Современная национальная политика

В Российской Федерации — составная часть

Обновления общества

Национальная проблематика для современной Российской Федерации является одним из главных направлений ее деятель­ности. В многонациональной России проживает более ста наро­дов. Распад СССР, социально-экономические и политические труд­ности переходного периода, ухудшение криминогенной ситуации обострили многие сдерживаемые ранее или даже уже изжитые национальные противоречия и конфликты.

К основным проблемам в сфере национальных отношений относятся: развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований и укреплении целостности Российского госу­дарства; развитие национальных структур и языков народов Рос­сийской Федерации, духовной общности многонационального на­рода России, сложившейся благодаря объединяющей роли рус­ского народа; политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, прежде всего северных народ­ностей, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях давления на их самобытные культуры техногенной цивилизации; до­стижение и поддержка стабильности, прочного мира на Север­ном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в стра­нах СНГ и Балтии, содействие развитию их связей с Россией; укрепление межгосударственных связей со странами СНГ, дру­гими государствами, входившими в состав СССР; выработка ос­мысленной системной политики в сфере национальных отношений.

Благоприятный климат в сфере национальных отношений на­прямую связан с выбором оптимальной модели государственного устройства страны, поскольку именно в государственном устрой­стве коренятся фундаментальные национальные интересы, прежде всего те, что связаны с политико-правовым статусом территорий проживания национальных общностей. Своеобразие России заключа­ется не только в факте многочисленности самобытных российских народов, но и в том, что целый ряд из них компактно проживают в Местах своего традиционного расселения, считая их собственной национальной территорией. Названное обстоятельство предопре­деляет стремление данных народов к обретению форм собственной внутрироссийской государственности или национально-админисративного самоуправления и находит выражение в выборе Россией федеративной модели государственного устройства.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс преследует цели укрепления Российского государства через укрепление субъекте Федерации при учете особенностей разных групп последних. По-этому Российская Федерация строится на сочетании территориального и национально-территориального принципов. В качестве субъектов Российской Федерации выделяются территориально- государственные (края, области, города федерального значения) и национально-государственные (республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа) образования. Достижение равенства всех субъектов Федерации в отношениях с федеральным центром не отменяет закрепления за национальными субъектами Федерации особых прав, проистекающих из необходимости выражения этими субъектами интересов отдельных российских народов. Следовательно, еще одним прин­ципом национально-государственной политики остается развитие Российской Федерации как федерации асимметричной, включаю­щей в себя субъектов разного типа и с разным политико-право­вым статусом.

Федеративная политика государства направлена на четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Россий­ской Федерацией и ее субъектами. Для решения названной задачи Федерация и ее субъекты в лице своих органов заключают между собой договоры и соглашения о разграничении полномочий, пред­метов ведения и о взаимном делегировании полномочий.

Пока не получили широкого распространения формы нацио­нально-административного самоуправления. Требует совершенство­вания законодательство о национальных районах, селах, посел­ках. Эти политико-территориальные институты особенно перспек­тивны в деле реализации интересов малочисленных северных на­родностей. Северные народности сочетают в себе черты самостоятельных национальных общностей и национальных меньшинств. С одной стороны, как народности они укоренены в местах своего территориального расселения и хозяйствования. С другой — в силу малочисленности они являются отдельными небольшими общинами среди остального населения, составляя меньшинство на собственной территории. Поэтому для самоорганизации территориальных общин малочисленных народностей более удобны фор­мы национально-административного самоуправления, объединяю­щие отдельные признаки государственности и национально-куль­турной автономии.

Концепция государственной национальной политики Рос­сийской Федерации провозглашает, что в отношении северных народностей на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур, которые должны решаться на основе специальных программ. Необходимо зако­нодательное отражение особенностей бюджетной системы, при­ватизации, налогообложения, предпринимательской деятельнос­ти, участия иностранных инвесторов в освоении природных ре­сурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ. Конечно, для реализации всех этих задач требуется политическая воля общероссийской и региональной элит, по­скольку возможности эффективного отстаивания собственных интересов у малочисленных народностей крайне незначитель­ны.

В настоящее время государство предпринимает определен­ные шаги по развитию институтов национально-культурной авто­номии. Национально-культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в част­ности к малочисленным дисперсно расселенным народам, нацио­нальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Фор­мами национально-культурной автономии выступают национальные общественные объединения, землячества, национальные средства массовой информации, образовательные учреждения разного типа, учреждения культуры.

Особой формой национально-культурной автономии являют­ся объединения, надстраивающиеся над низовыми национальны­ми общественными формированиями конкретных национальных общностей, действующие на территориях муниципальных образо­ваний, субъектов Федерации, страны в целом. Эти национальные "надорганизации" представляют собой форму национальных общин. Однако они не наделены какими-то властными полномочиями и действуют как сугубо общественные объединения, не ущемляя прав государственных органов и органов местного самоуправления. Институты национально-культурной автономии могут использоваться представителями любых российских народов, в том числе тех, что имеют собственные формы государственности или национально-административного самоуправления.

Одной из составляющих современной национальной политики является государственная поддержка соотечественников за рубежом. Такая поддержка необходима прежде всего этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На этом направлении государство ставит перед собой задачу создания с помощью межгосударственных договоренностей условий для свободы передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирования прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Надо иметь в виду, что такая цивилизованная помощь соотечественникам, проживающим за рубежом, в деле их самоорганизации, повышения национального самочувствия и социального статуса расширяет возможности государства для политического маневра на международной арене.

Еще одним разделом национальной политики Российского государства является национально-языковая политика, что не случайно. Язык не просто элемент любой национальной культуры. Он всегда средоточие всех иных культурных форм жизнедеятельности и творчества людей. По сути язык представляет собой "кровеносную систему" национальной культуры. Следовательно, без осмысленной планомерной заботы 6 национальных языках невозможны оздоровление национальных отношений и рост национальных культур. Задача государства в этой деликатной сфере заключается не в подмене усилий самих национальных общностей, а в оказании им посильной помощи, в частности в нормативом упорядочении языковых отношений, прежде всего в сфере обращения массовой информации.

Связывая языковые отношения с правами человека, федеральный законодатель ввел категорию "языкового суверенитета", под которым он понимает совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждо­го российского народа независимо от его численности и правового положения, каждого индивида независимо от его происхождения, Социального и имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания.

Русский язык как основное средство межнационального об­щения российских народов является государственным языком Российской Федерации. В то же время республики в составе Рос­сийской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки. Статус вторых государственных языков получают в республиках языки титульных народов, давших имя своим республикам. Закрепле­ние данного права за республиками логично, поскольку они фак­тически и юридически являются внутрироссийскими национальны­ми государствами.

В местах компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориаль­ных образований или живущего за их пределами, наряду с рус­ским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данных местностей.

Важным способом государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию. Так, Правительством Российской Федерации разрабо­тана и утверждена федеральная целевая программа "Русский язык", предусматривающая развитие русского языка как государствен­ного языка страны, как национального языка русского народа, как мирового языка2. Правда, от принятия каких-то решений до их воплощения в жизнь часто проходит немало времени. И дело здесь не только в неповоротливости государственных учреждений, но и в степени готовности общества к отстаиванию тех или иных реше­ний, к участию в их реализации. Без активного участия самих граждан в осуществлении программ сохранения и развития наци­ональных языков эти программы останутся на бумаге.

Наши рекомендации