Порядок формирования конституционных судов

Понятием "порядок формирования конституционного суда" охватываются органы, участвующие в формировании суда, про­цедура, т. е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.

Можно выделить несколько способов формирования (комплек­тования) состава конституционных судов: 1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государст-

' Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. №44. Ст. 1450.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 51. Ст. ЗОН.

венной власти — законодательная, исполнительная и судебная;

2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти — законодательная и исполни­тельная; 3) 'В формировании состава конституционного суда уча­ствует лишь одна ветвь государственной власти — либо законо­дательная, либо исполнительная. Существуют и другие модели формирования состава конституционных судов.

Три ветви государственной власти — законодательная, испол­нительная и судебная — участвуют в формировании конституци­онных судов Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Перу, Украины и др.

В Италии назначение членов Конституционного Суда осуще­ствляется следующим образом: одна треть состава (пять судей) назначается Президентом Республики, одна треть - Парламен­том на совместном заседании палат, одна треть — высшими ма­гистратурами (трое — Кассационным судом и по одному — Госу­дарственным советом и Счетной палатой). Любопытно, что су­дьи, назначенные Парламентом, должны пройти утверждение Конституционным Судом Италии (требуется абсолютное боль­шинство голосов). Президент назначает судей без представления правительства, хотя декрет о назначении контрассигнуется пред­седателем правительства. Для избрания судей Парламентом тре­буется большинство в две трети от общего числа членов Палаты депутатов и Сената в двух первых турах выборов и в три пятых — в последующих турах. Квалифицированное большинство преду­смотрено для того, чтобы устранить партийное влияние на из­брание судей. Судьи Конституционного Суда от судебной власти избираются тремя коллегиями, в которые входят высшие долж­ностные лица Кассационного Суда, Государственного совета и Счетной палаты.

В Болгарии одна треть (четыре судьи) состава Конституци­онного Суда избирается Народным Собранием, одна треть — на­значается Президентом, а одна треть - избирается общим соб­ранием судей Верховного кассационного суда и Верховного ад­министративного суда.

В Республике Молдова двое судей из шести назначаются Парламентом, двое - Президентом Молдовы и двое - Высшим советом магистратуры'.

' В первый состав Конституционного Суда судьи от Высшего совета магистра­туры назначаются на должность общим собранием народных судей и членов Верховного Суда

В Украине шесть судей Конституционного Суда из 18 назнача­ются Президентом Республики, шесть — Парламентом и шесть — судейским сообществом в лице Съезда судей.

Трех судей из девяти членов Конституционного Суда Грузии назначает Президент Грузии, трех — избирает Парламент боль­шинством не менее трех пятых списочного состава и трех — на­значает Верховный Суд Грузии.

Законодательная и исполнительная ветви государственной вла­сти участвуют в формировании конституционных судов Австрии, Андорры, Албании, Болгарии, Канады, Румынии, Чехии и др.

Трое из девяти судей Конституционного Суда Румынии на­значаются Палатой депутатов, трое — Сенатом и трое — Прези­дентом Румынии.

В Республике Армении пятерых из девяти судей Конституцион­ного Суда назначает Парламент - Национальное Собрание по предложению его Председателя, четырех — Президент Республики.

Исключительно представительными (законодательными) орга­нами государственной власти назначаются (избираются) консти­туционные судьи Венгрии, Германии, Кыргызстана, Литвы, Эсто­нии, Лихтенштейна, Польши, Словакии, Узбекистана, Хорватии, Швейцарии, СРЮ и др.

