Банкет с частичным обслуживанием официантами
Банкет с частичным обслуживанием официантами носит, как правило, неофициальный характер и является наиболее распространенным видом обслуживания. Он проводится по поводу семейных торжеств, встреч, награждений, окончания учебных заведений, празднований знаменательных дат, событий, праздников.
Организация банкета предполагает упрощенную сервировку банкетного стола и обслуживания гостей с использованием русского способа подачи блюд и напитков. При определении количества официантов для его обслуживания исходят из расчета 1 официант на 10—14 гостей.
Меню банкета включает широкий ассортимент холодных закусок и блюд — 8—10 наименований и более, 1—2 горячие закуски, одно или несколько вторых горячих блюд, десерт, фрукты. Блюда могут порционироваться из расчета 1/2 от нормы порции на участника банкета. В заключение банкета за этим же столом или в отдельном зале рекомендуется подать горячие напитки, пирожное, торт и т. д.
Мебель и ее расстановка. Требования к мебели и варианты ее расстановки могут быть те же, что и для банкета с полным обслуживанием официантами. В практике проведения банкетов данного типа придерживаются двух подходов к расстановке мебели:
ü за общим столом
ü рассредоточенная форма размещения гостей за несколькими столами, которые устанавливают в зале в определенном, заранее согласованном с заказчиком порядке.
При определении длины столов исходят из нормы 0,6—0,7 м на участника банкета (для почетных гостей — 0,8—1м).
Сервировка стола. Банкетные столы накрывают скатертями так же, как и для банкета с полным обслуживанием официантами. Цветовая гамма столового белья подбирается в зависимости от характера торжества. Сервировка стола заметно упрощается: не используются мелкие столовые тарелки в качестве подставных, карточки-меню и именные карточки. Стол сервируют закусочными и пирожковыми тарелками, закусочными и столовыми приборами, фужером и двумя рюмками - для вина и для водки. Десертные приборы подают вместе с десертом.
За 30—60 мин до начала банкета начинают выставлять на каждый сектор стола холодные закуски, напитки и фрукты, предусмотренные меню, в очередности, позволяющей сохранить вкусовые качества, внешний вид, температуру изделий. Закуски рассредоточивают на столе, чередуя их по видам продуктов, цвету, размерам и форме исполнения (на ножках и без) посуды.
Бутылки с напитками рассредоточивают так же, как и закуски; их ставят этикеткой к сидящим за столом гостям, для того чтобы каждый гость мог налить себе любой из напитков по желанию. Некоторые из них могут быть откупорены заранее, а бутылки, закрытые металлическими пробками (пиво, воды, соки), откупоривают непосредственно перед приглашением гостей к столу. В последнюю очередь раскладывают на пирожковые тарелки хлеб и расставляют кресла или мягкие стулья. На подсобные столы (серванты) выставляют запас посуды и приборов.
Расчет столовой посуды и приборов. Расчет необходимого количества посуды и приборов производится в зависимости от числа участников банкета, меню и количества порций закусок и блюд так же, как и для банкета с полным обслуживанием. Исключение составляет расчет посуды для подачи блюд с производства: количество посуды принимается равным количеству секторов, на которые разделены столы.
Размещение и организация обслуживания участников банкета. Размещение гостей за столом, как правило, произвольное, однако для почетных гостей и устроителя банкета места предусматриваются в центре стола.
Обслуживание осуществляется частично самими участниками банкета, частично официантами. Официанты в первую очередь обслуживают почетных гостей, женщин, пожилых людей, предлагая им напитки и закуски.
В процессе обслуживания официанты должны постоянно поддерживать порядок на столе, своевременно убирать использованную посуду, приборы, при необходимости досервировывать стол.
Банкет-фуршет
Банкет-фуршет организуется по поводу мероприятий и торжеств, указанных для банкета с полным обслуживанием официантами, и носит, как правило, официальный характер.
Банкет-фуршет — это банкет, где его участники принимают пищу стоя и имеют возможность самостоятельно выбрать закуски и напитки, выставленные на фуршетном столе, свободно перемещаться по залу, вести беседы с любым гостем. Его преимущества перед другими банкетами состоят в следующем: на той же площади можно обслужить значительно больше гостей, приглашенные могут уйти с банкета «по-английски» (т. е. не ставя в известность организаторов), расходы в расчете на одного гостя значительно ниже, один официант обычно обслуживает 15—20 гостей.
