Терминологический словарь. Гражданский (государственный) национализм –идеальный типнационализма

Гражданский (государственный) национализм –идеальный типнационализма, стремящийся к национальной, государственной независимости.

Интегральный национализм. Термин «интегральный национализм» возник во Франции в начале XX ст. Он применялся для идентификации особого направления французского национализма, в котором смешивались элементы тоталитаризма и монархизма. Исследователи в основном используют термин «интегральный национализм» как родовое понятие, в рамках которого объединяются европейские праворадикальные тоталитаристские движения первой трети XX ст. К. Гейз «легитимизировал» этот термин как научный.

Дж Армстронг, опираясь на выводы К. Гейза, дает следующие характеристики «интегрального национализма»:

1. Вера в то, что нация является высшей ценностью, которой должны быть подчинены все остальные, то есть речь идет о тоталитаризме.

2. Апелляция к мистической идее единства всех личностей, составляющих нацию, обычно основанной на том предположении, что в одно органическое целое их объединяют биологические характеристики или необратимые последствия совместного исторического развития.

3. Подчинение рациональной аналитической мысли «интуитивно правильным» эмоциям, иррациональность.

4. Наличие харизматического лидера или элиты националистов-энтузиастов, которые считаются олицетворением "воли нации".

5. Культ действия, войны и насилия, которые считаются выражением "высшей биологической жизнеспособности нации" .

Культурный (этнический) национализм – идеальный тип национализма, направлен на защиту, охрану этнического языка, традиций, истории этноса, нации.

Национализм –1)идеология и реальная политика, которые основаны на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими, 2) идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация (В.Тишков), 3) идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующая национальную историю и признающая развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса 4) крайняя форма проявления национальных интересов, ведущая нацию к изоляции, обособлению и вражде с другими народами.

Определение сущности и понимание природы национализма оказалось сложной теоретической задачей. После того как в середине XIX-начале XX вв. национализм во многом сформировал облик Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна «накрыла» в 1950-70-х гг. «третий мир», а в 1990-х гг. привела к дезинтеграции систему социализма и ведущей страны этой системы – Советский Союз. Живучесть, влиятельность и широта распространения национализма в конце XX в. оказалась неожиданной для исследователей. Это привело к выдвижению новых подходов в его анализе.

В работах Э.Геллнера, Э.Смита, Б.Андерсона и других авторов убедительно доказано, что переход к современному обществу, обществу модерна, неизбежно сопровождается развитием национализма.

Как в истории политической мысли, так и в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию его природы национализма. Можно выделить следующие.

1 С позиций марксистского учения национализм рассматривается как продукт мелкобуржуазного сознания и мелкобуржуазной ограниченности, предрассудок, который должен преодолеть освободившийся пролетариат - общность социально экономического положения и интересов пролетариев всех стран гораздо сильнее и важнее, чем их национальные различия.

2 С точки зрения ряда представителей школы психоанализа (Э. Фромма, Т. Адорно, М. Хоркхаймера и др.) национализм - это возрождение и возведение в культ элементов первобытного родового мышления, «откат» от цивилизации в сторону варварства и дикости, т.е. безусловно отрицательное явление.

3 По мнению известного французского социолога Алена Турена, национализм - это реакция архаического, отсталого племенного сознания на распространение в масштабах всего мира достижений индустриальной цивилизации имассовой культуры –т.е.глобализации, стирающей национальные особенности и различия.

4 С точки зрения сторонников социологизаторского подхода, национализм - это идеология, созданная лидерами национальных движений и меньшинств с целью добиться власти для себя и привилегий для представляемых ими народов.

5 Положительная трактовка национализма рассматривает его как естественное проявление духа и исторического самосознания народа, а также способ отстаивания его жизненных интересов (так понимали природу национализма лидеры многочисленных национальных освободительных движений стран «Третьего мира», русские мыслители славянофильского направления и др.).

В рассмотрении социокультурных аспектов национализма выделяются три подхода: формалистический, релятивистский, культурно-коммуникативный.

В советской, а затем и в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле – как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В тоже время ещё в СССР начали переводиться работы работы Э.Гелнера, обсуждаться идеи Э.Кендури, Э.Хобсбаума, Э.Смита, Б.Андерсона, Д.Холла.

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящиеся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации.

Национализм имеет множество источников. Это могут быть и реальные события так и восприятие их, переживания людей.

Попытки классифицировать национализм стали шагом вперёд в его осмыслении.

В мировой науке давно идут споры о совместимости демократии и национализма. Эти поиски в мировой политологии и социологии связаны с именем А. Лейпхарта.

Гражданский и этнический этнонационализм. В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский и этнический этнонационализм. Первый иногда называют территориальным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признаётся нормой человеческого общежития. Этнический национализм может быть политическим или культурным. Критике обычно подвергается политический национализм. Направлен на защиту интересов отдельного этноса.

