Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями

Согласно ч. 2 ст. 1 ТК РФ в числе отношений, непосредственно связанных с трудовыми, названы отношения по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если рассматривать названные правоотношения с точки зрения их соответствия динамике основного отношения трудового права —трудового правоотношения, то в группу предшествующих ему правоотношений следует включить отношения по трудоустройству у данного работодателя, а также отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Отношения по трудоустройству, как правило, предшествуют трудовым отношениям. Но поскольку их целью является помощь государства при нуждаемости в подыскании работы: трудоустройстве, получении новой специальности, переквалификации, то в некоторых случаях они могут следовать за прекратившимися не по инициативе работников трудовыми отношениями или сопутствовать им при получении, например, новой специальности у того же работодателя.[83] Практически во всех учебниках по трудовому праву выделяют три взаимосвязанных вида возникающих по этому поводу отношений: гражданин — государственная служба занятости; служба занятости — работодатель; гражданин, направленный службой занятости, — работодатель, и все они относятся к трудовому праву.

Основанием возникновения первого правоотношения этой триады является обращение гражданина в службу занятости. В случае, если он отвечает признакам «безработного» (не имеет работы и заработка, ищет работу и готов приступить к ней — п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 (ред. от 28.07.2012) N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»),[84] служба занятости обязана зарегистрировать его в этом качестве и оказывать содействие в поисках подходящей работы, осуществлять выплату пособия по безработице.

Отношения между службой занятости и работодателем возникают с момента регистрации работодателя — юридического или физического лица — индивидуального предпринимателя. Они характеризуется юридическими правами и обязанностями обеих сторон. Например, работодатель обязан информировать службу занятости о предстоящих массовых увольнениях, вакансиях, в пятидневный срок возвращать направление в службу занятости при приеме гражданина на работу, а служба занятости, в свою очередь, — информировать работодателя о состоянии рынка труда, разрабатывать предложения об установлении квот для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите (ч.1 п.2 ст. 25, ч.2 п.3, п.5 ст.26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Отношения «гражданин — работодатель» только в том случае могут быть «трудоустройством» в рассматриваемом смысле, если гражданин направляется к конкретному работодателю службой занятости. Работодатель принимает на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление от службы занятости. Поэтому о правовом характере этой связи можно уверенно говорить только в отношении определенной категории граждан, а именно тех, которые направлены для трудоустройства в счет установленной квоты. Согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012),[85] организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В Москве рабочие места квотируются не только для инвалидов, но и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.[86]

В литературе высказано мнение о специфической природе отношений в сфере занятости. Их содержание — оказание социальной услуги, поэтому по своей правовой природе они весьма близко примыкают к социально-обеспечительным отношениям, представляющим собой предмет права социального обеспечения[87]. Некоторые авторы отрицают трудоправовую природу данных отношений (кроме последнего: работник — работодатель, возникающего, как правило, на основе направления службы занятости и, можно добавить, в счет квоты), а остальные отношения считают административно-правовыми.[88] Однако преобладающим признается мнение о неразделимости «триады» отношений занятости и трудоустройства, их единой правовой природе как самостоятельного отношения трудового права, что способствует большей определенности границ предмета трудового права.

Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя предусмотрены гл. 31 и 32 ТК РФ. Законодатель принципиально изменил содержание ст. 198 по сравнению с ее первоначальной редакцией от 30 декабря 2001 года, исключив принадлежность ученического договора к гражданскому праву. Поэтому ученические отношения могут предшествовать трудовым тогда, когда работник учится у данного работодателя, будучи его потенциальным работником по окончании учебы.

Если ученический договор заключается с работником данной организации, то правоотношение, которое он опосредует, не может предшествовать трудовому: последнее на момент заключения данного договора уже существует. Если оно и предшествует, то только трудовому правоотношению с обновленным содержанием, которое возникнет по окончании ученичества.

То же самое можно сказать и об отношениях по поводу переподготовки и повышения квалификации работников, уже работающих у данного работодателя.

Сопутствующие трудовому правоотношению из числа названных в ст. 1 ТК РФ — это, безусловно, отношения по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Но, надо заметить, иногда некоторые из этих отношений могут быть и вытекающими из трудовых (отношения по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства).

Следует согласиться с авторами Курса трудового права в том, что первые три вида названных правоотношений «имеют единую правовую природу и нет оснований для их дробления».[89] Их можно объединить под общим названием «коллективные трудовые отношения», принятым Международной организацией труда. Субъекты и содержание указанных правоотношений во многом совпадают. Так, субъектами социально-партнерских отношений являются работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти, местного самоуправления (ст. 23 ТК РФ). Участие работников (их представителей) в управлении организацией — одна из форм социального партнерства, поэтому, естественно, его осуществляют те же субъекты (работники и работодатели и их представители) — ст. 52, 53 ТК РФ. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства вполне укладывается в понятие и содержание отношений социального партнерства, и субъекты в основном совпадают. Но, надо признать, деятельность профсоюзов как общественной организации выходит за рамки этих отношений в первую очередь за счет внутрисоюзных отношений, которые остаются за пределами права, в том числе, трудового права.