Меню банкета состоит в основном из закусок, ассортимент которых значительно шире, чем меню других банкетов (холодных — 12—16 наименований, горячих - 1—3 наименования). Иногда включают вторые блюда небольшими порциями и мелко нарезанными, чтобы можно было пользоваться только вилкой или специальной шпилькой. В него включают также десерт, фрукты, горячие и прохладительные напитки, кондитерские и винно-водочные изделия.
Холодные закуски изготавливают небольшими порциями или ломтиками весом по 15—20 г, чтобы можно было пользоваться только закусочной вилкой или специальной шпилькой (шпажкой). Салаты укладывают в салатники или корзиночки (весом 50 г), икру — в икорницы или валованы.
Горячие закуски готовят без костей и небольшими порциями, часть из них подают в кокотницах.
Мебель и ее расстановка. В связи с тем, что гости принимают пищу стоя, столы для банкета-фуршета рекомендуются высотой 90—100 см, шириной 1,5 м. При определении общей длины исходят из нормы 1 м на 6—8 гостей. При отсутствии специальных столов фуршетный может быть составлен из обычных столов, которые ставят в ширину попарно, а в длину соответственно расчету, но не более 10 м.
Расстановка столов может быть разной: однорядной, буквами Т, П, Ш. Центральное место в зале отводится для почетных гостей. Стол для них устанавливается перпендикулярно другим столам и на расстоянии от них 1—1,5 м. Дополнительно, преимущественно у стен зала, ставят небольшие столики для запасных тарелок, приборов, салфеток, рюмок; пепельниц, сигарет; для использованной посуды и приборов.
Сервировка стола. Различают два варианта сервировки фуршетного стола: одностороннюю и двухстороннюю. Первый вариант сервировки — используют только с одной стороны для почетных гостей и для столов, расположенных у стен. Двухстороннюю сервировку осуществляют с двух сторон стола.
Последовательность сервировки следующая: накрытие стола специальными банкетными скатертями со спуском 5—10 см от пола; сервировка посудой для напитков (фужеры, бокалы, рюмки) способами в два ряда, группами, «елочкой», «змейкой»; закусочными и десертными (или пирожковыми) тарелками (стопками по 8—10 шт. — закусочные и по 4—6 — десертные и пирожковые) на расстоянии 1,5—2 м одна от другой и 1,5—2 см от края стола; закусочными ножами и вилками, десертными и фруктовыми приборами; бумажными и полотняными салфетками.
После сервировки стола посудой и приборами на него по центру, чередуя, ставят вазы с цветами и фруктами, бутылки с напитками. Размещение последних зависит от способа расстановки на столе посуды: водку и вино — к рюмкам, воды и пиво -к фужерам, соки — к стаканам для соков. Затем выставляют холодные закуски, соусы к ним и хлеб.
Могут быть и другие варианты сервировки фуршетного стола.
Расчет столовой посуды и приборов производится, как и для банкета с частичным обслуживанием официантами, т. е. количество посуды принимается равным количеству секторов (1 сектор через каждые 2—2,5 м длины стола). Посуду и приборы для сервировки и обслуживания гостей в зале рассчитывают по рекомендуемым нормам на одного человека, шт.: рюмки всех видов - 2—2,5, фужеры - 0,75—1,0, стаканы для соков -0,25—0,5, закусочные тарелки - 1,5—2,0, десертные и пирожковые тарелки — 0,5—0,75, ножи закусочные - 0,75—1,0, вилки закусочные - 1,5—2,0, ножи фруктовые - 0,5—0,75, вилки десертные — 0,5—0,75.
Аперитив, если он предусмотрен заказом, подают в порядке, предусмотренном для полного обслуживания официантами.
Организация обслуживания участников банкета. До начала банкета метрдотель распределяет обязанности между официантами: подача закусок и напитков в обнос, обслуживание у фуршетного стола.
