Конституционные основы земельного права

Как уже отмечалось, Конституция Республики Беларусь является основным источником земельного права и отправной юридической базой для формирования основных направлений развития земельного законодательства.

Как уникальный документ наивысшей юридической силы Конституция есть главный учредительный и одновременно многогранный политико-правовой акт государства и общества, обладающий особыми юридическими свойствами. Она базируется на наработках мирового конституционно-правового опыта, на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства, на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма. Будучи каркасом государственно-правовой модели общества, Конституция определяет правила политических процессов в государстве и обществе, их демократический вектор, выступает в качестве основного гаранта и существенного фактора обеспечения политической и экономической стабильности, функционирования государственного механизма в устойчивом режиме законности и правопорядка. Находясь на вершине пирамиды национальной правовой системы, Конституция является правовым фундаментом государственной и общественной жизни, основным источником, обладающим полисферностью конституционного регулирования. Являясь главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы действующего в стране позитивного права, Конституция определяет главные устои государства, конституционный строй и обеспечивает своими предписаниями и установлениями их стабильность и надёжную защиту, закрепляет политический и идеологический плюрализм, а также правовой статус человека и гражданина. В качестве фундамента национальной правовой системы Конституция юридически закрепляет суверенитет, независимость, территориальную целостность страны, верховенство и самостоятельность государственной власти. Кроме того, как Основной Закон государства Конституция определяет начала нормативно-правовой регламентации экономических и духовных процессов в обществе. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства. Иными словами, Конституция – это не только основание, но и в совокупности – каркас, сердцевина и вершина права.

Основополагающее положение Конституции Республики Беларусь среди иных источников земельного права обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам и обладает прямым действием на территории Республики Беларусь: принимаемые в стране законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.

Нормы Конституции Республики Беларусь составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для формирования основных направлений развития всего земельного законодательства. В Конституции содержатся нормы, непосредственно направленные на регулирование земельных отношений. Основной Закон закрепил такие основополагающие положения, как введение частной и государственной собственности (статья 13). При этом Конституция установила принцип исключительно государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, из содержания Конституции вытекает, что в Республике Беларусь реально введена частная собственность на землю, что нашло закрепление в статье 2 Кодекса о земле от 4 января 1999 г. Кроме того, принципиальное и непосредственное значение для земельного права имеют конституционные установления, регулирующие широкий круг общественных отношений, положения которых распространяются и на земельные отношения. Это прежде всего общие положения о праве собственности, закреплённые в статье 13 Конституции, к числу которых относятся нормы о том, что государство «...гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности», «...обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». К их числу относятся конституционный долг охранять природную среду (статья 55), беречь национальные ценности, к которым относится земля (статья 54), а также конституционное «...право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права» (статья 46).

Установления Конституции, в той или иной мере регулирующие земельные отношения, условно можно подразделить на две основные группы:

1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения;

2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений.

К первой группе относятся нормы, содержащиеся:

– в статье 13 – о формах собственности, в том числе на землю;

– статье 44 – о праве собственности, в том числе на землю, которое гарантируется государством каждому; неприкосновенности собственности; о праве наследования собственности, которое охраняется законом;

– статье 46 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причинённого нарушением этого права;

– статье 54 – об обязанностях каждого беречь национальные ценности, в том числе и землю;

– статье 55 – о долге каждого охранять природную среду, в том числе и землю;

– статье 45 – о праве на охрану здоровья, которое обеспечивается комплексом мер, в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды, составной частью которой является земля.

Вторая группа норм представляет собой установления Конституции, хотя и отдалённые от непосредственно земельных отношений, косвенно их регулирующие, но тем не менее весьма значимые для их регулирования:

– статья 2 – о человеке, его правах, свободах и гарантии их реализации как высшей ценности и цели общества и государства;

– статья 1 – о демократическом, социальном, правовом характере Республики Беларусь;

– статья 21 – об обеспечении прав и свобод граждан, что является высшей целью государства; о гарантированности государственной защиты прав и свобод граждан;

– статья 22 – о равенстве всех перед законом;

– статья 41 – о праве на защиту экономических и социальных интересов граждан и др.

Конституция Республики Беларусь закрепила также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которые распространяются и на субъекты земельных отношений. В частности, статья 59 Конституции предписывает, что «...государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией». Кроме того, Конституция обязывает все государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Основной Закон нашего государства провозгласил также, что каждому гарантируется защита его прав и свобод, в том числе связанных с землёй, компетентным, независимым и беспристрастным судом (статья 60).

Наши рекомендации