной.
В чем сущность русского реформизма? Каковы истоки возникновения данного течения политико-правовой мысли?
Дайте характеристику русского утопического социализма. В чем его отличия от западноевропейского аналога?
Прокомментируйте тезис А.И.Герцена : «Государство служит тому, с чьей стороны сила».