Налоговая система государства
Налоги и их функции. Принципы и элементы налогообложения
Налоговый кодекс РФ определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований" (ст.8). Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (примерно 90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.
Варьирование налогами позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства.
Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции:
1.Фискальная функция означает формирование государст-венных доходов путём аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей.
2.Регулирующая функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, рост и структуру производства.
3.Социальная функция проявляется в поддержании социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Налоговая система государства представляет собой форму организации налоговых отношений, в том числе элементы налогообложения, совокупность взимаемых в государстве налогов, принципы, порядок и методы их взимания, а также перечень организаций, которые занимаются сбором налогов и контролем за их исполнением.
К основным элементам налоговой системы относятся:
- Объект налога - имущество или доход, подлежащие налогообложению.
- Субъект налога (налогоплательщик), - физическое или юридическое лицо, которое облагается налогом; иногда субъект, облагаемый налогом, и конечный налогоплательщик не совпадают; такая ситуация имеет место при косвенных налогах.
- Источник налога- доход, из которого выплачивается налог.
- Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; различают следующие налоговые ставки:
· прогрессивные - величина ставки налога возрастает по мере увеличения дохода (при помощи этой ставки снижают степень дифференциации в обществе);
· регрессивные - величина ставки налога уменьшается по мере роста дохода;
· пропорциональные - величина ставки действует в одинаковом процентном отношении к объекту налога и не изменяется, даже если увеличивается величина дохода (такая ставка более выгодна гражданам с высокими доходами, и она увеличивает степень дифференциации в обществе).
- Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоговые льготы могут предоставляться налогоплательщикам, которые занимаются благотворительностью, ведут инновационную деятельность, либо вновь созданным предприятиям на какой-то период времени.
Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, которая несёт золотые яйца", то есть как бы велики не были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованности налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.
А.Смит сформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые могут использоваться в любой экономической системе:
- подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;
- сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;
- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику.
Современная налоговая система кроме выше указанных принципов справедливости, реальности, простоты и понятности, основана также на принципах всеобщности, ответственности, сочетания стабильности и гибкости.
Виды налогов
Налоги можно классифицировать по нескольким признакам:
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектами налога с дохода или имущества. К ним относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль корпораций, социальные налоги, земельный налог и т.д. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Несмотря на то, что эти налоги устанавливаются на конкретных субъектов налога, в том числе производителей товаров, однако в результате того, что этот налог входит в цену товара, то он возвращается им после продажи товара. Следовательно, конечными плательщиками косвенного налога выступают покупатели данного товара. К косвенным налогам относят: акцизы, налог на добавленную стоимость НДС, таможенные пошлины.
2. По целевому назначению налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий, то есть не имеют строго целевого назначения (НДФЛ, НДС и др.). Специальные налоги имеют строго определённое назначение, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, транспортный налог.
3. По уровню установления различают федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются парламентом страны и являются едиными на всей её территории. К ним относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДФЛ, единый социальный налог, налог на прибыль, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и т.д.
Региональные налоги устанавливаются на региональном уровне, утверждаются в РФ Законодательным собранием и предусмотрены для всех налогоплательщиков данного региона. К ним относят: налог на имущество предприятий, лесной налог, налог на игорный бизнес, налог на вменённый доход, транспортный налог.
Местные налоги устанавливаются на уровне муниципалитетов. К ним относят: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, курортный сбор.
Налоговая политика
Манипулируя видами налогов, их количеством, налоговыми ставками и налоговыми льготами, государство стремится реализовать те или иные задачи, решать те или иные проблемы. Комплекс этих задач и проблем определяет выбор налоговой политики.
Налоговая политика может иметь в качестве первоочередной цели - фискальную цель. В данном случае государство главной проблемой считает дефицит государственного бюджета и высокий государственный долг. В этих условиях правительство может принимать такую меру как повышение предельной величины налоговой ставки.
Если главной проблемой является экономический спад и сопровождающая его высокая безработица, то правительство использует процедуру снижения налогового бремени путём уменьшения налоговых ставок, упрощения системы налогообложения и отказа от взимания определённых налогов.
Налоговая политика может быть рассмотрена в следующих основных аспектах:
- с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;
- с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
- с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
- с точки зрения распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней.
С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов существенно различается. Прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, и они чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры, и представляют собой нестабильный источник налоговых доходов. Косвенные налоги более устойчивы к колебаниям экономической конъюнктуры. Экономисты считают, что чем выше уровень демократических начал в государстве, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджета. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами субъекты непосредственно взаимодействуют с государством в лице налоговых служб при уплате налогов. Поэтому формируется их более активная позиция относительно контроля за действием государства по поводу установления и использования этих налогов. Поступление косвенных налогов обезличено, и государство чувствует свою бесконтрольность со стороны общества. Для России в отличие от других стран с рыночной экономикой более значима роль косвенных налогов (здесь более высокие ставки НДС и таможенные пошлины).
НДС – налог на добавленную стоимость применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Этот налог охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому пополняет казну лучше других налогов, от него трудно уклониться. В России этот налог применяется с 1992 года, ставка налога составляла 20%. В 2004 году ставка налога была снижена до 18%, и высказываются предложения по дальнейшему снижению данной ставки.
Наиболее важными видами прямых налогов являются налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. В России с 2002 года применяется ставка налога на прибыль в размере 24%, а до этого ставка налога на прибыль для промышленных предприятий была 35%, а для банков – даже 45%. В настоящее время действующая ставка налога на прибыль является одной из самых низких среди стран с рыночной экономикой.
С 2001 года в РФ налог на доходы физических лиц выплачивается по единой ставке 13% (ранее существовала прогрессивная шкала налогообложения).
В США, Японии, Германии, Великобритании лидирующее положение в формировании доходов государства занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – НДС и подоходный налог с физических лиц, в России – налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых и таможенные пошлины.
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
К современным тенденциям налоговой политики в России можно отнести:
- сокращение налогов путём их укрупнения;
- облегчение налогового бремени производителей товаров и услуг;
- упрощение системы налогообложения для мелкого бизнеса;
- сохранение высокой доли косвенных налогов в доходах бюджета, снижение доли прямых налогов;
- развитие налогового федерализма, то есть установление долей поступления доходов от каждого налога в бюджет разных уровней;
- сокращение налоговых льгот.