Эдмунд Берк (1729-1797)

Политический деятель, считается отцом классического консерватизма, сформировавшегося после Французской революции 1789 г, Его идеи, изло­женные в книге «Размышления о революции во Франции» (1790), явились реакцией на политику радикального преобразования общества на рациона­листических началах. Наблюдая за тем хаосом, в котором оказалась рево­люционная Франция, он приходит к выводу о том, что сообщество людей первично и выше индивида, общество -больше суммы индивидов, это-сеть «взаимных обязательств». Политическому радикализму французских раци­оналистов он противопоставил передаваемый из поколения в поколение опыт, амбициозному всевластию разума-традиции, обычаи, предрассудки, которые являются «общим банком и капиталом народов». Э. Берк заключа­ет, что необходимо уважать все, что создано предыдущими поколениями, в том числе и существующую власть. Основные сочинения: «Оправдание естественного общества»,«Размышления о революции во Франции».

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.54-55; Берк, Э. Размышления о революции во Франции / Э. Берк. М., 1993.

Исследователи консерватизма обычно выделяют в нем сле­дующие основные элементы: органицизм, несовершенство че­ловека, традиция, иерархия, прагматизм. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

Органицизм. Это, безусловно, ключевое положение идеоло­гии консерватизма, лежащее в основе всех других его постула­тов. Суть органицизма можно выразить следующим образом: понимание общества как органической реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру; уверенность в том, что общество — это организм и нельзя его перестра­ивать как машину.

Исходя из данного представления, консерваторы определя­ют сущность взаимоотношений людей в обществе, а также ха­рактер взаимоотношений между личностью, обществом и госу­дарством. В решении этих вопросов консерваторы противостоят сторонникам концепции естественных прав человека и договорного происхождения общества и государства. Последние исходят из того, что государство, в сущности, есть вторичный институт, оно возникает на основе соглашения между преследующими собственные интересы, но находящимися в догражданском, т.е. естественном, состоянии индивидами. Консерва­торы же полагают, что государство — это некая постоянно су­ществующая органическая целостность, отдельные части кото­рой появляются, видоизменяются и исчезают, но сама она ос­тается неизменной.

Несовершенство человека. Одним из центральных положе­ний консерватизма, из которого вытекают и многие другие, яв­ляется представление о том, что человеческий разум ограничен

В своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе. Вот ключевые на сей счет слова Э. Берка: «Мы боимся предоставить людям жить и действо­вать только своим собственным умом, потому что подозрева­ем, что ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации» [3]. Как видно, воззрения либералов и кон­серваторов на возможности человеческого разума противопо­ложны: если первые исходят из его всесилия, то вторые — из его ограниченности.

Все видные представители консервативной идейно-полити­ческой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под которым, согласно религи­озным представлениям, понимается божественная сила, на­правляющая судьбы людей и всего мира к благу. Реальный со­циальный процесс они рассматривают как результат проб и ошибок, накопленный и передаваемый из поколения в поколе­ние опыт, воплощенный в социальных институтах в ценностях, которые человек не сконструировал сознательно, а потому и не вправе их радикально изменять. Поэтому один из основопола­гающих принципов консервативной идеологии и практики гла­сит, что хотя мы всегда должны стремиться к улучшению на­ших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу пе­ределать их целиком, и потому в наших усилиях по улучшению мы должны принять как данное многое из того, что мы не по­нимаем; должны постоянно действовать внутри и в пределах кик ценностей, так и институтов, которые созданы не нами.

Традиция. Важнейшим постулатом консерватизма является положение о необходимости уважительного отношения ко все­му тому, что прошло проверку временем — традициям, обыча­ям, социальным институтам. Исходя из идеи ограниченности человеческого разума в определении сути и направления разви­тия социальных процессов, а также из представления об орга­ническом характере общества и государства, консерваторы придерживаются концепции исторического единства прошло­го, настоящего и будущего, преемственности и обновления со­циальных связей, передающихся от предков к потомкам. Они считают, что будущее должно выводиться из прошлого, и пото­му большое значение придают формированию исторического сознания своих народов, уважительному отношению к насле­дию прошлого, религиозным традициям и ценностям. Все это, по убеждению консерваторов, укрепляет в обществе отноше­ния стабильности и безопасности, дает людям ощущение обще­ственной и исторической связи времен.

Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции. На основе анализа революционных процессов, происшедших во многих странах Европы с XVIII по XXI в. консервативная мысль утверждает, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике рационально сконструированную схематическую модель общества, в рамках которой были бы сняты все противоре­чия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам. Консерваторы настаивают на том, что человеческий разум не всемогущ и потому будет сделано много ошибок как в самом проекте полного переустройства общества, так и в ходе реали­зации этого проекта.