Половина состава Федерального Конституционного Суда Германии (восемь из 16) избирается Бундестагом (путем прове­дения непрямых выборов через выборщиков), другая половина -Бундесратом. Интересно, что в случае несоблюдения Парламен­том ФРГ требований закона о сроках проведения выборов судей Конституционного Суда (в течение двух месяцев после истече­ния срока их полномочий) право выдвижения кандидатов для избрания судьи переходит самому Федеральному Конституцион­ному Суду, который на своем Пленуме простым большинством голосов принимает соответствующее решение: в случаях, когда необходимо избрать одного судью, Конституционный Суд дол­жен предложить трех кандидатов; когда необходимо избрать од­новременно несколько судей, Конституционный Суд должен предложить вдвое больше кандидатов. Однако Парламент не связан этим предложением и вправе избрать' кандидата, не вы­двигавшегося Конституционным Судом.

В процедуре выдвижения кандидатов в судьи Конституцион­ного Суда важная роль принадлежит Федеральному министру юстиции, который готовит, своевременно пополняет и не позже чем за неделю до выборов представляет председателям палат парламента списки федеральных судей, обладающих правом стать членами Конституционного Суда (три судьи каждого из

сенатов Конституционного Суда избираются из числа судей высших судебных органов ФРГ).

Утверждение на должность судей Федерального Конституци­онного Суда производит Президент ФРГ.

Пятнадцать членов Конституционного Суда Венгрии изби­раются Государственным собранием. Предлагает кандидатуры комиссия, состоящая из членов депутатских партийных фрак­ций, обладающих представительством в Государственном собра­нии. Для избрания членов Конституционного Суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.

В Союзной Республике Югославии Союзный Конституцион­ный Суд избирается Союзной Скупщиной из числа кандидатов, предложенных Президентом СРЮ по получении мнения прези­дентов союзных республик — Сербии и Черногории.

Судьи Суда конституционного надзора Монголии назначаются Великим государственным хуралом, трое из них выдвигаются им же, трое предлагаются Президентом, трое — Верховным Судом.

Исключительно исполнительной властью в лице главы государ­ства конституционные судьи назначаются в Австрии, Бельгии, Да­нии, Испании, Кипре, Сенегале, Турции, Южной Африке и др.

В Испании члены Конституционного Суда назначаются гла­вой государства (королем) из числа кандидатов, представляемых палатами Парламента — по четыре, Правительством и Генераль­ным (Высшим) Советом судебной власти (орган высшего прав­ления судебной власти) — по два.

В Австрии назначение 14 судей и шести заместителей судей Конституционного Суда производится главой государства — Президентом Республики: председатель, заместитель председате­ля, шесть судей и три заместителя судей — по представлению Федерального Правительства, шесть членов и три заместителя судей — по представлению палат Парламента.

Конституционный Суд Турецкой Республики состоит из 11 членов и четырех заместителей. Президент Республики на­значает двух членов и двух заместителей из состава Кассацион­ного Суда, двух членов и одного заместителя из состава Государ­ственного Совета, а также по одному члену из Военного Касса­ционного Суда, Высшего Военного Административного Трибу­нала и Счетной Палаты. Причем в каждом случае Президент выбирает из трех кандидатов, представляемых на каждый ва­кантный пост пленарной сессией соответствующего органа. Кроме того, Президент назначает одного члена Конституцион­ного Суда из трех кандидатов, представляемых Советом по выс-

шему образованию из числа преподавателей высших учебных заведений, а также трех членов и одного заместителя из числа высших государственных служащих и адвокатов.

Арбитражный Суд Бельгии, осуществляющий конституцион­ный контроль, состоит из 12 судей. Они назначаются монархом из списка, представленного раздельно палатами Парламента (шесть судей образуют франкоговорящую группу, шесть — фламандского-ворящую. Один судья должен хорошо владеть немецким языком).

Конституционный Суд Словакии состоит из десяти судей, которых назначает Президент Словацкой Республики из числа двадцати лиц, предложенных Национальным Советом.

Судей Конституционного Суда (их 15) Чешской Республики назначает Президент с согласия Сената.