Горячие закуски подаются для всех участников банкета в обнос. Так же в обнос подают десерт: мороженое, желе, кремы и др.; кофе (чай).
Во время произношения речей или тостов всякое обслуживание недопустимо.
Банкет-коктейль
Банкет-коктейль является разновидностью банкета-фуршета. Он организуется для участников международных конференций, совещаний, симпозиумов, конгрессов, ярмарок и выставок, журналистов и др.
Характерные особенности: все гости принимают пищу стоя, банкетные столы отсутствуют, закуски и напитки предлагают гостям в обнос, для закусок используют шпажки. Преимущества такого вида банкета заключаются в возможности обслужить большое количество гостей в сравнительно небольшом помещении, не требуется большого разнообразия мебели, посуды, приборов и столового белья.
На одного официанта при обслуживании банкета-коктейля приходится 10—15 гостей.
Различают банкет-коктейль деловой — продолжительностью 40—50 мин, который организуют в перерывах официальных мероприятий, и с целью отдыха — продолжительностью 1,5-2 ч.
Меню банкета включает 8—12 наименований холодных закусок, 1—3 горячие закуски, десерт, фрукты, прохладительные и горячие напитки, винно-водочные изделия, коктейли. В некоторых случаях ассортимент закусок и напитков может быть ограничен подачей натуральных соков, бутербродов канапе и кофе.
Величина всех подаваемых изделий должна быть рассчитана на «один укус».
Подготовка к банкету. При организации банкета-коктейля необходимо дополнительное подсобное помещение, примыкающее к залу. В нем подготавливают к разливу напитки, смешивают коктейли, комплектуют блюда и закуски с производства для подачи в зал, заполняют подносы. Для подачи блюд рекомендуется использовать простую, устойчивую и недорогую посуду из стекла в достаточном количестве, небольшой и ограниченный ассортимент блюд, кувшинов для соков и воды, термосы и щипцы для льда, подносы, пепельницы, шпажки.
Расчет количества посуды зависит от числа участников банкета, ассортимента закусок и напитков, количества и квалификации обслуживающего персонала, расположения зала, подсобного помещения и других факторов.
Дополнительно в зале для участников банкета организуется буфет-бар с буфетной стойкой или обычным столом, накрытым скатертью со спуском полотна 5—10 см от пола, где обслуживание осуществляется барменом, официантами или самообслуживанием по типу «шведского стола».
Организация обслуживания участников банкета. Обслуживание начинают с подачи напитков в обнос: безалкогольные напитки (соки, вода, пиво), через 10—15 мин - крепкие напитки (водка, коньяк и др.), затем снова безалкогольные напитки. Затем предлагают холодные закуски, которые подают на блюдах на подносе, рядом с которым располагают пирожковую тарелку с хлебом, шпажки в стаканчике или (в верхние и крайние порции закусок) наколотыми на закуски.
Подача горячих закусок осуществляется так же, как и холодных. Затем в обнос подают фрукты и горячие напитки.
Обслуживание начинается с приходом первого гостя и заканчивается с уходом последнего. Организация работы официантов - парная: один подает напитки, другой — закуски. Для сбора использованной посуды привлекается дополнительный официант.
Банкет-чай
Банкет-чай организуют, как правило, для общения с родственниками, приятелями, коллегами, по поводу различных торжественных случаев и дат. Проводится он во второй половине дня (16—18 ч), продолжительность — не более 2 ч, количество участников — 6—12. Для создания непринужденной обстановки желательно обслуживание официантами.
В меню банкета включают: сладкие блюда (желе, муссы, самбуки, кремы, взбитые сливки, суфле, мороженое, фруктовые салаты и т. д.), чай, мучные кондитерские изделия (торты, пирожные, сладкие пироги, кексы, печенье), а также конфеты, шоколад, орехи, варенье, мед, лимон, фрукты, молоко или сливки и др.
Холодные закуски на чайный стол подавать не рекомендуется, однако по желанию заказчика в меню могут быть включены различные бутерброды, ветчина, сыр, маленькие слоеные пирожки с мясом. Вместо чая может быть подан кофе.
Из спиртных напитков рекомендуются десертные, полусладкие и полусухие вина, ликеры, коньяк, ром, допускается подача шампанского.