Иерархия. Еще одним базовым положением идеологии и практики консерватизма, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные выше постулаты, является понятие поряд­ка, противостоящего хаосу. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают неравенство, так как никакое общество, по их представлениям, невозможно без иерархии. Равенство же, по их мысли, должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

В поддержании порядка, в том числе и в функционирова­нии социальных и политических институтов, определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный по­рядок, сдержать эгоизм различных групп людей и подчинить их единой цели, общему благу. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем интере­сы индивида или какой-либо социальной группы.

Прагматизм. Исходя из представления об ограниченности человеческого разума, консерваторы почти инстинктивно ис­пытывают недоверие к абстрактным принципам и теориям. От­сюда вытекает и их установка на опыт истории и, главное, на прагматизм. Консерваторы глубоко убеждены в том, что люди должны действовать не ради абстрактных идей, а в соответствии с существующими обстоятельствами и практическими потребностями. Поэтому свои взгляды консерваторы предпо­читают определять не как идеологию, а как умонастроение или «подход к жизни».

Изложенные фундаментальные положения классического консерватизма как направления социальной мысли лежат в ос­нове консерватизма как политической практики. Его сутью является охранительный подход к существующему обществен­ному строю, что, вовсе не означает отрицания консерваторами любых сознательных изменений в общественной жизни. Они против лишь радикальных преобразований, так как нет гаран­тий, что полная реконструкция существующего мира приведет к работающей социальной системе. По образному замечанию К. Поппера, политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, чтобы написать на нем заново, не понима­ет, что и он сам и его идеи включены в старую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мыс­ли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеаль­ная общественная модель, а хаос [4]. Консерваторы предпочи­тают постепенные изменения в обществе, которые оставляют возможность их дальнейшей коррекции.

Современная, новейшая модификация этого политическо­го течения называется неоконсерватизмом. В политических воззрениях неоконсерваторов доминируют две центральные идеи: подчинение индивида государству и обеспечение полити­ческой и духовной общности нации. Разумеется, новые консер­ваторы в экономике исходят из приоритета частной собствен­ности и свободы рыночных отношений (в этом вопросе они не имеют существенных расхождений с либералами классическо­го образца), но они категорически против того, чтобы глубин­ный смысл и конечные цели общественного развития объясня­лись в категориях индивидуализма, свободы личности, демок­ратии и т.д. Согласно консервативному мышлению, данные смысл и цели определяются интересами общности (государ­ства, нации), другими политическими приоритетами. Отсюда и основной постулат неоконсерватизма — политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-ли­бо личных, частных, групповых.

Значительное место в идеологии неоконсерватизма занима­ет международная проблематика. Увеличение власти своей страны, превращение ее в мировую державу считаются высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены част­ные и групповые интересы. Новые консерваторы отличаются готовностью к применению более действенных средств для утверждения авторитета своего государства. Подлинная поли­тика предполагает постоянную готовность к чрезвычайной си­туации. Неоконсерваторы выдвинули на первый план положе­ние: «суверен тот, кто принимает решение о чрезвычайном по­ложении». Лишь в чрезвычайной ситуации выявляется «сущ­ность государственного авторитета», нормальное же положе­ние вообще ни о чем не свидетельствует. Тема вражеского заго­вора для неоконсервативного сознания — одна из ведущих в ас­пекте политической психологии.

Реализацию данных подходов в политике неоконсервато­ры связывают с укреплением властных функций государства. Они стремятся восстановить доверие народов к власти, кото­рое, по их мнению, было подорвано политикой неолибералов. В то же время неоконсерватизм значительно сблизился с ли­берализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов. В частности, неоконсерватизм воспринял от либе­рализма идеи общественного развития, социальной, экономи­ческой и политической активности человека, невмешатель­ства государства в экономические процессы. Одновременно неоконсерватизм воспринял некоторые идеи классического либерализма, от которых отказался социальный либерализм: неоконсерватизм решительно выступает против государствен­ного капитализма, политики обобществления и национализа­ции средств производства, передачи части промышленности государственным корпорациям. Все это дало основание неко­торым аналитикам квалифицировать неоконсерватизм как либерализм XIX века.

Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консер­вативного направления. Они действуют во многих странах под различными названиями. Наиболее заметными из них являют­ся Консервативная партия Великобритании и Республикан­ская партия США. Консервативными являются христианско-демократические партии. В 1983 г. они образовали Междуна­родный демократический союз, т.е. своего рода «консерватив­ный интернационал». В политическом процессе, в политиче­ской борьбе такие партии отстаивают интересы уходящих или ныне господствующих социальных групп, их ценности и струк­туры. В то же время изменение исторической обстановки по­стоянно вынуждает эти партии пересматривать, уточнять свои теоретические и практические постулаты.