Положительной тенденцией в посттоталитарных государствах можно назвать формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парла­ментом и высшими судебными инстанциями и /или судейским сообществом), что в большей степени обеспечивает сбалансиро­ванность их состава.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных судов. Судьей может быть избрано (назначено) лицо, отвечающее определенным требованиям. В мировой прак­тике к кандидатам на должность судьи конституционного суда предъявляются, как правило, следующие требования:

1) наличие отечественного гражданства. Это вполне естест­венное требование к присягающему на верность Конституции конкретного государства. Оно содержится в законах о конститу­ционных судах Грузии, Венгрии, Испании, Литвы, России, Ук­раины и др.;

2) компетентность, высокая профессиональная квалифика­ция. Компетентность определяется высоким уровнем юридиче­ского образования (требуется наличие высшего юридического образования) и продолжительным стажем профессиональной юридической деятельности.

В Конституции Австрии сказано, что члены Конституцион­ного Суда, включая запасных, должны иметь законченное обра­зование в области государственно-правовых наук. Они назнача­ютсяиз числа судей, чиновников администрации, профессоров университетов.

По законодательству Испании кандидаты в судьи Конституци­онного Суда должны быть компетентными юристами. Члены Кон­ституционного Суда Испании избираются из числа судей и проку­роров, университетских профессоров, должностных лиц, адвокатов-

Согласно Конституции Италии судьи Конституционного Су­да избираются из судей высших общих и административных су­дов, в том числе находящихся в отставке, из профессоров права и адвокатов.

В ФРГ на посты судей Конституционного Суда могут пре­тендовать лица, которые получили университетское юридиче­ское образование, завершившееся сдачей первого государствен­ного экзамена, и прошли непосредственно после этого подгото­вительную служебную стажировку, закончившуюся сдачей вто­рого государственного экзамена.

Членом Конституционного Суда Грузии может быть гражда­нин Грузии, имеющий высшее юридическое образование.

В ряде государств кандидаты на должность судьи Конституци­онного Суда должны иметь достаточно продолжительный стаж профессиональной деятельности, минимум которого устанавлива­ется в законе (в Австрии, Украине - 10 лет, В Испании, Молдове — 15 лет и т.д.). В Италии для адвокатов, претендующих на пост члена Конституционного Суда, необходим 20-летний стаж про­фессиональной работы. В ФРГ для лиц, избираемых из состава высших судебных органов, — не менее трех лет занятия должности в этих органах, для остальных претендентов - профессиональная стажировка в течение двух с половиной лет.

На должность судьи Конституционного Суда Украины может претендовать гражданин Украины, имеющий высшее юридиче­ское образование и стаж практической, научной или педагогиче­ской работы по специальности не менее 10 лет.

В Республике Молдова судьей Конституционного Суда может быть гражданин Республики, имеющий высшее юридическое обра­зование и стаж работы по юридической специальности или в облас­ти юридического образования, либо науки не менее пятнадцати лет;

3) возрастной ценз. Установление в законах нижнего возраст­ного предела направлено на то, чтобы судьями избирались лица, обладающие достаточным жизненным опытом, "житейской муд­ростью". При этом возрастной ценз сам по себе достаточно вы­сок, что объясняется наличием других требований, предъявляе­мых к кандидату в судьи (большой стаж профессиональной дея­тельности). В Украине конституционным судьей может быть гражданин, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет. В Венгрии кандидату в судьи должно быть не менее 45 лет, в Грузии — не менее 35 лет и т.д.;

4) безупречная репутация. Кандидат в конституционные судьи должен обладать высокими нравственными качествами, незапят-

нанной репутацией, быть честным и достойным человеком и гражданином. Хотя это требование весьма расплывчатое, "резиновое", но оно естественно и необходимо для поддержания авторитета судьи. Решения конституционного суда покоятся не только на силе закона, но и на авторитете его членов.

В ряде государств к кандидатам в конституционные судьи предъявляются и другие требования: знание государственного языка, письменное согласие стать членом конституционного су­да. Кандидат в судьи Конституционного Суда Украины, напри­мер, должен не только владеть государственным языком, но и проживать в Украине последние двадцать лет.

