Выберите из следующих примеров а) те, которые иллюстрируют системность языка; б) те, которые опровергают такое устройство языка
Сравните следующие родственные слова в древних и живых языках. Найдите соответствие в современном русском языке. С какой темой семинара № 1 соотносится данный пример?
Санскритское vrkas, латинское lupus, готское wulfs, албанское ulk, польское wilk, сербское вук.
№10.
Запишите формулу фонетического соответствия на основе сопоставления следующих слов:
bhratar (санскрит), frater(лат.), bruoder (готский), брат (русск.).
№ 11.
Какие функции языка в большей мере реализуют следующие примеры:
1) Письмо Центра до Штирлица не дошло. Он прочитал ещё раз: опять не дошло;
2) Мама по телефону дочери-школьнице младших классов: «Сначала налей воды в кастрюлю, затем включи плитку, когда вода закипит, подсоли её, достань пельмени из пакета и брось их в воду, через несколько минут - помешай, когда всплывут – доставай. Поняла?»
3) Иван (Петру). Привет!
Пётр. Здорово!
Иван. Как дела?
Пётр. Ничего, а у тебя?
Иван. Порядок. Погодка-то, а?
Пётр. Да-а…Дождя бы только не было.
Иван. Ну, будь.
Пётр. Пока.
(Добрович 1978)
4) Исламская республика Иран – государство в Юго-Западной Азии. Население – 44 млн. человек. Около 50% населения – персы. Государственной религией является ислам.
5) термины: spyware ‘программное обеспечение, предназначенное для слежения за действиями пользователя: перехватывает почту, вводимую информацию, пароли’ (букв.: spy ‘шпион (-ить)’ + ware – финаль лексемы со значением ‘программное обеспечение’), idea hamster ‘человек, постоянно предлагающий новые идеи’ (букв.: идейный хомяк).
№ 12.
Прочитайте высказывание В.фон Гумбольдта о соотношении языка и мышления и определите, какая схема соответствует в большей степени его убеждениям по данному вопросу:
«Из массы неопределённого и бесформенного мышления слово вырывает известное количество признаков, соединяет их, сообщает им с помощью выбора звуков связь с другими родственными словами, а благодаря привнесению случайных побочных обстоятельств – образ и окраску и тем самым индивидуализирует».
ЯЗЫК► МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ ►ЯЗЫК
МЫШЛЕНИЕ ↔ ЯЗЫК
№ 13.
Сформулируйте содержание области-источника и области-мишени в когнитивных метафорах, реализующихся в следующих примерах с лексемой жизнь (Пименова 2009):
Я вышел из института, совершенно потрясённый этим опытом: какое громадное количество зла и страданий могло быть вычеркнуто этим способом из жизни!;
Знаете ли вы, что можно жизнь самого лучшего человека изобразить в таких красках – ничего не прибавляя, заметьте, - что всякий ужаснётся!;
Жизни наши переплелись;
Нашей жизни жестокие узлы непрерывно сжимают и жгут…;
В этой жизни у каждого своё место – уж какое ни есть, а своё;
Как много людей, встреченных мною, добровольно ушли из жизни;
Упрямо, не щадя себя, ничего и некого не щадя – вносите в жизнь справедливость;
Сердце у неё было очень любящее и мягкое – жизнь его скоро перемолола;
Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот…;
На следующий день уроки возобновились, и жизнь побежала обычной колеёй.
№ 14.
Подберите примеры из русского и изучаемого вами языка, иллюстрирующие универсальные когнитивные пространственные метафоры РАДОСТЬ – ВЕРХ; ГРУСТЬ – НИЗ; ВЛАСТЬ – ВЕРХ.
Например: он на седьмом небе от счастья (РАДОСТЬ – ВЕРХ); он впал в отчаяние (ГРУСТЬ – НИЗ); он на вершине власти (ВЛАСТЬ – ВЕРХ).
№15.
Молодой человек провожает девушку до дома. У подъезда – долгое расставание. Он мнётся, не уходит. Затем нарочито грустно говорит: «Ну, до завтра…». Девушка: «А может, ты чаю хочешь?». Юноша (оживлённо): «Очень». Девушка исчезает в подъезде, появляется через десять минут с двумя кружками горячего чаю. На лице молодого человека недоумение.
Можно ли в данном случае говорить о коммуникативной неудаче? Каковы её причины? На данном примере проанализируйте понятия прямой и непрямой коммуникации.
№ 15 а.
Просмотрите следующий фрагмент из х/ф "Каникулы строго режима" (2009). Найдите и прокомментируйте случай непрямой коммуникации. Дайте характеристику данному явлению.
№ 16.
Выберите из следующих примеров а) те, которые иллюстрируют системность языка; б) те, которые опровергают такое устройство языка.
а) французское слово mouton и русское баран, на первый взгляд соотносятся с одним и тем же классом объектов и с одним понятием, но значимость этих слов различна: говоря о мясе данного животного, француз употребит то же самое слово, а русский другое – баранина;
б) слова мочь и дочь дифференцируются посредством дифференциального признака губной/ зубной фонем м и д.;
в) в европейских языках множественное число существительных образуется чаще всего добавлением графем s или x к словоформе единственного числа: house – houses, maison – maisons;
г) в некоторых диалектах одуванчик называют летучка, пухлянка, внутренняя форма же самого слова одуванчик восходит к глаголу дуть;
д) не пей, козлёночком станешь – современные русские употребляют эту фразу, когда хотят предупредить о том, что совершаемый поступок может привести к неприятному и даже опасному результату. "Пей! Козлёночком не станешь!" Так руководитель пресс-службы государственного предприятия «Мосводоканал» убеждает москвичей, что все разговоры о плохом качестве водопроводной воды в Москве не имеют под собой никакой почвы.
е) реплика из мультика про Добрыню Никитича и Тугарина Змея: «Верблюд, а пьёт как лошадь!»
№ 17.
Решите следующую задачу, и на её основе докажите, что язык системен:
Даны фразы на языке ниуэ и их переводы на русский язык:
1. To lele e manu. - Птица полетит.
2. Kua fano e tama. - Мальчик идет.
3. Kua koukou a koe. - Ты купаешься.
4. Kua fano a ia. - Он идет.
5. Ne kitia he tama a Sione. - Мальчик видел Джона.
6. Kua kitia e koe a Pule. - Ты видишь Пуле.
7. To kitia e Sione a ia. - Джон увидит его.
8. Ne liti e ia а kulї. - Он бросил собаку.
9. Kua kai ne kulї e manu. - Собака ест птицу.
Задание. Переведите на язык ниуэ:
1. Джон купался. 4. Птица увидит мальчика.
2. Ты съешь собаку. 5. Собака летит.
3. Пуле бросает тебя.
№ 18.