Подготовка к банкету. Стол (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный) ставят в центре зала или у стены с соблюдением достаточного пространства для проходов, покрывают цветной полотняной скатертью светлых тонов с рисунком или без него, салфетки подбирают в тон скатерти.
Для сервировки используют десертные тарелки и приборы, фруктовые приборы, рюмки мадерные, коньячные, ликерные, бокалы для шампанского, фужеры, стопки, чайные чашки, вазы для фруктов и кондитерских изделий, сахарницы и щипцы для сахара, лоточки для лимона, розетки для варенья, приборы для раскладки.
Сервировка чайного стола зависит от меню банкета и способа подачи сладких блюд.
Для удобства обслуживания официанту предусматривается подсобный стол.
Организация обслуживания участников банкета. После размещения гостей за столом официант предлагает им сладкие блюда и вина, затем подают чай с мучными кондитерскими изделиями и последними — фрукты, орехи, конфеты.
Можно расставлять сладкие блюда (кроме мороженого) и до прихода гостей (за 10—15 мин). Розетки ставят стопками по 5—6 шт. у каждой вазы с вареньем или медом.
Перед подачей чая со стола убирают использованную посуду, стол сервируют десертными тарелками, ставят горячие сливки, молоко и лимон. После подачи горячих напитков гостям предлагают вина: мускат, кагор, ликеры, коньяк. При повторной подаче чая чашки меняют. Возможны различные варианты: полное обслуживание официантами или чай из самовара наливает хозяйка торжества для всех гостей или только почетным гостям.
Дипломатический прием
Дипломатические приемы проводят в ознаменование важных юбилейных дат, годовщин, международных договоров, соглашений и т.п. Приемы служат для установления, развития контактов между официальными, деловыми и культурными кругами государств. Размещение гостей, обслуживание за столом ведутся в соответствии с протоколом. Слово «протокол» означает совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, официальными лицами в общении международного характера. В международном общении соблюдение протокола обязательно; каждая страна может вносить свои изменения с учетом национальных особенностей, обычаев и т.д.
На дипломатические приемы приглашают только лиц, занимающих официальные должности. Эти банкеты носят строго официальный характер.
Приглашение на банкет-прием адресуется конкретному лицу, которое не имеет права передать его другому. Это связано с порядком размещения гостей в зависимости от их должностей, при этом учитывается также их общественное положение, почетные звания, возраст и т.д. В приглашении указывается характер приема (завтрак, обед, ужин). При приеме заказа, кроме места проведения, даты, времени начала и окончания, форм обслуживания, уточняется, нужно ли вывешивать национальные флаги, устанавливать микрофон на столе, требуется ли выступление оркестра и т.д.
Различают следующие виды дипломатических приемов:
Завтрак организуется между 12 и 15 ч, длится до полутора часов. В меню, как правило, входит один-два вида холодных закусок, одно горячее рыбное блюдо, одно мясное блюдо, десерт. Из вин предлагают к холодным блюдам водку или настойку, к рыбным блюдам — сухое белое вино, к мясным — сухое красное, к десерту — шампанское. Возможна подача супа. Завершается завтрак подачей кофе или чая.
Чай организуется между 16 и 18 ч для женщин, гостями могут быть и мужчины. К чаю подаются кондитерские изделия, фрукты, соки, воды.
Прием типа «фуршет» проводится обычно с 17 до 20 ч и длится примерно два часа. На стол ставят разнообразные холодные закуски, кондитерские изделия, фрукты, спиртные напитки, минеральные воды. В меню могут входить горячие закуски. Заканчивается подачей мороженого, шампанского, кофе.
Прием вида «коктейль» — столы не накрывают, напитки, закуски разносят официанты. Заканчивается также подачей шампанского, кофе.
Обед — наиболее почетный вид приема. Его проводят от 19—21 ч, длится 2—2,5 ч, в том числе за столом 50—60 мин, остальное время — в гостиных. В меню холодные закуски, суп, горячие рыбные и мясные блюда, десерт.
Ужин отличается от обеда тем, что начинается в 21 ч и позже, например, после театра.
Правила проведения банкета-приема за столом с полным обслуживанием официантами описаны выше.