Право русского централизованного государства

Объединение страны поставило задачу кодификации законода­тельства, ибо в едином государстве должны действовать единые правовые нормы. Эта задача была решена принятием Судебника 1497 г.

Судебник 1497 г.Рукопись Судебника была найдена в одном экземпляре в 1817 г. и впервые опубликована в 1819 г. До этой на­ходки исследователи были знакомы с Судебником только по извле­чениям из него в переводе на латынь в книге Герберштейна «Ком­ментарии о московитских делах». Текст не имеет постатейной ну­мерации, материал разбит с помощью заголовков и инициалов.

Великий князь Иван Ш поручил одному из своих приближенных Владимиру Гусеву составить проект кодекса, получивший название Судебника. Кодекс был утвержден князем и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник в значительной степени отразил реформаторскую деятельность московского правительства. Владимир Гусев при составлении Судебника использовал: Уставные грамоты в 2-х статьях, Псковскую судную грамоту в 10 статьях, Русскую Правду в 2-х статьях, обычное право в 2-х статьях. Вместе стем не менее 26 статей было внесено вновь, т.е. почти половина Судебника.

Судебник 1497 г. по своему содержанию направлен на ликвида­цию остатков феодальной раздробленности, на создание централь­ного и местного аппарата власти, разработку норм уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства. Очевидна и классовая направленность Судебника. В этом плане особый инте­рес представляет статья, устанавливающая Юрьев день — единст­венный разрешенный в году срок крестьянского перехода.

Судебник устанавливал следующие виды судебных органов: го­сударственные, духовные, вотчинные и помещичьи.

Государственные судебные органы делились на центральные и местные. Центральными государственными судебными органами были Великий князь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведав­шие отдельными отраслями дворцового управления, и приказы.

Центральные судебные органы были высшей инстанцией для суда наместников и волостелей. Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу суда низшей инстанции или по жалобе стороны (пересуд).

Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой ин­станции по отношению к жителям своего домена, особо важные дела или дела, совершенные лицами, имеющими привилегию на суд князя, к которым обычно относились обладатели тарханных грамот и служилые люди (начиная с чина стольника), а также дела, поданные лично на имя великого князя.

Помимо этого, князь рассматривал дела, направляемые ему «по докладу» из нижестоящего суда для утверждения или отмены при­нятого судом решения, а также являлся высшей апелляционной инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами, осущест­вляя так называемый «пересуд». Наряду с самостоятельным рассмотрением дел Великий князь мог поручить разбор дела различ­ным судебным органам или специально назначенным князем лицам — путным боярам и другим чинам, ведавшим отдельными отраслями дворцового управления.

Связующим звеном между судом Великого князя и остальными судебными инстанциями была Боярская дума. Вопросами суда и управления ведали высшие чины Боярской думы — бояре и окольничие. Однако дворянство, стремясь ограни­чить права бояр, добилось того, что судопроизводство проводилось в присутствии его представителей — дьяков.

Боярская дума была высшей инстанцией по отношению к ре­шениям местного суда. В нее переходили «по докладу» дела, изъ­ятые из самостоятельного рассмотрения наместнического суда. В Боярскую думу также переходили дела от приказных судей, обыч­но в двух случаях: когда между приказными судьями при решении дела не было единогласия или когда отсутствовали точные указания в законе.

Помимо этого, Боярская дума была наряду с Великим князем апелляционной инстанцией.

Большинство дел разбиралось приказами. Великий князь «при­казывал» тому или иному лицу ведать каким-либо «делом» или от­раслью управления. Ему же как специалисту в определенной отрас­ли поручался, надо полагать, разбор споров и дел, связанных с этой отраслью. Согласно толкованию Л.В. Черепнина, вопрос о назначе­нии судьи для разбора того или иного дела каждый раз решается, «приказывается» Великим князем.

Складывающаяся тогда система приказов сделала возможным появление специальных судебных приказов — Холопьего, Разбойно­го, Поместного, Судебного.

На местах судебная власть принадлежала наместникам и волос­телям.

Если в одну местность посылался не один, а два или несколько наместников или волостелей, то они делили свое кормление поров­ну (ст. 65).

Стремление Судебника централизовать судебный аппарат осо­бенно ярко сказалось при определении прав наместничьего суда.

Вышестоящей инстанцией для кормленщика без боярского суда была Боярская дума, для государевых тиунов — Великий князь, для тиунов боярских — соответствующий наместник с боярским судом.

Духовные суды подразделялись, в свою очередь, на суды епи­скопов, где судьей был епископ или назначенные им наместники, и суды монастырские, где судьей был игумен или назначенные им «приказчики».

