Уголовная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности на государственной службе
Является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочящее свойство для индивида в виде судимости. Наиболее распространенное преступление злоупотребление должностными полномочиями, предусмотрено статьей 285 УК РФ. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Уголовно наказуемым является и служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
36.Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности на государственной службе.Административная ответственность сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. административная ответственность фиксируется в государственных органах, и при повторном совершении аналогичного административного проступка нарушитель несёт повышенную административную ответственность или даже уголовную. К таким административным правонарушениям относятся самоуправство, злоупотребление властью и использование служебного положения в корыстных либо ложно понятых государственных интересах, необоснованное задержание и доставление в правоохранительные органы, нарушение учетно-регистрационной и лицензионной дисциплины и т.д.
37.Дисциплинарная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности на государственной службе.Является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате РФ. Она наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности. За совершенный должностной проступок соответствующий полномочный орган или руководитель применяет специальные меры принудительного воздействия (дисциплинарные взыскания) – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Служащий, допустивший должностной проступок, на период расследования может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово - хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2лет со дня его совершения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть снято:1)если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания;2) работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
38.Гражданско-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности на государственной службе.Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим физическим или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, однако при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект Федерации как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т.е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ ДИСЦИПЛИНЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА"
1. "Государственная служба" как научная и учебная дисциплина. Объект и предмет ее исследования.
2. Методология дисциплины "Государственная служба".
3. Источники и литература дисциплины "Государственная служба".
1. "Государственная служба" как научная и учебная дисциплина. Объект и предмет ее исследования
В Российской Федерации интенсивно идет процесс формирования новой научной и учебной дисциплины "Государственная служба". По проблемам государственной службы выходят монографии, защищаются докторские и кандидатские диссертации. Самостоятельная учебная дисциплина "Государственная служба" начинает читаться в юридических вузах, на юридических факультетах университетов, учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для государственной службы.
Теория государственной службы представляет собой систему категорий, законов, принципов, содержащих в себе знания о становлении, развитии государственной службы как политико-правового и организационного института и позволяющих научно обосновать оптимальные пути достижения национальных целей и задач.
Теория государственной службы является междисциплинарной наукой. Она использует достижения других наук философии, политологии, теории управления, административного права, социологии и др.
Курс "Государственная служба" можно определить как дисциплину, изучающую организационно-правовые основы организации и функционирования государственной службы, ее важнейшие цели, задачи и функции, критерии эффективности деятельности государственных служащих, формы и принципы взаимодействия государственной службы с обществом.
Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объект показывает, что изучает данная дисциплина. Объектом дисциплины является государственная служба как особый политико-правовой и организационный институт. Кроме того, к объекту курса следует отнести и общество, поскольку государственная служба может существовать только взаимодействуя с обществом. И понять сущность процессов протекающих в сфере государственной службы невозможно вне контекста связей в системе общество - государственный аппарат.
Предмет любой учебной дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках. В соответствии с таким методологическим подходом к предмету дисциплины "Государственная служба" следует отнести закономерности возникновения и развития государственной службы, сущность и природу государственной службы, систему органов управления государственной службы, кадровое обеспечение государственной службы, отношения, возникающие у государственных служащих в связи с исполнением ими полномочий в пределах государственных должностей, организационные принципы государственной службы.
При этом структура отношений, возникающих на государственной службе и подлежащих изучению, имеет два аспекта: внутренний, который отражает отношения, существующие между государственными чиновниками различных уровней и видов, а также внешний, характеризующий взаимосвязи, возникающие у государственной службы с обществом.
Заслуживает внимания мысль английских ученых А. Лоуто-на и Э. Роуза, которые считают, что учебный курс должен отвечать на вопрос, как устроена государственная служба, чем занимаются ее работники и почему, каким образом меняются ее функции1 .
Существуют и иные подходы к определению предмета дисциплины "Государственная служба". Например, некоторые ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что содержанием предмета теории современной государственной службы является "становление и строительство государственной службы РФ, особенности ее организации и функционирования в условиях радикальных преобразований, опыт разработки технологий и сами технологии реализации социально-экономических и других программ государства, поиск путей превращения государственной службы в прочный и эффективно действующий инструмент государственного управления, исследование российского и зарубежного опыта формирования и деятельности государственной службы в целях его творческого использования в условиях обновляющейся России"2.
Основные задачи учебной дисциплины:
- предоставить систематизированные знания о сущности государственной службы, ее организации и функционировании, принципах кадровой политики на государственной службе, ее актуальных проблемах и задачах;
- ознакомить с основными правами и обязанностями, действующими ограничениями, а также видами юридической ответственности государственных служащих;
- обучить практическим навыкам и умениям решения задач государственной службы;
- информировать об опыте организации и функционировании государственной службы в развитых государствах.
В тоже время теорию государственной службы не следует обожествлять, важно видеть ее пределы. Ученые, равно как и преподаватели, такие же люди как и все другие, и каждый из них имеет свои собственные интересы, цели, жизненные ценности, предрассудки. Наивно думать, что они, осуществляя свою деятельность, просто забывают об этих важных сторонах человеческого существования.
