Фактический юридический состав в механизме правового регулирования

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3. правоотношение;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На второй стадии механизма правового регулирования, после формулирования общего правила поведения, происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

Юридический состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.

Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты:

1. достижение определенного возраста;

2. трудовой стаж;

3. решение компетентного органа о назначении пенсии.

Виды фактических юридических составов:

·

· завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные(когда еще продолжается накопление необходимых фактов),

· простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности; причем их накопление проходит в определенной последовательности).

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.




68. Понятие и формы реализации права.

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:

-соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

-исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);

-использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);

-применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2) носит властный характер;

3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами, без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

69. Применение права как особая форма реализации права: понятие и признаки.

Применение права - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовыеграждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие,бюрократизм, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

1. это - властно-императивная форма реализации права;

2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3. носит процессуально-процедурный характер;

4. состоит из ряда последовательных стадий;

5. имеет под собой соответствующие юридические основания;

6. связано с вынесением правоприменительных актов;

7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

70. Принципы, субъекты и стадии правоприменительного процесса.

Применение права (правоприменение) – это властная деятельность уполномоченных на то государственных органов и лиц по обеспечению реализации норм права их адресатами.

Основные признаки (черты) применения права

Правоприменение – это деятельность:

-Властная, то есть осуществляемая по одностороннему волеизъявлению уполномоченного на то органа, лица;

-Управленческая, то есть являющаяся разновидностью государственного управления;

-Организационная, то есть организующая реализацию права в конкретной ситуации для конкретных лиц;

-Процессуальная, то есть осуществляемая в определенных законом процессуально-процедурных формах;
-Правоконкретизирующая, то есть конкретизирующая (индивидуализирующая) общее правило поведения (норму права) непосредственно к данному случаю;

-Компетентная, то есть ее осуществляют только уполномоченные на то компетентные субъекты(например государственные органы, органы местного самоуправления);

-Обеспечительная, то есть обеспечивающая реализацию права третьими лицами.

Стадии правоприменения:

(правоприменительного процесса):

• Установление фактической основы дела;

• Установление юридической основы дела;

• Принятие решения по делу.

В наиболее развернутом виде правоприменительный процесс включает в себя шесть стадий:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению.

3. Проверка подлинности данной нормы.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий.

5. Принятие решения по делу и издание акта правоприменения, доведение его содержания до сведения исполнителей.

6. Реализация принятого акта. Основные признаки:

• Представляет собой разновидность правовых актов;

• Фиксирует принятое решение по делу;

• Имеет официальное значение;

• Имеет государственно-властный характер;

• Принимается в установленном законом порядке;

• Имеет соответствующую, установленную законом форму;

• Выносится уполномоченным на то субъектом;

• Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному (индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;

• Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);

• Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным правилом поведения (правилом поведения индивидуального характера);

• Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).

Виды правоприменительных актов:

• По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) – конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и др.;

• По субъектам принятия – акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;

• По юридическому значению – основные (содержат решение по юридическому делу – например, приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);

• По форме внешнего проявления – акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные);

• По характеру действия во времени – акты однократного действия (например, наложение штрафа), длящиеся акты (например, назначение пенсии).

• По характеру предписаний – обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;

• По функции в правовом регулировании – охранительные, регулятивные.

71. Правоприменительные акты, их виды и структура.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Виды правоприменительных актов:

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Структура правоприменительных актов:

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

72. Толкование права: понятие, способы и виды.

Толкование права - мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний (уяснение) и внешний (разъяснение). Сначала требуется понять, осмыслить правовую норму, затем - объяснить свое понимание нормы третьим лицам. Уяснение есть толкование для себя, разъяснение - толкование для других.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Главная цель толкования - обеспечить правильное и единообразное (унифицированное) понимание и реализацию права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. При этом выявлению подлежит не только содержание (буква), но и смысл (дух) правовой нормы.

Способы толкования права:

1. Грамматическое толкование - анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. Речь идет об исследовании юридического языка закона. Выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т. д.

2. Систематическое толкование - выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

3. Логическое толкование - использование логического анализа, то есть исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

4. Историческое толкование - изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. Речь здесь идет об изучении политических аспектов правотворчества.

5. Функциональное толкование - изучение сложившейся практики реализации (применения) правовых норм. Этот способ особенно актуален при анализе оценочных правовых категорий.