Так же как и кормленщики, епископы и игумены получали воз­награждение с подсудного им населения.

Ведению духовных судовподлежало духовенство, крестьяне, на­ходящиеся в распоряжении церковных и монастырских феодалов, а также люди, «питавшиеся за счет церкви» (ст. 59).

К ведению духовных судов относился также разбор брачных и семейных дел, отношений между родителями и детьми, дел о на­следстве.

Споры между крестьянами и слугами духовных и светских феодалов или крестьянами и слугами, принадлежащими разным феодалам, раз­бирались так называемым «смешным»судом.

«Сместной», или «вопчий», суд состоял из представителей обо­их судов, которым подсудны спорящие.

Например, в разборе споров между крестьянами духовных и светских феодалов участвовали представители от духовного и свет­ского суда.

«...А будет простой человек с церковным, ино суд вопчей...» (ст. 59).

Судебник 1497 г. «знает» целый штат судебных работников, по­могающих суду и сторонам привлекать обвиняемых к суду, разыс­кивать и доставлять их в суд, сообщать сторонам о месте и времени рассмотрения дела, добывать доказательства и добиваться призна­ния обвиняемых. Эти лица назывались неделыцикамиилиездокамив Москве и доводчиками — в провинции.

За розыск ответчика и вручение ему приставной или срочной грамоты или назначение поручителей за него в пределах одного го­рода неделыцик получал вознаграждение, именуемое «хоженым», в размере 10 денег (ст. 29).

Судебник 1497 г. впервые установил правило, обязывающее судью «жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобникам управа в всемь, которымь пригоже» (ст. 2).

Требование Судебника «давать суд всем жалобникам» основы­вается на стремлении господствующего класса сосредоточить раз­бор всех дел именно в органах государственного суда, стоящего на страже интересов господствующего класса, и не допустить разбор дела по старинным обычаям или путем передачи дела выборному третейскому суду. Помимо этого, заинтересованность суда в разборе большого ко­личества дел объясняется и тем обстоятельством, что судебные пошлины служили в известной мере увеличению великокняжеско­го дохода.

В целях защиты классовых интересов феодалов Судебник за­претил судьям брать посулы (взятки) и решать дела, исходя из лич­ных выгод судей: «А судом не мстити, ни дружити никому», ибо в случае взятого «посула» или особого отношения к стороне судья на­рушал установленные законы, то есть волю государства.

Размер судебных пошлин был тем выше, чем выше была судеб­ная инстанция.

Судебник 1497 г. содержит много черт, сходных с судопрои­зводством, установленным еще во времена Русской Правды и нося­щим состязательный характер.

Вместе с тем Судебник свидетельствует о возникновении новой формы процесса. Усиление классовых противоречий в Московском княжестве в XV в. приводит к тому, что при обвинении в наиболее серьезных преступлениях применяется следственная, или инквизи­ционная, форма процесса,которая носила тогда название сыска или розыска.

Такая форма процесса (розыск), в отличие от состязательной формы, не предполагала обязательного участия сторон в суде и на­личия жалобы для возбуждения дела. При этой форме процесса расследование того или иного дела и привлечение к ответственнос­ти виновного или подозреваемого могло начинаться по инициативе самого суда, который в таком случае являлся истцом от имени госу­дарства

Дела о душегубстве, разбое, татьбе с поличным со стороны «ли­хого», то есть неблагонадежного, человека или любое «лихое дело», направленное на подрыв власти государства или основ феодального строя, подлежали расследованию суда розыскным порядком.

Порядок расследования этих дел также отличался от состяза­тельного процесса.

Состязательный процессимел свои особенности. Сторонами в процессе могли быть все — от малолетних до холопов включитель­но. Причем последние могли выступать либо от своего имени, либо в качестве наймитов за своего господина или нанявших их лиц.

Стороне в случае невозможности участвовать в процессе лично ' предоставлялось право выставить за себя наймита (ст. 52).

Стороны и послухи (свидетели) могли «очистить себя прися­гой», а для наймитов было обязательно «поле»: «А истцем или по­слуху целовати, а наймитом битися...» (ст. 52).

Этим-то и объясняется тот факт, что в качестве наймитов часто выступали холопы своих господ.

Дело начиналось по жалобе истца, так называемой «челобит­ной», которая излагала предмет спора и, как правило, была словес­ной.

По получении челобитной суд назначал судью, выдавал приста­ву, то есть лицу, в обязанность которого входила доставка сторон в суд, особую «приставную грамоту», в которой указывалась цена иска и его основания. Помимо «приставной», давалась «срочная» грамота, которую неделыцик обязан был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на пору­ки (ст. 36, 37).