Принесение присяги. Присяга — один из важнейших атрибу­тов, торжественный акт вступления в должность судьи консти­туционного суда, составная часть процедуры формирования кон­ституционного суда. Именно с момента принятия присяги судья считается вступившим в должность. Присяга символизирует осо­бый статус конституционного судьи, его повышенную граждан­скую и профессиональную ответственность, придает церемонии особую торжественность.

В ряде государств конституция или закон специально оговарива­ют, что если судья отказывается от принесения присяги или связыва­ет ее принесение с каким-либо условием, или приносит присягу с оговоркой, то он считается неназначенным (неизбранным).

Судья присягает на верность действующей конституции как символу конституционной законности. Это означает, что внесение дополнений и изменений в конституцию или даже принятие новой конституции не требуют от него повторного принесения присяги'.

' Эта проблема обсуждалась в Совете Федерации российского парламента после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.

Принесение присяги на верность Конституции Российской Федерации преж­ним составом Конституционного Суда, по мнению бывшего председателя Совета Федерации В.Ф. Шумейко, оказало бы "положительное воздействие на процесс ук­репления конституционного строя, взаимодействие и консолидацию судей ... Рос­сийское государство изменило и свое название, и конституционный строй. Таким образом, изменились фундаментальные условия осуществления конституционного правосудия". Предложение о повторном принесении присяги конституционными судьями в случае принятая новой Конституции Российской Федерации снова вы­двинуто в качестве законодательной инициативы по дополнению и изменению Фе­дерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Феде­рации". С этими предложениями и доводами нельзя согласиться: если судья не под­держивает - частично или полностью - конституционную реформу, не готов руко­водствоваться в своей деятельности новым конституционным текстом, он должен подать в отставку Непринесение присяги судьей в случае изменения Конституции не является основанием для прекращения его полномочий.

Назначенные (избранные) судьи присягают на верность кон­ституции, в ряде случаев — и на соблюдение конституционных и других законов, а также обязуются защищать права и свободы человека и гражданина, принципы правового государства. В не­которых текстах присяги указывается на обязанности профес­сионального и нравственного характера (принимать решения в соответствии со своими убеждениями, быть независимым, бес­пристрастным; быть справедливым, исполнять судейские обя­занности в соответствии со своей совестью и т.п.). В Испании судьи присягают на верность короне, в ФРГ, Румынии и других государствах в текст присяги включена религиозная формула ("Да поможет мне Бог!").

В Испании, Словакии, Чехии присяга приносится судьей кон­ституционного суда главе государства. В Австрии председатель и заместитель Председателя приносят присягу Президенту, а члены и запасные члены Конституционного Суда — его Председателю.

Принесение присяги осуществляется в устной форме, но за­тем оно может быть оформлено письменно (путем подписи тек­ста присяги).

Судья Конституционного Суда • Словацкой Республики при­носит присягу следующего содержания: "Клянусь своей честью и совестью, что буду защищать неприкосновенность естествен-' ных прав человека и прав гражданина, защищать принципы правового государства, руководствоваться Конституцией и. кон­ституционными законами и принимать решения в соответствии со своими убеждениями, независимо и беспристрастно". Ана­логичную по своему содержанию присягу приносят судьи Кон­ституционного Суда Чешской Республики.

До вступления в должность член Конституционного Суда Грузии в присутствии Президента, Председателя Парламента и Председателя Верховного Суда приносит присягу: "Перед Богом и народом клянусь добросовестно исполнять обязанности члена Конституционного Суда и при их исполнении подчиняться лишь Конституции Грузии, никому и ничему другому, кроме Конституции Грузии".

Судья Конституционного Суда Украины приносит присягу на заседании Верховной Рады Украины с участием Президента, Премьер-министра, Председателя Верховного Суда Украины не позднее месяца после своего назначения.

