Понятие консолидации и ее признаки
Консолидация — это второй по сложности вид систематизации после кодификации. Как уже отмечалось выше, предметом научного исследования консолидация стала недавно. И тому есть веские причины.
Ускорение изменений в социальной жизни делает кодификацию не вполне пригодной для эффективного регулирования постоянно меняющихся общественных отношений. Получается, для того чтобы кодекс, созданный с такими большими временными, материальными и человеческими затратами, просуществовал достаточно долго, в нем следует закреплять лишь самые общие положения. Но в таком случае его неизбежно придется сопровождать более детализированными законами. Вот почему практика вышла на усредненный вариант: консолидацию юридических документов.
На сегодняшний день существует большой разброс мнений по вопросу о природе консолидации. Одни ученые (А. С. Шебанов, Д. А. Керимов и др.) полагают, что консолидация является разновидностью инкорпорации. Другие исследователи (А. А. Ушаков, Н. Н. Захарова, А. С. Пиголкин и др.) считают, что она представляет самостоятельный вид систематизации. С точки зрения третьих (В. Н. Карташов), это разновидность правотворческой деятельности.
Несколько иное понимание консолидации существует за рубежом. Так, в Европейском Союзе консолидацией считают включение множества законов со всеми изменениями и последующими доработками в единый закон, который не имеет формальной ценности, поскольку каждый консолидированный акт содержит перечень всех юридических актов со всеми их реквизитами. Получается нечто близкое к официальной инкорпорации.
Все же следует согласиться с В. Н. Карташовым в том, что консолидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет прежде всего правотворческий характер, хотя в результате ее проведения достигается большой эффект и по систематизации юридических документов.
Консолидация— это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.
Примером консолидированного нормативного акта является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан.
Авторы Закона выстроили материал по очень простой схеме: определили категории ветеранов и перечислили меры социальной поддержки для каждой категории. Закон был создан достаточно быстро и существенно облегчил ветеранам пользование нормами права.
В последнее время в России граница между кодификацией и консолидацией еще более стала размываться. Порой законодатель называет закон кодексом, но на поверку это чисто консолидированный акт. В качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объектов и разрешение споров. Тот факт, что в нем выделена глава, содержащая общие положения, дела не меняет. Конечно, нельзя делать из этого трагедию. Просто это лишний раз заставляет пересмотреть возможности кодификации.
Технико-юридические правила консолидации
Правила довольно специфичны и отражают прежде всего ее юридическую природу как преимущественно разновидности правотворческой деятельности:
консолидации могут подлежать не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики);
в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права. Так, в Федеральном законе «О ветеранах» были объединены льготы, установленные различными видами нормативных актов, но имеющие федеральный источник финансирования. Правда, возникает множество вопросов в связи с утратой юридической силы актов, вошедших в укрупненный акт. Они вполне разрешимы, но уже по правилам юридической техники, касающейся опубликования и вступления в силу нормативных актов;
консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни: там, где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения, отмены (сфера образования, информационных технологий ит. п.);
юридические документы, ставшие объектом консолидации, как минимум должны регулировать вопросы, имеющие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается;
консолидированный акт в отличие от кодифицированного новых правовых предписаний не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним;
правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размешаются в определенной последовательности. Схема их расположения — ноу-хау создателей консолидированного акта;
придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил:
логических (устранение устаревших положений, противоречий, дублирования, неоправданных длиннот; объединение близких по содержанию норм в одну статью, пункт и т. п.);
языковых (проверка текста в целях целью унификации терминологии, стиля и др.);
консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, но и юридическую силу;
консолидация в основном имеет официальный характер. Конечно, никому нельзя отказать в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования. Что касается обзоров судебной практики, то эти документы могут быть составлены любым лицом и будут относиться к неофициальной консолидации;
акты консолидации в основном обязательны для адресатов. О частных обзорах судебной практики этого сказать нельзя;
процесс консолидации должен состоять из двух частей:
совершение всех инкорпорационных операций. Именно они обеспечивают добротную основу для создания консолидированного акта;
выполнение правотворческих операций, направленных на внешнюю обработку объединяемых правовых предписаний.
Проведенный анализ консолидации как вида систематизации позволяет сделать следующие выводы.
Консолидация занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией, но тяготеет к первому виду систематизации права. Т. Н. Радько предлагает ее называть частичной кодификацией, поскольку она по своему результату «не дотягивает» до объема и уровня кодекса.
Сравнение двух рядом стоящих видов систематизации, каковыми являются кодификация и консолидация, с учетом нарастающих темпов социальной жизни заставляет признать, что будущее принадлежит консолидации. Кодификация не всегда позволяет своевременно отражать социальные изменения.