Выберите из следующих примеров а) те, которые иллюстрируют системность языка; б) те, которые опровергают такое устройство языка

Сравните следующие родственные слова в древних и живых языках. Найдите соответствие в современном русском языке. С какой темой семинара № 1 соотносится данный пример?

Санскритское vrkas, латинское lupus, готское wulfs, албанское ulk, польское wilk, сербское вук.

№10.

Запишите формулу фонетического соответствия на основе сопоставления следующих слов:

bhratar (санскрит), frater(лат.), bruoder (готский), брат (русск.).

№ 11.

Какие функции языка в большей мере реализуют следующие примеры:

1) Письмо Центра до Штирлица не дошло. Он прочитал ещё раз: опять не дошло;

2) Мама по телефону дочери-школьнице младших классов: «Сначала налей воды в кастрюлю, затем включи плитку, когда вода закипит, подсоли её, достань пельмени из пакета и брось их в воду, через несколько минут - помешай, когда всплывут – доставай. Поняла?»

3) Иван (Петру). Привет!

Пётр. Здорово!

Иван. Как дела?

Пётр. Ничего, а у тебя?

Иван. Порядок. Погодка-то, а?

Пётр. Да-а…Дождя бы только не было.

Иван. Ну, будь.

Пётр. Пока.

(Добрович 1978)

4) Исламская республика Иран – государство в Юго-Западной Азии. Население – 44 млн. человек. Около 50% населения – персы. Государственной религией является ислам.

5) термины: spyware ‘программное обеспечение, предназначенное для слежения за действиями пользователя: перехватывает почту, вводимую информацию, пароли’ (букв.: spy ‘шпион (-ить)’ + ware – финаль лексемы со значением ‘программное обеспечение’), idea hamster ‘человек, постоянно предлагающий новые идеи’ (букв.: идейный хомяк).

№ 12.

Прочитайте высказывание В.фон Гумбольдта о соотношении языка и мышления и определите, какая схема соответствует в большей степени его убеждениям по данному вопросу:

«Из массы неопределённого и бесформенного мышления слово вырывает известное количество признаков, соединяет их, сообщает им с помощью выбора звуков связь с другими родственными словами, а благодаря привнесению случайных побочных обстоятельств – образ и окраску и тем самым индивидуализирует».

ЯЗЫК► МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ ►ЯЗЫК

МЫШЛЕНИЕ ↔ ЯЗЫК

№ 13.

Сформулируйте содержание области-источника и области-мишени в когнитивных метафорах, реализующихся в следующих примерах с лексемой жизнь (Пименова 2009):

Я вышел из института, совершенно потрясённый этим опытом: какое громадное количество зла и страданий могло быть вычеркнуто этим способом из жизни!;

Знаете ли вы, что можно жизнь самого лучшего человека изобразить в таких красках – ничего не прибавляя, заметьте, - что всякий ужаснётся!;

Жизни наши переплелись;

Нашей жизни жестокие узлы непрерывно сжимают и жгут…;

В этой жизни у каждого своё место – уж какое ни есть, а своё;

Как много людей, встреченных мною, добровольно ушли из жизни;

Упрямо, не щадя себя, ничего и некого не щадя – вносите в жизнь справедливость;

Сердце у неё было очень любящее и мягкое – жизнь его скоро перемолола;

Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот…;

На следующий день уроки возобновились, и жизнь побежала обычной колеёй.

№ 14.

Подберите примеры из русского и изучаемого вами языка, иллюстрирующие универсальные когнитивные пространственные метафоры РАДОСТЬ – ВЕРХ; ГРУСТЬ – НИЗ; ВЛАСТЬ – ВЕРХ.

Например: он на седьмом небе от счастья (РАДОСТЬ – ВЕРХ); он впал в отчаяние (ГРУСТЬ – НИЗ); он на вершине власти (ВЛАСТЬ – ВЕРХ).

№15.

Молодой человек провожает девушку до дома. У подъезда – долгое расставание. Он мнётся, не уходит. Затем нарочито грустно говорит: «Ну, до завтра…». Девушка: «А может, ты чаю хочешь?». Юноша (оживлённо): «Очень». Девушка исчезает в подъезде, появляется через десять минут с двумя кружками горячего чаю. На лице молодого человека недоумение.

Можно ли в данном случае говорить о коммуникативной неудаче? Каковы её причины? На данном примере проанализируйте понятия прямой и непрямой коммуникации.

№ 15 а.

Просмотрите следующий фрагмент из х/ф "Каникулы строго режима" (2009). Найдите и прокомментируйте случай непрямой коммуникации. Дайте характеристику данному явлению.

№ 16.

Выберите из следующих примеров а) те, которые иллюстрируют системность языка; б) те, которые опровергают такое устройство языка.

а) французское слово mouton и русское баран, на первый взгляд соотносятся с одним и тем же классом объектов и с одним понятием, но значимость этих слов различна: говоря о мясе данного животного, француз употребит то же самое слово, а русский другое – баранина;

б) слова мочь и дочь дифференцируются посредством дифференциального признака губной/ зубной фонем м и д.;

в) в европейских языках множественное число существительных образуется чаще всего добавлением графем s или x к словоформе единственного числа: house – houses, maison – maisons;

г) в некоторых диалектах одуванчик называют летучка, пухлянка, внутренняя форма же самого слова одуванчик восходит к глаголу дуть;

д) не пей, козлёночком станешь – современные русские употребляют эту фразу, когда хотят предупредить о том, что совершаемый поступок может привести к неприятному и даже опасному результату. "Пей! Козлёночком не станешь!" Так руководитель пресс-службы государственного предприятия «Мосводоканал» убеждает москвичей, что все разговоры о плохом качестве водопроводной воды в Москве не имеют под собой никакой почвы.

е) реплика из мультика про Добрыню Никитича и Тугарина Змея: «Верблюд, а пьёт как лошадь!»

№ 17.

Решите следующую задачу, и на её основе докажите, что язык системен:

Даны фразы на языке ниуэ и их переводы на русский язык:

1. To lele e manu. - Птица полетит.

2. Kua fano e tama. - Мальчик идет.

3. Kua koukou a koe. - Ты купаешься.

4. Kua fano a ia. - Он идет.

5. Ne kitia he tama a Sione. - Мальчик видел Джона.

6. Kua kitia e koe a Pule. - Ты видишь Пуле.

7. To kitia e Sione a ia. - Джон увидит его.

8. Ne liti e ia а kulї. - Он бросил собаку.

9. Kua kai ne kulї e manu. - Собака ест птицу.

Задание. Переведите на язык ниуэ:

1. Джон купался. 4. Птица увидит мальчика.

2. Ты съешь собаку. 5. Собака летит.

3. Пуле бросает тебя.

№ 18.

Наши рекомендации