Как правило, избрание судей конституционного суда оформ­ляется специальными документами, которые публикуются в

официальных изданиях. Тем самым осуществляется информиро­вание о назначении (избрании) судьи конституционного суда, что может считаться завершающей частью процедуры формиро­вания конституционного суда (особенно при первичном утвер­ждении).

Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Судьи Конституционного Суда Российской Федера­ции назначаются Советом Федерации по представлению Прези­дента Российской Федерации (статья 128. часть 1. Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации"). Согласно части первой статьи 9 Закона пред­ложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Рос­сийской Федерации членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представи­тельными) органами субъектов Российской Федерации, высши­ми судебными органами и федеральными юридическими ведом­ствами, всероссийскими юридическими сообществами, юриди­ческими научными и учебными заведениями. Несмотря на ши­рокий круг субъектов, которые управомочены предлагать канди­датуры судей Президенту Российской Федерации, последнее слово остается за Президентом'. Как известно, в 1994 и 1997 годах своим правом воспользовались Государственная Ду­ма. Съезд судей Российской Федерации, научные и учебные за­ведения и др.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьей Конституционного Суда

I При сохранении принципа преемственности состава Конституционного Суда Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно было бы скорректиро­вать существующий способ его формирования в соответствии*с~Т»ринципом раз­деления властей, а именно: при наличии вакансии в Конституционном Суде Совету Федерации представляют по одному кандидату Президент. Государст­венная Дума и Верховный Суд Российской Федерации совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации ( этот вопрос они могут решать на совместном пленарном заседании) с учетом мнения судейского сообщества либо само судейское сообщество в лице Съезда судей Российской Федерации. Если никто из представленных кандидатов не будет назначен Советом Федерации на должность конституционного судьи, то процедура представления новых канди­датов повторяется. Однако повторное представление кандидатуры нежелательно.

Российской Федерации может быть назначен гражданин Рос­сийской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической спе-циальнбсти не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права'.

Согласно статье 9 Закона Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Су­да Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федера­ции назначается на должность в индивидуальном порядке тай­ным голосованием. Назначенным на должность судьи Конститу­ционного Суда Российской Федерации считается лицо, полу­чившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда , Российской Федерации представление о назначении другого ли­ца на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня откры­тия вакансии.

В соответствии со статьями 178—183 Регламента Совета Фе­дерации вопрос о назначении на должности судей Конституци­онного Суда Российской Федерации включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

Кандидатуры, представленные Президентом Российской Фе­дерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законода­тельству и судебно-правовым вопросам, который готовит заклю­чение по каждой кандидатуре. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета.

На заседании Совета Федерации председатель Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопро­сам знакомит членов Совета Федерации с заключениями коми­тета по представленным кандидатурам. После обсуждения все кандидатуры включаются в бюллетень для тайного голосования.

' Четыре пятых нынешнего состава Конституционного Суда в прошлом — науч­ные сотрудники, профессора, доценты, остальные имеют большой опыт работы в качестве судей и работников прокуратуры. Тринадцать судей имеют ученую степень доктора юридических наук.

На случай представления Президентом Российской Федера­ции большего числа кандидатур на вакантную должность судьи Конституционного Суда (как это случилось 3 ноября 1994 года) Совет Федерации 15 ноября 1994 года принял постановление "О порядке назначения на вакантные места судей Конституцион­ного Суда Российской Федерации из числа кандидатур, пред­ставленных Президентом Российской Федерации 3 ноября 1994 года"'.

Если одна или несколько кандидатур, представленных для назначения на должности судей Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, при голосовании не наберут требуемого числа голосов, то на вакантные должности судей Президент Рос­сийской Федерации в двухнедельный срок представляет Совету Федерации новые кандидатуры.