Виды толкования:

Официальное - толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное (авторское) и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. Eius est interpretari legem, cuius est condere (с лат.) - тот вправе толковать закон, кто вправе его устанавливать (Цельс). В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное (казуальное). Первое распространяется на все юридические ситуации определенного рода, второе - на конкретную юридическую ситуацию (казус). Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

Неофициальное - толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности - доктринальное, профессионально-юридическое и обыденное.

По объему выделяют буквальное, расширительное и ограничительное толкование. При буквальном результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы; при расширительном - они шире текстового содержания нормы; при ограничительном - толкование сужает текстовое содержание нормы.

73. Акты толкования права, их структура и требования, предъявляемые к ним.

Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственновластной деятельности по разъяснению норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

В общем признаки актов толкования и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрен нами выше. Обобщив сказанное, можно выделить следующие особенности актов толкования:

- не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

- имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;

- содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

- обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственновластных полномочий;

- адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

16.6.1. Виды интерпретационных актов

По внешней форме:

- письменные

- устные.

По юридической значимости:

- акты нормативного толкования

- акты казуального толкования.

Это одна из основных классификаций интерпретационных актов. Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление № 3/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суд РФ от 5.02.98г. "О некоторых вопросах применения ФЗ "О переводном и простом векселе"" является актом нормативного толкования.

Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.

В зависимости от субъекта издания:

- акты аутентичного толкования

- акты легального толкования.

Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В зависимости о отраслей права акты толкования можно подразделить на:

- конституционноправовые

- уголовно-правовые

- гражданско-правовые

- другие.

Пишутся акты толкования в произвольной форме. Даже для актов судебного толкования не разработаны какие-либо формы, образцы, типовая структура.

74. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления. Аналогия права и аналогия закона.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в праве.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие юридической регламентации общественного отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Пробелы в праве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.

Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Аналогия права – это принятое решение по конкретному делу на основе общих начал и смысла законодательства. Для применения аналогии права не требуется наличие сходных норм, как при приме­нении аналогии закона.

При аналогии права решения принимаются в соответствии с общими принципами и смыслом законодательства. В этом состоит отли­чие аналогии права от аналогии закона.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

75. Юридические коллизии.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

76. Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

77. Понятие и признаки правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Признаки правонарушения:

1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.

Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.

3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.

4.Правонарушение это виновное деяние.

Вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину - вину основного должника.

5.Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.

6.Правонарушение - наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность -это способность нести ответсвенность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответсвенности.

78. Состав правонарушения.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Объект правонарушения – охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает виновный.

Виды объектов правонарушения:

- общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом);

- родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом);

- непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).

Объективная сторона – это совокупность установленных законодательством признаков правонарушения, которые характеризуют внешнюю сторону посягательства на охраняемые законодательством общественные отношения.

Это внешняя сторона общественно опасного посягательства, протекающего в определенных условиях, месте и времени.

Объективная сторона правонарушения включает в себя основные и факультативные элементы.

К основным элементам можно отнести:

- деяние (в форме действия или бездействия) – действие подразумевает активную форму поведения, т.е. виновный не ожидает естественного течения событий, а сам вмешивается в их развитие для того, чтобы достичь желаемого результата. Бездействие же – пассивная форма поведения, выражающаяся в воздержании от совершения тех или иных действий, которые субъект мог и обязан был осуществить в сложившейся обстановке;

- противоправность деяния (нарушение запрета, который содержится в законе или подзаконном акте, либо невыполнение обязанности, которая вытекает из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора);

- общественная опасность (в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства);

- причинно-следственная связь (необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его).

Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка.

Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или организация.

При осуществлении штрафной ответственности лица, совершившего правонарушение, учитываются обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания – смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние алкогольного опьянения и др.). Также ряд составов правонарушений предусматривает специального субъекта – должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

В свою очередь, субъектами целого ряда правонарушений могут быть и организации. Они могут быть привлечены к юридической ответственности за нарушения правил строительных работ, правил по охране природы и другие правонарушения. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений, в свою очередь, могут быть и органы печати, другие средства массовой информации, которые распространили о ком-либо неправильные или порочащие сведения.

В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет), в административном – с 16 лет, в трудовом – с 16 лет, в гражданском полная ответственность – с 18 лет, частичная – с 14 лет.

Наши рекомендации