Социализм

Социализм как политическая идеология оформился в первой половине XIX в., хотя некоторые его идеи своими корнями уходят в эпоху антично­сти. Вначале социалистическая идеология выражала интересы мелких ремесленников, а позднее — рабочего класса. Термин «социализм» (от лат. — общественный) ввел в 1834 г. француз Пьер Леру (1797-1871). Он употребил его с целью про­тивопоставления понятию «индивидуализм». С тех пор с поня­тием «социализм» связываются социально-политические кон­цепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гар­монии, а также само общество, свободное от социальных про­тиворечий.

Фундаментальной ценностью социализма является социаль­ное равенство, которое понимается как равенство возможно­стей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей. Все социалистические доктрины исходят из того, что на смену индивидуализму как принципу организации жизнедеятельности людей идет добровольная сов­местная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Материальной основой новых на­чал жизнедеятельности людей должна явиться общественная собственность как альтернатива частной. Общество, основан­ное на общественной собственности и обусловленных ею прин­ципах товарищеского взаимодействия, равенства людей и соци­альной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимо­отчуждение людей. И только в таком обществе каждый инди­вид будет располагать всеми возможностями для своего свобод­ного и всестороннего развития.

Социалистические идеи имеют многовековую историю своего развития. Самые ранние из них проявлялись в виде идиллических народных представлений о «золотом веке», ка­ким людям казался ушедший в прошлое общинный строй с его коллективистским образом жизни [5]. Затем представления об общественном устройстве, основанном на принципе равенства людей, становятся предметом философских и религиозных со­чинений. Соответствующие идеи можно обнаружить и в проек­те идеального государства древнегреческого философа Плато­на (427—347 до н.э.), и в произведениях раннехристианской ре­лигиозной литературы, и в сочинениях средневекового филосо­фа и теолога Августина Блаженного (350—430), и в проповедях вождя Крестьянской войны в Германии XVI в. Томаса Мюнцера (1490—1525). Однако в этот период представления о справедли­вом общественном устройстве носили еще бессистемный ха­рактер и сводились к идее равного распределения между людь­ми имеющихся социальных благ.

Первые крупные произведения, заложившие традицию со­циалистической общественной мысли, относятся к XVI и XVII вв. Это — работы «Утопия» (1516) Томаса Мора (1478— 1535) и «Город Солнца» (1623) итальянского философа, поэта и политического деятеля Томазо Кампанелла (1568—1639). Свои представления об обществе, основанном на общественной соб­ственности, Т. Мор и Т. Кампанелла изложили в виде описания образа жизни людей в вымышленных ими государствах.

Томас Мор (1478-1535)

Английский государственный деятель, мыслитель и писатель-гуманист. Всемирную известность Т. Мору принесло сочинение под названием «Весь­ма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о на­илучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». По своей фор­ме книга представляет рассказ бывалого моряка и вместе с тем философа его другу и автору книги о порядках в государстве, увиденном им на острове Утопия. В этом совершенно новом, небывалом и идеальном обществе нет частной (и даже личной) собственности, все принадлежит всем, все его жи­тели трудятся (причем не более 6 часов в день), паразитов нет, нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы «делают ночные гор­шки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей». Произведе­ние положило начало жанру утопической литературы, в которой повеству­ется о несуществующих странах и обществах. Со временем словом «утопия» стали называть неосуществимые в принципе или в данных исторических условиях социально-политические проекты.

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 377-378; Мор, Г. Утопия /Т. Мор. М„ 1978.

Социалистические идеи в виде политических доктрин стали появляться в начале XIX в. как критическая реакция на вполне проявившиеся к тому времени социальные противоречия капи­талистического, или индустриального, общества. К ним следует отнести идейные построения французских мыслителей Анри Сен-Симона (1760-1825) и Шарля Фурье (1772-1837), а также английского мыслителя Роберта Оуэна (1771-1858). В работах этих социалистов и их учеников с этических позиций дается глубокий критический анализ современного им капиталисти­ческого общества и выдвигается ряд предположений о принци­пах будущего общественного устройства. Их учения обосновы­вали не только необходимость устранения несправедливости из общественных отношений, но и возможность установления нового типа общества, где будет осуществлено полное равен­ство людей. «Золотой век, - писал Сен-Симон, — который сле­пое предание относило до сих пор к прошлому, находится впе­реди нас» [6].

Наиболее полное выражение социалистические идеи полу­чили в марксизме — учении, основоположниками которого яв­ляются К. Маркс и Ф. Энгельс. В этом учении просматривают­ся две стороны исследования проблемы: теоретическая и поли­тическая.

Наши рекомендации