Стороны обязаны были явиться в суд в срок, указанный в сроч­ной грамоте.

Срок можно было «отписать», то есть отсрочить, предваритель­но сообщив об этом и уплатив дополнительную пошлину (хоженое или езд) (ст. 26).

Неявка ответчика к суду в назначенный срок влекла за собой признание его виновным без разбора дела и выдачу истцу на вось­мой день после назначенного срока суда так называемой «бессуд­ной грамоты» (ст. 27). Неявка истца влекла за собой прекращение дела. Подача жало­бы не ограничивалась каким-либо сроком, за исключением споров о земле.

Подавать иск о земле можно было только в течение определен­ного срока: от трех до шести лет.

Виды доказательств были следующие: 1) собственное признание; 2) показания свидетелей; 3) «поле»; 4) присяга; 5) жребий; 6) пись­менные доказательства.

Судебник 1497 г., в отличие от Русской Правды, не разделяет свидетелей на послухов — свидетелей доброй славы, и видоков — непосредственных очевидцев.

По Судебнику послух являлся свидетелем факта, очевидцем: «...а послухом не видев не послушествовати...» (ст. 67).

Послухами могли быть все, в том числе и холопы. Однако пока­зания свидетелей расценивались в зависимости от социальной при­надлежности.

Наиболее часто послухами, особенно по земельным спорам, яв­лялись старожильцы, именуемые также «знахарями». Это были старые люди, которые могли сказать судье: «яз, господине, помню за семдесят, или пятьдесят лет», имеющие репутацию «добрых», то есть благонадежных, людей и знающие все подробности данной зе­мельной тяжбы. Послухами могли быть также прежние владельцы спорного имущества, составители письменных документов, дьяки и должностные лица — разъездные мужи, «отводчики» (лица, участ­вовавшие в отводе земель), а также сами судьи.

В отличие от сторон послухи не могли заменить себя наймитом: «...а послуху наймита нет» (ст. 49). Явка послухов в суд была обязательной. В случае неявки иск и все убытки и пошлины перекладывались на послуха.

Если неявка послуха произошла из-за неверно указанного при­ставом срока, послух мог взыскать свои убытки с пристава через суд. Ложные показания послуха, обнаружившиеся после судебного разбирательства, влекли за собой обязанность уплаты послухом стороне суммы иска и всех понесенных ею убытков. Неподтверждение послухом обстоятельств, приведенных ис­тцом, лишало истца права на удовлетворение иска.

Свидетели должны быть «добрыми людьми», то есть пользую­щимися репутацией благонадежного человека. «Поле»означало поединок сторон. «Полем»могли заменяться свидетельские показания.

Судебник предусматривал возможность замены «поля» прися­гой (ст. 48). Присяга, так же как и «поле», применялась при отсут­ствии других, более достоверных видов доказательств.

Письменные доказательства можно подразделить на две группы.

Первая группа: договорные акты, заключенные сторонами, — заемные и служилые кабалы, рядные, купчие, закладные, духовные.

Вторая группа: акты официальные, выдававшиеся от имени го­сударства, — жалованные грамоты, межевые акты, судебные реше­ния: «полные», «докладные», «беглые» и правовые грамоты.

В случаях споров по договорным актам эти документы должны были подтверждаться свидетелями, а при отсутствии последних — «полем».

Подтверждения требовали и официальные акты, особенно «правые» и «беглые» грамоты.

Решение суда заносилось в «судный список». По желанию сто­роны ей могла быть выдана копия этого списка, включавшего и протокол судебного разбирательства.

При инквизиционном процессе судоговорение, состязание сто||
рон заменялось допросом обвиняемого со стороны судьи. ||

По данным СВ. Юшкова, в розыске сам суд изыскивал доказа­тельства, допрашивал и пытал обвиняемого, устраивал очную став­ку1. Средствами розыска были поличное, обыск, пытка. Последняя имела целью получить признание и указание на соучастника.

Для отыскания «лихих» людей и сочувствующих им назначались повальные обыски.

Помимо назначения повального обыска, при розыске использовались расспрос и пытка. Этот вид доказательства применялся судом не столько для получения собственного признания со стороны обвиняемого в совер­шенном или вменяемом ему преступлении, сколько для уличения его и в других преступлениях, а главным образом для оговора и ули­чения в преступлениях других лиц.

Помимо повального обыска, пытки, очной ставки при розыске применялись и освидетельствования и осмотрместа происшествия.

