Окраины и общеимперская система управления (польские и прибалтийские губернии, Сибирь)
Прибалтийские губернии
В первой половине XIX века прибалтийские губернии были объединены в Прибалтийское генерал-губернаторство2. В основе управления Прибалтийским краем в XIX веке лежал принцип сохранения местных привилегий остзейских баронов, закреплен-
ных в местном законодательстве. Остзейский край юридически рассматривался как инкорпорированная территория в составе Российской империи с таким же административным управлением, как и в ее других частях. Реально Прибалтийские губернии в составе Российской империи обладали особым статусом. Общее управление ими осуществлялось на основании Свода местных узаконений губерний Остзейских и изданных для Прибалтики законов. Специфика административного устройства края заключалась в том, что внутреннее управление осуществляли как органы дворянства, так и правительственные учреждения, компетенция которых неуклонно расширялась.
В 1801 году в Остзейском крае был учрежден пост генерал-губернатора. Во главе трех губерний края стояли губернаторы. Были случаи, когда на этот пост назначались остзейские дворяне. При губернаторе действовали губернское правление, казенная палата, приказ общественного призрения. Прибалтийские губернии делились на уезды. В уездах Остзейского края имперское управление в первой половине XIX века действовало параллельно с органами шведского происхождения. Полностью имперское управление в уездах Прибалтики было введено во второй половине XIX века.
Прибалтийское дворянство объединялось в четыре общества (рыцарства)— Эстляндское, Лифляндское, Курляндское и острова Эзель (Саарема). Они образовывали органы самоуправления3. Органы местного дворянского самоуправления в Прибалтике обладали весьма широкой компетенцией. Несмотря на то что формально они являлись органами дворянской корпорации, предметом ведения ландтага могли быть вопросы, затрагивающие проблемы края в целом. Ландтаги разрабатывали и обсуждали законопроекты, касающиеся их губерний4. Ландтаги представляли собой сословные органы местного самоуправления, наделенные широкими полномочиями. Их компетенция была значительно шире, чем компетенция органов дворянской корпорации и земских учреждений в Российской империи. Это давало большие возможности родовитому дворянству для управления краем.
Немецкое влияние в Прибалтике в течение XIX столетия было фактом, признаваемым русской государственной властью. Но в конце XIX века Александр III предпринял попытки заменить его русским и провести ряд реформ, направленных на ограничение привилегий остзейского дворянства. В 1888 году в Прибалтийских губерниях была проведена полицейская реформа и создана централизованная система органов полиции по общеимперскому образцу. В 1889 году на Прибалтийские губер-
нии была распространена судебная реформа. Вместо ликвидированных судебных сословных органов — гофгерихтов, ландгерих-тов, магистратов были введены общеимперские судебные учреждения (мировые судьи, съезд мировых судей и другие). Судебная палата как апелляционная инстанция окружных судов в Прибалтике учреждена не была. Ее функции выполняла Петербургская судебная палата. В 1877 году на Прибалтику было распространено Городовое положение 1870 года.
Развитие революционных событий в 1905 году побудило правительство поставить вопрос о возможных реформах в Прибалтийском крае. Указ 28 ноября 1905 года предусматривал созыв Особого совещания при временном прибалтийском генерал-губернаторе для разработки законодательных предложений о введении в крае земского самоуправления, об улучшении быта крестьян, о реформах приходских учреждений и других5. В марте
1906 года была опубликована программа работы совещания, и
12 июля его члены приступили к работе. К концу сентября
1907 года совещанием было принято пять проектов реформ: аг
рарной, земской, волостной, церковной, школьной. Проекты,
разработанные совещанием, в дальнейшем частично учитывались
при разработке правительственных законопроектов. Но уже в
момент создания совещания правительство понимало, что в обо
стрившейся к концу 1905 года ситуации реформирование управ
ления краем и различных сфер социальной и культурной жизни
не может полностью стабилизировать обстановку.
В декабре 1905 года было введено военное положение в большинстве губерний Прибалтики, Литвы и Белоруссии. Каждую губернию, где было объявлено военное положение, возглавлял генерал-губернатор, которым, как правило, являлся начальник местного гарнизона. В Прибалтике в ноябре 1905 года временно была введена должность прибалтийского генерал-губернатора. Военное положение было отменено в сентябре 1908 года, но только в апреле 1909-го ликвидируется должность временного прибалтийского генерал-губернатора6. Таким образом, в 1905—
1908годах Прибалтика и Западные губернии управлялись чрез
вычайными методами. С 1908 года вплоть до начала Первой
мировой войны принципиальных изменений в управлении При
балтийскими губерниями не произошло.