2. Методология дисциплины "Государственная служба"
В курсе "Государственная служба" как в любой научной и учебной дисциплине используются определенные методы познания своего предмета и обучения слушателей. В данном случае понятие метод используется в следующем значении: способ, подход к изучаемым явлениям государственно-правовой жизни, приемы их объективного исследования и описания. Известный философ Ф. Бэкон удачно сравнил научный метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем, найдет дорогу и опередит того, кто без фонаря будет бежать.
Анализ процессов, протекающих в сфере государственной службы, требует использования многих научных методов. Их совокупность формируют методологию исследования. Рассмотрим важнейшие методы исследования процессов, протекающих на государственной службе.
В основе методологии изучения государственной службы находится философский подход. Он позволяет исследовать государственную службу с помощью таких категорий как сущность и явление, количество и качество, форма и содержание, абстрактное и конкретное, объективное и субъективное и др.
Продуктивное изучение функционирования государственной службы невозможно без диалектико-материалистического метода познания. В соответствии с данным методом познания государственная служба рассматривается как развивающееся явление. В основе этого развития лежат противоречия, возникающие в обществе и на государственной службе. Речь идет прежде всего о противоречиях, возникающих между богатыми и бедными. Разрешение этих противоречий периодически обуславливает необходимость реформирования государственной службы. В свою очередь реформа государственной службы может быть исследована в контексте взаимосвязей, возникающих между государственными чиновниками и основными социальными группами российского общества.
В курсе широко используется системный подход, позволяющий наиболее емко и экономично описывать объект исследования. Он требует рассматривать государственную службу как систему, которая имеет свои цели, задачи, функции, структуру и т. д. Хотя системный подход всегда что-то обрубает, округляет, высекает из изучаемого явления, но в то же время он дает упорядоченное представление о множестве элементов и отношении, существующих в объекте исследования. Системный подход позволяет рассмотреть правовые, организационные, духовно-нравственные, экономические основы государственной службы.
Применение исторического метода позволяет понять причины возникновения государственной службы, основные этапы ее развития, факторы, оказывающие влияние на ее развитие.
В учебном курсе невозможно обойтись без сравнительного метода. Он позволяет выявить общее и особенное в развитии отечественной и зарубежной государственной службы.
Изучение процессов, протекающих на государственной службе, требует постоянного обращения к социологическому методу. Данные социологических исследований позволяют понять, насколько реализуются принципы государственной службы, как относится население к государственным чиновникам и т. д.
Исследовать процессы, протекающие на государственной службе, невозможно без статистического метода. Указанный метод дает возможность изучать государственную службу путем измерения ее количественных характеристик. Например, с его помощью мы узнаем, что на конец 2000 г. численность работников органов государственной власти и местного самоуправления РФ составляла 1163,3 тыс. человек, в том числе законодательной власти - 15,5 тыс. человек, исполнительной власти - 1029,5 тыс. человек (из них
404.7 тыс. человек - федеральные, 624,8 тыс. человек - субъектов РФ и местного самоуправления, в том числе субъектов РФ -
179.8 тыс. человек, органов местного самоуправления - 444,9 тыс. человек)3.
В конечном счете, теория государственной службы призвана прогнозировать развитие процессов в сфере государственной службы и предлагать обществу возможные средства контроля событий.
3. Источники и литература дисциплины "Государственная служба"
Изучение дисциплины "Государственная служба" предполагает изучение соответствующих источников и литературы. Законодательство о государственной службе состоит из Конституции, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция РФ определяет, какие государственные должности РФ относятся к категории "А", устанавливает компетенцию Президента, Совета Федерации, Государственной Думы по назначению и освобождению от должности государственных служащих и некоторые другие вопросы, касающиеся государственной службы. Необходимо заметить, что понятие "государственная служба" используется в Конституции три раза. В статье 32 пункт 4 говорится, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, в статье 71 пункт"Т" федеральная государственная служба отнесена к ведению Российской Федерации и в статье 97 пункт 3 указывается, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе.
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" представляет собой рамочный нормативный акт. Это своего рода мини-конституция для государственных служащих. Указанный закон состоит из 30 статей. При этом в нем содержатся 42 отсылки к другим федеральным законам, 20 отсылок - к законам субъектов РФ и 17 отсылок - к административным актам. Однако большей части правовых актов, к которым адресованы ссылки указанного закона, пока не существует.
Базовый Закон о государственной службе не может отразить особенности государственной службы в отдельных государственных органах, поэтому в этой части нельзя ориентироваться только на его применение. Особенности государственной службы в специальных государственных органах устанавливаются другими федеральными законами. В этой связи укажем на такие федеральные законы как "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994), "О Счетной палате Российской Федерации" (1995), "О прокуратуре в Российской Федерации" (1995) и др.
По ряду вопросов государственной службы имеются указы Президента Российской Федерации. Среди них отметим следующие: "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (1995), "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" (1995), "О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации" (1996 г.), "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" (1996), "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" (1996), "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы" (1996), "О мерах по организации проверки сведений, предоставляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы" (1998) и др.
Законодательные акты, регулирующие государственную службу в субъектах РФ, приняты практически во всех субъектах РФ. Однако один из основных недостатков законодательства субъектов РФ о государственной службе заключается как раз в том, что в нем слабо реализуются возможности собственного правового регулирования, которые относятся к предмету ведения субъектов РФ.