При отклонении Советом Федерации кандидатур, представ­ленных Президентом Российской Федерации на должности су­дей Конституционного Суда Российской Федерации, Совет Фе­дерации принимает постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в течение трех суток направляется Председателем Совета Феде­рации Президенту Российской Федерации. Для проведения кон­сультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председате­лю Совета Федерации.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 10 устанавливает, что Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Сове­том Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на долж­ность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Такой порядок был установлен постановлением Совета Фе­дерации от 25 октября 1994 года "О порядке приведения к при­сяге судей Конституционного Суда Российской Федерации"2 и инкорпорирован в Регламент палаты.

Согласно статье 184 Регламента Совета Федерации после ог­лашения результатов голосования по кандидатурам, представ­ленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федера­ции, Председатель Совета Федерации в торжественной обста-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 № 31. Ст. 3202.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2930

,новке объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда Российской Феде­рации.

Приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, производится Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федера­ции в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственного герба Российской Федерации и Государствен­ного флага Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституци­онного Суда Российской Федерации, для приведения его к при­сяге, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона "О Конституцион­ном Суде Российской Федерации": "Клянусь честно и добросо­вестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конститу­ции Российской Федерации, ничему и никому более". Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, произносит текст присяги вслух, стоя, по­ложив руку на текст Конституции Российской Федерации. Все находящиеся в зале заседаний заслушивают присягу стоя.

Принесение Присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения (см. документ 1). До­кумент остается на хранении в Совете Федерации.

Председатель Совета Федерации поздравляет судью Консти­туционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

После принесения судьей Конституционного Суда Россий­ской Федерации присяги звучит Государственный гимн Россий­ской Федерации.

Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации (см. докумет 2).

3. Структура конституционных судов

Мировой опыт дает различные модели структуры конститу­ционных судов и организационно-правовых форм их деятельно­сти. Наблюдается тенденция ко все большему совпадению орга-

низационной структуры конституционных судов различных стран в силу единства принципов конституционного судопроиз­водства в правовом демократическом государстве.

Существует две основные модели структуризации конститу­ционных судов: 1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;

2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений — коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).

Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в рабо­те конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.

Пленарные заседания конституционного суда — ведущая ор­ганизационно-правовая форма его деятельности. Это обусловле­но тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важ­ные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре кон­ституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, приня­тые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнознач­ны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.

Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседа­ния коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.

Коллегии конституционного суда, как правило, равноправ­ны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение иу состава, позволяет из­бегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распре­деление судей между коллегиями.

Коллегии для подготовки дел могут создавать свои собствен­ные подразделения (секции'и др.).

К определению компетенции пленума и коллегий конститу­ционного суда может быть два подхода. Первый: пленум упол­номочен рассматривать широкий круг дел, объем компетенции коллегий определяется по остаточному принципу - они рас­

сматривают дела, отнесенные к ведению конституционного суда, но не входящие в компетенцию пленума. Однако перечень пол­номочий пленума конституционного суда может и не быть за­крытым, исчерпывающим. К распределению компетенции меж­ду пленумом и коллегиями может быть и иной подход: основной круг дел рассматривают коллегии, пленум же рассматривает де­ла, не входящие в компетенцию коллегий.

При любом подходе обязательно соблюдается правило о единстве правовой позиции при рассмотрении дел в пленуме и в коллегиях. Так, палаты Конституционного Суда Испании при осуществлении своей юрисдикции не вправе отступать от пред­шествующей конституционной доктрины, принятой Судом. Ес­ли палата считает необходимым такое отступление, то вопрос передается на решение пленума.

Распределение дел между коллегиями осуществляется в по­рядке очередности либо специализации по решению пленума. Как правило, по предложению председателя конституционный суд и его коллегии (палаты, сенаты) работают непрерывно либо сессионно.

Конституционные суды в качестве единой коллегии, рассматри­вающей дела в пленарных заседаниях, действуют в Австрии, Болга­рии, Италии и других государствах.

В Конституционном Суде Австрии нет деления на палаты. Суд работает сессионно — четыре сессии ежегодно по три-четыре недели (в марте, июне, сентябре и декабре). В необходи­мых случаях могут созываться чрезвычайные сессии. Правда, в последнее время вследствие увеличения числа рассматриваемых дел все шире применяется практика принятия решений Предсе­дателем, его заместителем и четырьмя судьями.