Число деяний, подлежащих уголовному наказанию, в Судебни­ке больше, чем в предшествующих памятниках права. Этот доку­мент знает государственные преступления, преступления по служ­бе, преступления против судебной власти. Появляется понятие раз­боя, начинают различаться квалифицированные виды кражи.

Судебникпредусматривал следующие виды наказаний: смертная казнь, торговая казнь (битье кнутом на торговой площади), денеж­ные взыскания. Смертной казнью карались государственные пре­ступники, лица, убившие своего господина, воры, уличенные во второй раз, и, кроме того, «ведомые лихие люди», даже не уличен­ные в конкретном преступлении.

Кроме рассмотренных подробно узаконений о порядке судопрои­зводства, Судебник содержит и некоторые нормы, относящиеся к гражданскому законодательству. Например, устанавливаются три способа перехода из свободного состояния в холопство: самопрода­жа в холопы, определение по должности сельского тиуна или ключ­ника, женитьба на рабе. Но холоп, бежавший из татарского плена, становился свободным.

Есть в Судебнике и статьи о наследстве. Наследство допускает­ся по закону и по завещанию. По закону устанавливалась следую­щая очередь наследования: сначала сыновья, если их не было, то дочери и затем уже остальные родственники в соответствии со сте­пенью родства.

Лекция 5: Государство и право в период сословно-представительной монархии (XVI—XVII вв.)

1.Государственный строй сословно-представительной монархии. Основные реформы, проведенные царем Иваном IV.

В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. Создание централизованного Русского государства спо­собствовало укреплению позиций господствующего класса фе­одалов.

Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногай­ская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее И Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и числен­ности населения стала крупнейшим в мире государством.

В середине XVI в. происходящие социально-экономиче­ские и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов.

Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — .абсолютная монархия.Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться
царем. Изменение титула преследовало следующие политиче­ские цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основдля притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей, так как титул царя передавался по наследству. В конце
XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.

В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление влас­ти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись дове­ренные лица, назначаемые царем.

Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пы­тавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.

Боярская думаформально сохранила свое прежнее по­ложение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с ца­рем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили
бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии.

Особое место в системе органов государственного уп­равления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. В 1533 г., после смерти Василия Ш, остро встал династический вопрос, поскольку трехлетний Иван 1У, находился под властью матери Елены Глинской, чье регентство оспаривал брат Василия Ш Юрий и дядя Елены Михаил Глинский. После смерти Глинской началась череда смены правительственной власти (1539 – Шуйские, 1542 – Бельские, 1547 Глинские), междоусобицы, убийства и разорение политических противников, что ослабляло государственную власть. В январе 1547 г. Молодой Иван 1У принял новый для Руси титул Царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом 1547 г. В Москве разразился страшный пожар, приведший к стихийному бунту посадских людей против бояр. Эти события, грозившие повториться в других частях измученного усобицами и беспорядком государства, заставили царя задуматься о проведении серьезных реформ. В 1549 г. Собирается первый в истории Руси Земский собор – сословно-представительный орган совещательного характера. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор(высший коллегиальный орган православной церкви) и выборныхпредставителей от дворян и го­родского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы – принципиально новый орган государства. Через них царь привлек к государственному управлению определенные круги дворянства и посадского населения.

Земские соборы решали основные вопросы государствен­ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие зако­нодательных актов, введение новых налогов, объявление вой­ны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были прини­маться всем составом Собора.

Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их созыва и существа обсуждающихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет.. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже.

Состав земских соборов был непостоянным. Самым многолюдным (примерно 700-800 человек) был собор, созванный в 1613 г., для выборов царя. Был единственный случай, когда на нем присутствовали представители стрельцов, казаков, чернотяглых крестьян. Победила группировка, которая поддержала 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку.

Земские соборы можно условно разделись на четыре основные группы: 1) созванные царем по своей инициативе; 2) созванные царем по требованию сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствии царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство.

Система приказовкак органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов до­стигло 90.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократиче­ский стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Возглавлял приказ начальник,назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от де­ятельности приказа начальниками могли быть: судья, казна­ чей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков.Техническую и канцелярскую работу
осуществляли подьячие.

Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы.

Структурным подразделением приказа являлся стол, спе­циализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделя­лись на повытья.

Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денеж­ный двор, подчиненный приказу Большой казны.

Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печат­ный приказ и пр.

Во второй половине XVI в. земские и губные избыстано­вятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопро­изводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном под­чинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод.Им же стали подчиняться земские и губные избы, го­родовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1—3 года.

В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил: -продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения;

—было создано постоянное стрелецкое войско.

С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтар­ские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прооб­разом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVHI в.

Наши рекомендации