Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр, регулирование отношений природопользования государством. Один из методов этого регулирования – введение в бюджет платежей за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в РФ становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с ФЗ РФ от 03.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система таких платежей включает в себя сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могут взиматься:

• плата за землю или акваторию и участок территориального моря;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с пользованием недрами, требуют получения лицензии, предоставляемой путем проведения конкурсов и аукционов, указанные платежи начинаются со сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Его размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Со всех пользователей недр взимается плата за пользование недрами, которая включает в себя платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в других целях (например, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). При определении размеров указанных платежей учитываются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности территории и степень риска. Плата за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимается в форме регулярных платежей в течение всего периода их проведения. Платежи за пользование недрами взимаются в виде разовых и (или) регулярных взносов в течение срока реализации предоставленного права.

Объектом налогообложения являются:

• при проведении поисковых и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической стоимости;

• за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

От платы за пользование недрами освобождаются:

• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд;

• пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

• пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1 % договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная - 2 %. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3 % годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5 %. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уже отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10 % регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16 %).

Плата за пользование недрами может взиматься в форме: денежных платежей; части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Формы внесения платы утверждаются в лицензии на пользование недрами. Порядок распределения платежей за право пользования недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами установлен Законом РФ «О недрах» [б].

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне поиск, разведку, добычу полезных ископаемых. Факторами, влияющими на объем этих платежей, являются размер арендуемой площади и ее конфигурация, мощность водной толщи, цель пользования недрами.

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В данном случае в качестве налогооблагаемой базы выступает стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную обработку, к которым относят собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды), слюду, асбест, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, горно-химического сырья; благородные металлы; алмазы; камнесамоцветное и пьезооптическое сырье; по некоторым полезным ископаемым – стоимость продукции из минерального сырья, полученной с применением перерабатывающих технологий.

Ставки отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Они определяются как процент к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Минимальная ставка в размере 1,7 % установлена на калийные соли; максимальная ставка (10 %) – на нефть, газ и конденсат.

Предусматривается, что при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых (при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств) отчисления не производятся. Пользователи недр, осуществляющие геологическую разведку за счет собственных средств или возместившие государству все расходы на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, освобождаются от уплаты указанных отчислений.

Отчисления направляются в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Предложения по объектам отчислений, направляемых в бюджеты различных уровней, разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых) и Министерством промышленности, науки и технологии, затем сообщаются Министерству финансов РФ до 1 июня предшествующего года для их учета при подготовке проекта закона о бюджете. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год Минприроды России представляет в Министерство по налогам и сборам РФ по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе передаваемые с согласия органа исполнительной власти субъекта РФ предприятию-плательщику для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Указанные показатели доводятся Министерством по налогам и сборам РФ до налоговых инспекций, а последние информируют о них каждое предприятие-плательщика. Сроки уплаты данного платежа в бюджет зависят от величины среднемесячной суммы отчислений и могут быть ежемесячными (с уплатой авансовых взносов) и ежеквартальными.

Акцизы устанавливаются на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. В настоящее время акцизы установлены на нефть, включая газовый конденсат и природный газ. Плательщиками акциза на нефть, включая газовый конденсат, являются организации всех форм собственности, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а плательщиками акциза на природный газ – организации и предприятия по транспорту и поставкам газа Российского акционерного общества «Газпром», реализующие газ газосбытовым организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям. Объектом обложения по нефти выступает количество реализованной продукции; по природному газу – стоимость реализованной продукции исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности. Ставки акцизов на нефть и газовый конденсат дифференцированы по нефтедобывающим предприятиям. Размеры ставок, включаемых в цену минерального сырья (без НДС), установлены в рублях за одну тонну. Действующая и в настоящее время ставка акциза на природный газ с 1 сентября 1995 г. установлена в размере 30 %. Сроки уплаты акцизов определяются в зависимости от величины среднемесячных платежей и могут быть подекадными, ежемесячными и ежеквартальными. С пользователей недр также взимается плата за геологическую информацию, если она получена за счет государственных средств.

В целях охраны окружающей природной среды Закон РФ от 19.12.91 г. № 2060-1 [5] ввел плату за загрязнение окружающей среды, 10 % которой поступают в доход федерального бюджета, а в остальной части – в государственные экологические фонды. В пределах утвержденных лимитов плата относится на затраты плательщиков. За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата увеличивается в 5 раз и уплачивается за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Однако, поскольку абсолютные суммы таких платежей весьма невелики, их стимулирующий эффект на строительство предприятиями очистных сооружений незначителен.

Поэтому вполне целесообразным было бы применение более жестких мер для защиты окружающей среды, в том числе закрытие вредных производств.

В проекте Налогового кодекса РФ (часть II) государственное регулирование природопользования методом введения платежей за пользование недрами не претерпело каких-либо существенных изменений. Плата за право пользования недрами будет преобразована в налог на пользование недрами (при этом сохраняется прежний порядок расчетов), а отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы получили название «налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы». Однако срок его действия ограничен – налог будет применяться в течение пяти лет со дня введения Кодекса в действие. В течение этого срока ставка налога будет ежегодно уменьшаться на 16 %. Вместо акцизов на отдельные виды минерального сырья будет введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; плата за загрязнение окружающей среды определена как экологический налог.

Наши рекомендации