Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
Правовой базой административного производстваявляется Кодекс об административных правонарушениях, который содержит нормы права, закрепляющие задачи производства по делам об административных правонарушениях, порядок оформления дел этой категории, их рассмотрение (место, сроки и т. п.), порядок обжалования и опротестования, исполнение постановления.
Таким образом, мы видим, что в задачах административного производства реализуются: охранительная, предупредительная и воспитательная функции (схема 13).
Принципы производства по делам об административных правонарушениях— это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства.
Основные задачи производства по делам об административных правонарушениях:
· Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела
· Разрешение дела о правонарушении в точном соответствии с законодательством
· Обеспечение исполнения вынесенного постановления
· Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений
· Воспитание граждан в духе соблюдения законов
· Предупреждение правонарушений
· Укрепление законности
Принципами производства по делам об административных правонарушениях являются:
1. Принцип законности.Этот принцип означает, во-первых, точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административно-процессуальных отношений, обеспечение прав и законных интересов граждан, а во-вторых, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправных деяний, за которые предусмотрена административная ответственность.
2. Право на защитуреализуется предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства:
— по закону оно может знакомиться с предъявленным обвинением и материалами дела;
— давать объяснения, заявлять ходатайства;
— представлять доказательства, обжаловать постановления;
- требовать возмещения причиненного ущерба. Указанные положения закреплены в ст. 247 и 40 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Гласность производства.Этот принцип проявляется в том, что производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно, открыто как по месту нахождения органа административной юрисдикции, так и в иных местах (например, непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя) (ст. 229 КоАП).
4. Принцип объективной истины.Строгое соблюдение законности возможно только тогда, когда в ходе разрешения дела будут выявлены все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности. Доказыванию и оценке подлежат:
— факт совершения правонарушения;
— виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности;
— смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;
- основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;
- основания для прекращения производства по делу и применения к виновному мер общественного воспитания (ст. 259 КоАП).
5. Принцип оперативности.Этот принцип обусловлен многочисленностью и несложностью административных правонарушений, краткостью материально-правовых и процессуально-правовых сроков. Например, давности наложения административного взыскания — не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения. В Кодексе об административных правонарушениях законодатель установил сжатые сроки рассмотрения дел: одни сутки, трое, пять и семь суток со дня поступления в соответствующий орган дела. Во всяком случае, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок (ст. 257 КоАП). Законодатель предусматривает также краткие сроки исполнения постановления и применения административных взысканий — 15-дневный — для добровольного исполнения постановления о наложении штрафа (ст. 285 КоАП). Постановление об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения (ст. 303 КоАП). Постановление о наложении административного взыскания должно быть обращено к исполнению до истечения трех месяцев со дня внесения (ст. 282 КоАП).
6. Принцип равенствапроявляется в том, что рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятия, места жительства и других обстоятельств (ст. 228 КоАП).
7. Принцип непосредственностипроявляется в том, что дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Закон допускает рассмотрение дела в отсутствие этого лица лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 247 КоАП).
8. Принцип публичностинаходит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства, от имени государства и только органами или должностными лицами, уполномоченными на это государством (ст. 1, 8, 10 и 23 КоАП).
9. Принцип состязательностинаходит свое проявление в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, а также их представители, адвокат, прокурор, представители трудовых коллективов, участвующие в рассмотрении дела, наделены законом равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы или протесты на постановления (ст. 247, 248 и 250 КоАП).
10. Принцип национального языкапроявляется в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство (ст. 247 КоАП). Переводчик, в свою очередь, обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод (ст. 253 КоАП).
11. Принцип двустепенностипроявляется в праве обжалования постановления как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и потерпевшим (ст. 247, 248, 266 КоАП). Также Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность обжаловать постановление как вышестоящему органу или должностному лицу по отношению к вынесшему постановление, так и в народный суд (ст. 267 КоАП). Двустепенностьхарактеризуется возможностью проверки вынесенного постановления в органе второй инстанции.
Принцип объективной, материальной истины требует всестороннего и глубокого изучения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, установления их связей, беспристрастной оценки, принятия обоснованных постановлений. Для выяснения истины используются различные доказательства.
Доказательствами по делу об административных правонарушениях являютсялюбые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы или должностные лица устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами являются:
— протокол об административном правонарушении;
— объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности;
- показания потерпевшего, свидетелей;
— заключение эксперта, вещественные доказательства;
- протокол об изъятии вещей и документов, а также иные документы (ст.231 КоАП).
Запрещено использовать в качестве доказательства информацию, полученную с помощью насилия или другого жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения(ст. 50 Конституции РФ).