Отношения по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства всегда сопутствуют трудовым отношениям или, как выше было сказано, могут следовать за ними, когда, например, в процессе или результате контроля или надзора выявляются нарушения трудового законодательства в отношении лиц, уже не работающих в данной организации. Контроль предполагает оценку того или иного решения как с точки зрения его соответствия праву, так и целесообразности. Надзор — более узкая категория, он означает проверку юридического акта на предмет его правомерности. Считается, что задача органов контроля состоит не только в выявлении нарушения, но и в том, чтобы выяснить, насколько правильно, целесообразно соответствующие субъекты использовали свои полномочия. Государственный контроль и надзор является одним из способов защиты трудовых прав (ст. 352 ТК РФ).

Помимо Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, которые осуществляют высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, государственный надзор и контроль в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляют органы федеральной инспекции труда и другие специализированные органы государственного надзора (ст. 353— 369 ТК РФ).

Правовая природа контрольно-надзорных отношений не всеми определяется как однозначно трудоправовая.[90] Некоторые полномочия федеральной инспекции труда опосредованно относятся к основному предмету своей деятельности — защите трудовых прав. Например, реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти или предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения и др.; хотя полномочия в этой области, безусловно, должны способствовать соблюдению трудового законодательства.

Согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзы также наделены правом контроля за соблюдением трудового законодательства. С этой целью создаются правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым правоотношениям, так и вытекать из них. Это понятно: если спор о восстановлении на работе однозначно свидетельствует о ранее прерванных трудовых отношениях, то, скажем, спор о незаконном, с точки зрения работника, переводе на другую работу «уживается» с продолжающимися трудовыми отношениями. Забастовщики, как правило, выражают свой протест именно для того, чтобы улучшить свое положение как субъектов трудовых отношений, в которых они состоят на момент возникновения спора.

В зависимости от того, кто спорит: один работник или работники как коллективный субъект, и от того, о чем спор: об установлении (изменении) норм, регулирующих трудовые отношения, или о применении действующего трудового законодательства, зависит, в каком порядке он рассматривается. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. Коллективные трудовые споры рассматриваются исключительно в согласительном порядке. Трудовой спор считается возникшим, когда работник обратился в юрисдикционный орган, а коллектив работников — к работодателю с письменно изложенными претензиями, на которые в установленный срок не получен положительный либо отрицательный ответ, либо работники не получили никакого ответа.

Правоотношения по разрешению трудовых споров по своей правовой природе процессуальные[91]. Нормы трудового права регулируют их до тех пор, пока они не вышли за пределы организации и не стали предметом рассмотрения суда, который руководствуется при разрешении трудового спора не только материальным, но и гражданско-процессуальным правом.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, названы в числе непосредственно связанных с трудовыми в связи с изменениями, внесенными в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. Они замыкают перечень отношений трудового права, данный в ст. 1 ТК РФ. Однако надо сказать, что права и обязанности субъектов трудового права по обязательному социальному страхованию и до этого времени фигурировали в различных статьях ТК РФ (например, в ст. 21, 57). Их связь с индивидуальными трудовыми отношениями очевидна. Субъекты: страхователи, страховщики, застрахованные — те же работодатели и работники. Если взглянуть на перечень страховых случаев, перечисленных в подп. 1. 1 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», как-то: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования,[92] то их связь с процессом трудовой деятельности не вызывает сомнения. Они так же сопутствуют трудовым отношениям, как и другие, круг которых очерчен в ч. 2 ст. 1 ТК РФ.[93]

Отношения по материальной ответственности в ст.1 Трудового кодекса РФ относятся к иным непосредственно связанным с трудовыми отношениям, которые могут сопутствовать трудовым, а также могут быть сменяющими. Однако в науке трудового права имеется иная точка зрения, в соответствии с которой ряд ученых считают отношения по материальной ответственности неотъемлемой частью сложного трудового правоотношения[94]. Аналогичной точки зрения придерживается автор этой главы учебника.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какова система правоотношений отношений в трудовом праве?

2. Раскройте понятие трудового правоотношения.

3. Охарактеризуйте субъектов трудового правоотношения.

4. Что представляет собой содержание трудового правоотношения?

5. Назовите основания возникновения, изменения, прекращения трудового правоотношения.

6. Какие отношения трудового права можно отнести к коллективным? Почему? Дайте их характеристику.

7. Охарактеризуйте иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, в соответствии со ст. 1 ТК РФ.

Глава 8

Наши рекомендации