Государство в политической системе общества

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин "политика" и производные от него слова ведут свое происхождение от слова "полис", которым древние греки обозначали свой города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические проме­жутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сло­жившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые поли­тические формы движения социальной материи. История свиде­тельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Ари­стотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального обще­ства значительное влияние на осуществление политической влас­ти оказывали различные объединения собственников — общины, гильдии, цеха. Особую роль в этом плане играли церковные уч­реждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказыва­ющие влияние на политику. И все же государство занимает цент­ральное место в политической и общественной жизни любой стра­ны. Сказанное обусловлено следующим.

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтерна­тивы бесплодной борьбе между различными социальными группа­ ми, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на са­мой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его сегод­ня. В этом смысле оно "дало" жизнь политической системе обще­ства в современном ее понимании.

В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих поддан­ных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических груп­пировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выра­жает общенародные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную
форму, как союз людей, объединившихся для совместного прожи­вания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории "гражданство". Каж­дый из членов "государственной общины" заинтересован в ее су­ществовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопас­ности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются госу­дарством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые пер­вичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественополитических объединений и движений, политических партий т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид "включается" в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) суще­ствует комплекс противоречий, который в целом характеризуется, как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бю­рократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возмож­ностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обо­стряются, когда государство проводит ярко выраженную классо­вую, национальную, расовую политику по отношению к гражда­нам, не принадлежащим к политически господствующим соци­альным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической органи­зацией экономически господствующего класса.

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления, верно, отражает толь­ко такое особое состояние в развитии общества, когда в нем воз­никает классовая напряженность (вызванная, как правило, воен­ными конфликтами» экономическим и духовным кризисом), кото­рая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе прева­лируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф, Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют лишь во время кризи­сов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимо­действия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и наси­лия. Как свидетельствует история, деятельность государств по­добного типа (деспотических, авторитарных) имеет свои времен­ные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с иными по­литическими явлениями. Поэтому перед государством и полити­ческой системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, осно­ванной на принципах демократии и права; направить усилия про­тивоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновре­менно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, определенным образом организованных и пред­ставляющих интересы конкретных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сде­лали реальным значение государства как формы политического
общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность — форма бытия классового обще­ства.

В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает "правила игры" для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порой ан­тагонистически противоречивых интересов. Демократическое го­сударство стремится обеспечить не только нормальное, мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникнет такая историческая необходимость, Госу­дарство как форма политического общежития по территории со­впадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом по­литической системы.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, свя­зывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергети­ческого, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, уп­равляющего общественными делами, государство посредством ап­парата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохра­няет определенную целостность политической системы, обеспечи­вает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться соци­альным и демократическим, в котором созданы условия для реа­лизации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидиру­ющее значение имеет суверенный характер государственной вла­сти. Только государство вправе выступать внутри и вне стра­ны от имени народа и общества. Вхождение политической сис­темы конкретного общества в мировое политическое сообще­ство во многом зависит от реализации суверенных качеств го­сударства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движений. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени; увязы­вая, согласовывая интересы разных социальных групп, вырабаты­вая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изме­няется форма правления или политический режим), государству в их разрешении отводится особая роль. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявле­нии — государственной власти. Только законная государствен­ная власть может обеспечить относительно безболезненный и бес­кровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государства. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией, результатом политичес­кой деятельности людей и их объединений выступает государствен­ная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления дек­ларативных или тайных целей. Самое существенное в государ­стве — не возможность объединения людей, Не территория, а об­ладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего обще­ства является создание четкого, бесперебойно работающего право­вого механизма образования и осуществления государственной власти.

Наши рекомендации