События 1905—1907 годов в Прибалтике показали, что в основе антиправительственных выступлений лежит межнациональная рознь. Революционное движение там носило национальный характер, а государственная власть отождествлялась с властью немецких помещиков и баронов. П. А. Столыпин начал прини-
мать меры к усилению русского влияния в крае, к преодолению национального обособления не только немцев, но и латышей и эстонцев. К началу Первой мировой войны стало возможным говорить о том, что реформы в управлении Прибалтийским краем будут направлены на усиление русского влияния. Межнациональные противоречия в Прибалтике, которые резко обострились с началом Первой мировой войны, заставили Ставку и Совет министров вновь задуматься о пересмотре основных принципов управления краем. Ни в 1914 году дальше простого обсуждения этого вопроса правительство не пошло7. В 1902—1904 годах Министерство внутренних дел разрабатывало вопрос о преобразовании рыцарств. Война заставила правительство вновь вернуться к этой проблеме в 1915 году. Недопустимым в условиях войны признавалось существование сословных организаций прибалтийского дворянства, наделенных административно-политическими функциями. Ликвидация отличного от общеимперского статуса сословных органов немецкого дворянства в Прибалтике должна была служить административному сближению края с империей. Этот принцип был положен в основу проекта «О дворянстве Лифляндской, Эстляндской и Курлянд-ской губерний», разработанного МВД весной 1915 года. Должны были быть упразднены конвенты и комитеты, вместо ландтагов введены уездные и губернские дворянские собрания, которые контролировал губернатор. Предусматривалось изъятие из ведения рыцарств управления церковными делами и образованием. В их компетенции оставались исключительно сословные дела. Фактически предполагалось распространить на Прибалтийские губернии общероссийские нормы дворянских сословных организаций s которые привели бы к полной ликвидации политической роли остзейского дворянства.
24 марта 1916 года латышские депутаты Я. Залит и Я. Голд-ман внесли в Государственную думу «Законодательное предположение о введении земских учреждений в Прибалтийском крае». В апреле — мае 1916 года проект обсуждался в министерствах и ведомствах. Большинство крупных правительственных чиновников высказалось за необходимость проведения земской реформы в Прибалтике и отвергло основное содержание и идеи проекта, а именно: деление Лифляндской губернии на две части по национальному признаку, отсутствие уездного земства, употребление местных языков в земском делопроизводстве.
В начале XX века российское правительство окончательно утвердилось в намерении полной ликвидации привилегий немецких баронов в Прибалтике. Царское правительство отказалось
также и от целенаправленной поддержки эстонцев и латышей, которые весьма рассчитывали на рост своего влияния. Все готовящиеся законы должны были укрепить положение общеимперского законодательства и полностью встроить прибалтийскую администрацию в общеимперскую систему. Решение отказаться от поддержки в Прибалтике немцев, латышей и эстонцев привело к тому, что правительство фактически вступило в конфликт со всем населением Прибалтики.
Царство Польское
В 1815 году в соответствии с Заключительным актом Венского конгресса большая часть герцогства Варшавского переходила к России под наименованием Царства Польского. Польше была дарована конституция, согласно которой император России обладал всей полнотой исполнительной власти и управлял Царством Польским с помощью наместника, назначаемого из членов царской фамилии. Законодательную власть в Польше осуществлял сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Посольской избы, избираемой местными дворянами на дворянских собраниях (сеймиках) и представителями городских общин8. Предполагалось, что сейм будет обновляться в течение шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года.
Предоставление Царству Польскому конституции было следствием либеральных настроений в первой половине александровского царствования. Но вхождение в состав Российской империи части Польши после краткого периода существования герцогства Варшавского — самостоятельной Польши, восстановленной Наполеоном, — расценивалось как утрата государственной самостоятельности. Поэтому попытка предоставить Царству Польскому широкие права в области местного законодательства оказалась неудачной. В отличие от Финляндии, где население активно пользовалось возможностями автономного статуса, в Польше зрело недовольство, закончившееся восстанием 1830—1831 годов.