Национализм в России. Ученые и политики на Западе сегодня все чаще сходятся во мнении о том, что ХХ век стал веком национализма. И в то время, когда на Западе шла интенсивная работа по исследованию национализма, выходили крупные и фундированные работы, посвященные данной проблематике, в СССР господствовала идеология, в которой раз и навсегда были определены место и роль национализма как формы «иллюзорного сознания» и разновидности буржуазной идеологии, противостоящей идеям и политике интернационализма. На национализме лежало клеймо и проклятие; это был политический приговор тому, кого подозревали в отсутствии чувств и идей интернационализма, в преувеличенной склонности к любви к своему народу.

Сегодня можно говорить о трех направлениях в изучении национализма в российской этнополитологии:

1) Это «голый» инструментализм, утверждающий положение о том, что национализм искусственно изобретается и насаждается национальными элитами в корыстных корпоративных целях как инструмент борьбы за власть и влияние. Чаще всего утверждается, что нация и национализм - иллюзии и изобретения академиков-схоластов в угоду «этническим предпринимателям». Наиболее последовательные представители такой трактовки нации и национализма – А. Г. Здравомыслов и В. А. Тишков.

2) Это направление, наиболее близкое к западному «конструктивизму», представляет собой серьезное течение научной мысли, стремящееся раскрыть корни и основы этого явления, его формы и образы в России. Л. М. Дробижева, В. В. Коротеева, З. В. Сикевич, Г. В. Старовойтова стремились (и стремятся) показать всю сложность, многогранность и неоднозначность национализма, его свойств и отношений. Отказываются сводить его сущность только к этнократизму, этноцентризму, расизму и др. и рассматривать как однозначно негативное явление;

3) Национализм рассматривается и с позиций интегральной теории нации, которая стремится и способна раскрыть его культурно-психологическую природу, идеологические и политические свойства.

Явление национализма крайне многообразно, и само это явление одновременно выступает сразу во многих ипостасях – одновременно как освободительное движение, национальная идеология, этнопсихологический феномен. Известный российский социолог и этнополитолог Л. М. Дробижева пишет, что «суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации». Исследователь параллельно отмечает, что национализм – это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентаций, чувств. Поэтому источником, которые его питают, могут быть реальные обстоятельства, события, так восприятие их – то есть переживания людей. Автор предлагает рассматривать национализм как своего рода ситуационную экзистенциальную идеологию, возникающую в определенных условиях в ответ на вызовы интересам определенного этноса или этнонации, и содержащую в себе определенный ответ на эти вызовы. Формы и конкретное идейно-политическое содержание националистических доктрин могут при этом изменяться, однако «экзистенциальное ядро», связанное с жизненными интересами определенной этнообщности, остается в своих основаниях неизвестным.

Право наций на самоопределение –это право, в силу которого все народы имеют право свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивать своё экономическое, национальное и культурное развитие. Право наций, народностей на самоопределение закреплено в Уставе ООН, Международных пактах о правах человека, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Конституции Российской Федерации. В тоже время Российская Конституция содержание права наций на самоопределение не раскрывает. Право на самоопределение не распространяется в полном объёме на национальные, религиозные, языковые меньшинства. Самоопределенческая активность меньшинств предусмотрена статьёй 27 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Позитивные функции национализма. Здесь можно выделить следующие:

1 Интеграционная – последний способствует интеграции этнических общностей в ситуации угрозы, кризиса и масштабного «исторического вызова»;

2 Стабилизирующая – на время способствует стабилизации политических систем благодаря консолидации вокруг национальной идеи;

3 Идентификационная – позволяет индивиду определить свою национальную идентичность посредством соотнесения с националистической (национальной) идеологией, содержащимися в ней идеями и ценностями;

4 Мобилизационная – осуществляет этнополитическую мобилизацию благодаря выдвижению этнополитических программ;

5 Программирование этнических действий – формулирует программы и повестку дня для национальных движений;

6 Патерналистская (защита национальных интересов) – активно претендует на защиту ущемленных интересов этнических групп, мобилизует для этих целей общественное мнение, людей и ресурсы.

Нация. В современной политологии отсутствует единое понимание нации. Существует множество разнообразных концепций: 1) устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения, культуры, совместного проживания и коммуникаций. В структуре нации соединены этнические и социально-экономические компоненты, 2) согражданство, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединённое одним правлением, 3) этнополитическая общность как объединение нескольких этносов в национальном государстве.

В общественных науках и публицистике бывшего Советского Союза наиболее употреблялось определение нации, сформулированное Сталиным. Он определял нацию как общность, характеризующуюся следующими объединяющими факторами: экономическая жизнь, территория, психический склад, проявляющийся в общности культуры (Просвещение. - 1923. - №3. - С.54)

Во многих странах Западной Европы и в Америке понятие «нация» («национальность») употребляется в государственном (этатистском) смысле, т.е. им обозначаются население страны, граждане государства независимо от их этнического происхождения. Так, французами являются выходцы из Алжира, евреи и т.д.; американцами, канадцами, мексиканцами называют себя представители разных этносов.

В приведённом определении «этнос» (см. предыдущий семинар) есть общие признаки с традиционной категорией «нация». Разделяющий признак – экономика. Особый акцент при определении понятия «этнос» на общность культуры и этническое самосознание привёл к тому, что в последние годы наметилось сближение в понимании этого феномена в русскоязычной и зарубежной литературе. Это же касается и толкования международных актов, в частности, Всеобщей декларации прав человека, в которой понятия «нация», «национальные законы», «национальные суды» даются в этатистском понимании.