Конституционный Суд Италии рассматривает и решает дела в пленарных заседаниях. Председатель назначает судью-докладчика и утверждает повестку дня, он же председательствует на заседаниях. Для проведения заседания требуется наличие не менее 11 судей из 15.

Конституционные суды действуют как в полном составе в пле­нарных заседаниях, так и в составе коллегий в Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Польше, России, Румынии, Украине.

Конституционный Суд Испании осуществляет свою деятель­ность в заседаниях пленума или палат. В состав пленума входят все члены Конституционного Суда. В состав каждой палаты включаются по шесть членов, назначаемых пленумом. Пленум и палаты учреждают секции, которые состоят из председательст-

вующего и двух членов. Палаты рассматривают дела, связанные с нарушением конституционных прав. Если при этом палата со­чтет, что закон следует признать неконституционным, она пере­дает дело на рассмотрение пленума, который и может объявить закон неконституционным в новом решении. Секции палат ре­шают вопросы о принятии заявлений к рассмотрению и менее значимые дела, чем те, которые рассматриваются палатой.

Федеральный конституционный суд ФРГ состоит из двух се­натов. Трое из восьми судей каждого сената избираются из числа федеральных судей одной из высших магистратур (Федеральная судебная палата, Федеральные — административный, финансо­вый, трудовой, социальный - суды), где они должны проработать не менее трех лет, пятеро остальных судей избираются из числа лиц, имеющих необходимую квалификацию (это, как правило, университетские профессора, политические деятели). Таким обра­зом, каждый судья изначально избирается в определенный сенат. Сенаты действуют независимо друг от друга, один из них возглав­ляется Председателем Суда, другой — его заместителем.

В случае, если мнение одного сената расходится с правовой позицией, выраженной в решении другого сената, вопрос пере­дается в пленарное заседание. Оно созывается Председателем не реже двух раз в год — весной и осенью. Кроме того, Председа­тель созывает пленарное заседание по требованию заместителя Председателя, одной из палат или трех судей,с указанием пред­мета обсуждения. Существует важное правило: пленум Феде­рального Конституционного Суда правомочен принимать реше­ния, если от каждого сената присутствуют две трети входящих в него судей.

Каждый сенат образует в своем составе три палаты, состоя­щие из трех судей, причем состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет. Палаты решают вопросы о приня­тии обращений к рассмотрению. Решения об отклонении обра­щения принимаются единогласно, при отсутствии единогласия решение принимается сенатом. Закон довольно подробно раз­граничивает компетенцию между сенатами (один рассматривает конституционность актов, другой — конституционность дейст­вий субъектов права).

В Арбитражном Суде Бельгии дела, как правило, рассматри­ваются палатой, состоящей из семи судей. Состав палаты не яв­ляется постоянным. Помимо двух председателей суда, избирае­мых франке- и фламандскоговорящими группами судей, кото­рые участвуют в рассмотрении всех дел, в нее поочередно назна­

чаются пять судей. Рассмотрение особо важных дел, если пред­седатели сочтут это необходимым либо по просьбе двух судей, производится Судом в большем или в полном составе (десятью или двенадцатью судьями).

Конституционный Суд Грузии состоит из пленума (все де­вять членов) и двух коллегий. Заседания пленума ведет Предсе­датель Конституционного Суда. В состав коллегии входят по че­тыре члена Суда. Заседания коллегий ведут заместители Предсе­дателя Конституционного Суда. Состав коллегий по представле­нию Председателя утверждает пленум. Члены Конституционного Суда, назначенные Президентом, Парламентом и Верховным Судом Грузии, должны быть по возможности равномерно рас­пределены в коллегиях. Состав коллегий должен быть обновлен в десятидневный срок после избрания нового Председателя Конституционного Суда.

Наши рекомендации