После польского восстания Николай I предпринял ряд шагов, направленных на ликвидацию каких-либо административно-правовых отличий Польши от остальных губерний России. Органическим статутом 1832 года вводился новый порядок управления. Упразднялись сейм и Государственный совет. Во главе управления Царством Польским был поставлен Совет под председательством наместника, а в Государственном совете Российской им-
перии создавался департамент дел Царства Польского для рассмотрения законодательных вопросов, затрагивавших польские губернии9. Николай I не ограничился изменениями в управлении и административно-территориальном делении. Приближение Польши к губерниям Российской империи должно было произойти также за счет распространения православия (образовывалась православная епархия) и образования на русском языке (учебные заведения Царства Польского переходили в подчинение Министерства народного просвещения). Кроме того, были предприняты шаги по расселению в крае русских. «С целью положить начало* в Царстве русскому дворянству» было пожаловано 138 имений русским военным и гражданским чиновникам10. Во второй половине XIX века обстановка в крае стабилизировалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском". Установление общеимперской системы управления в польских губерниях, очевидные успехи в распространении там русского языка (к началу XX века сфера применения польского языка была ограничена целым рядом правительственных распоряжений) не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской государственности. В начале XX века пример Царства Польского показывал, что далеко не всегда введение общеимперской административно-правовой системы, активная политика ликвидации языковых и культурных различий способна полностью интегрировать окраину в империю. Накануне Первой мировой войны политика, направленная на культурно-языковое сближение польских губерний с российскими, уже не была столь последовательной. В польской политике доминирующей постепенно становилась тенденция к проведению четкой национально-культурной границы между Царством Польским и северо-западными и юго-западными губерниями Российской империи. Пожалуй, главное опасение вызывало не столько развитие польской культуры собственно в Царстве Польском, сколько ее распространение на белорусских, украинских и литовских землях, на территориях, когда-то входивших в «историческую» Польшу, то есть Польшу времен Речи Посполитой. Российское правительство, идя на некоторые уступки национальным запросам поляков в Царстве Польском, внимательно следило за тем, чтобы дальше установленных границ польские национальные требования не шли.
В годы Первой мировой войны Совет министров неоднократно обсуждал вопрос о послевоенном статусе польских губерний12. Незадолго до февральской революции 1917 года большин-
ство Совета министров стало склоняться к мысли о том, что наиболее целесообразным для польских губерний является создание там самостоятельного государства, которое, находясь под влиянием России, будет служить своеобразным буфером между Россией и Германией. К этому решению царское правительство подтолкнул весь предшествующий опыт управления польскими губерниями. Невозможность победить стремление к национальной государственности заставила задуматься об иных формах взаимоотношений с Польшей вплоть до формального выделения ее из состава Российской империй.
Сибирь
К началу XIX века на территории Сибири существовало генерал-губернаторство, разделенное на три губернии— Тобольскую, Томскую и Якутскую и несколько областей13. В 1822 году по инициативе М. М. Сперанского была проведена реформа управления Сибирью. К преобразованиям в управлении самодержавие подтолкнули злоупотребления сибирской администрации. Поэтому реформа была направлена на усиление контроля за губернской администрацией из столицы. Отдаленность Сибири от центра, ее пограничное положение обусловили постоянный рост произвола местной бюрократии. Поэтому на протяжении XIX — начала XX века, с одной стороны, практиковалось назначение чиновников преимущественно из столицы, с другой— территориальная специфика Сибири, ее превращение в XIX веке в место ссылки обусловили значительные привилегии и административные права местной бюрократии.
В управлении Сибирью в XIX веке самодержавие оказалось перед необходимостью найти оптимальное соотношение широких прав местной администрации и контроля за ней из центра. Поэтому верховная власть ставила действия местных властей под соответствующий контроль высших комитетов. В итоге важнейшей особенностью управления сибирскими губерниями в XIX веке стало создание в столице параллельных временных структур— комитет по делам Сибирского края, первый (1821— 1838) и второй (1852—1864) Сибирские комитеты, — которые должны были обеспечивать контроль за Сибирью из центра.
Значительные изменения в управлении Сибирью произошли в последние два десятилетия XIX века. В 1882 году произошли существенные изменения в административно-территориальном делении Сибири, а управление отдельных губерний было пост-
роено по общеимперскому типу. Усовершенствование средств связи с центром позволили к началу XX века отказаться от контроля за сибирской администрацией через систему советов при губернаторах, которые были ликвидированы в 80—90-х годах.
В управлении Сибирью в XIX веке были найдены, пожалуй, наиболее оптимальные формы взаимоотношения центра и реги^ она, когда местная бюрократия получала широкие права, но при этом практически постоянно находилась под контролем из столицы. Также положительный эффект дала практика службы в Сибири чиновников из центра и почти полный отказ от представителей местного населения, независимо от национальной принадлежности. В итоге к середине ХЕХ века Сибирь была достаточно быстро и надежно интегрирована в состав Российской империи, стала ее органической частью, несмотря на отдаленность от центра.