Национальный характер или национальный менталитет - это совокупность установок и предрасположенностей определённого народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Национальный характер или национальный менталитет формируется на протяжении длительного времени, охватывающего практически всю историю народа. Национальный менталитет – это определённый способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени.

Национальное самоопределение –процесс самосознания какой-либо группы людей в качестве самобытной общности и конституирование в качестве нации.

Национальное самосознание – совокупность идей, представлений, убеждений, верований, в которых данная национальная общность осознаёт себя как общность; одна из форм выражения народом своей самобытности и своего отличия от других общностей.

Национал-экстремизм – идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Он характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, догматизмом, нетерпением, максимализмом, отсутствием чувства реальности.

Шовинизм – это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой, как правило, меньшей - большей.

Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. братьями И. и Т. Коньяр была поставлена комедия «Трёхцветная кокарда». Одним из героев был Никола Шовен. Считается, что прототипом персонажа была реальная личность Н.Шовен, воспитанный в духе преклонения перед императором – создателем величия Франции.

На практике шовинизм совпадает с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм – идеология и практика господствующих классов нации, которая занимает господствующее положение в обществе.

Этнократия – в многонациональном государстве власть или наибольшее влияние одного этноса (нации), выражающееся в дискриминации других, проживающих в данном государстве или на данной территории этносов (наций).

Вопросы по теме

1 Можно ли утверждать, что национализм – это проявление национального эгоизма?

2 Оправдан ли национализм?

3 Как вы понимаете слова В.А.Тишкова: «Никто не накладывает запрет на употребление понятия нации в его этническом значении для лидеров республик и активистов национальных общин, но федеральная власть обязана оставить некоторое доктринальное пространство для процесса гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство»?

Задание

Напишите эссе. Согласно мнению академика А.С. Лихачёва, «национализм – это проявление слабости нации, а не её силы». Как вы думаете, какой смысл был вложен им в эти слова? Согласны ли Вы с его точкой зрения?

Цитаты по теме:

· На протяжении XIX и XX вв. националистическая повестка дня была постоянно на подъёме, породив вначале ряд войн между государствами, а затем и пароксизм насилия в виде двух мировых войн (Дальмайер Ф. Космополитизм: в поисках космоса. – Полис. - №5, 2012. – С.79).

· В России, несмотря на наличие «национального бытия» и национального дискурса, сама нация как бы отсутствует, ибо российский народ определялся как «многонациональный». (В.А.Тишков. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковоеразнообразие современных наций. – Политические исследования. - № 5, 2012. – С.77).

· Теория национальной «чистоты», «духа», «типа», а более – «генофонда» оказалась несостоятельной и нереализуемой, хотя до сих пор не потеряла своих сторонников, отчаянно желающих соединить три субстанции: этнос, нацию и государство. Абсолютизация и огосударствление культурной отличительности (этничности) остаётся опасной утопией мировой политики. (В.А.Тишков. Там же.)

Литература

Учебные пособия:

1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., «Аспект Пресс», 1998. Гл. 2.

2 Кравченко В.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М., «Юнити – Дана», 2001.

3 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., «Академия», 2001.

Журналы:

4 Ковалёв В.А, Шабаев Ю.П. Этничность и согражданство (Национальные движения в финно-угорских регионах РФ). - Полис, 2004.- № 4.

5 Линц Х., Степан А. Государственность, национализм и демократизация. - Полис, 1997. - №5.

6 Мнацакян М.О.Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире. - Социологические исследования, 1999. - №5.

7 Патриотизм и национализм / «Круглый стол» учёных. - ОНС, 2004. - №4.

8 Руткевич М. О двух концепциях нации. - Свободная мысль, 1999. - №11.

9 Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. - Полис, 2004. - № 1.

10 Тишков В.А.. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковоеразнообразие современных наций. – Политические исследования. - № 5, 2012. – С.77.

Тема 5

«Этнический конфликт»

«Цель земной жизни человеческого рода – свободное и сообразное с разумом устроение всех своих отношений».

И.Г.Фихте

«Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряжённости. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества».В.Путин

1 Содержание понятия «Конфликт». Этнический конфликт.

2 Причины этнических конфликтов.

3 Основные формы и типы этнических конфликтов.

4 Этнокультурные стереотипы и их роль в межэтническом противостоянии. Этноцентризм, ксенофобия.

5 Этнические конфликты в современной мировой истории.

6 Этнические конфликты в современной России, их своеобразие.

7 Пути разрешения этнического конфликта.

8 Миграция. Причины и типы миграций. Миграции как причина межэтнической напряжённости.

9 Государственная служба предупреждения этнических конфликтов.

Основные термины и понятия (значения знать):

Апартеид, ассимиляция, беженцы, геноцид, дискриминация, колониализм, конфликт, миграция, нация, национализм, расизм, сегрегация, толерантность, этнический конфликт этноцентризм.

Наши рекомендации