Римское государство в период империи

Принципат. Доминат. Падение Западной Рим­ской империи

Римское государство послереспубликанского периода на­зывают Римской империей, правители Рима носили титул импе­раторов. Период империи в Риме принято подразделять на пери­од принципата (I-III в. н. э.) и период домината (III-V вв.).

Принципат

Первый период в истории Римской империи получил свое название благодаря утвердившемуся у власти после граждан­ских войн Октавиану (27 г. до н. э.), который стал именовать себя принцепсом (первым сенатором, первым гражданином). Формально власть его основывалась на сосредоточении в одних руках несовместимых ранее магистратур: должностей консула, цензора, плебейского трибуна, что давало ему очень большую власть и право пожизненно управлять Римом и провинциями, руководить внешней и внутренней политикой, созывать сенат и комиции, председательствовать в них, предлагать законы и пере­сматривать списки сенаторов. Но главное - он занимал должнос-ти, дававшие ему высшую военную власть - империум, т. е. пра­во высшего распоряжения и верховного командования войском. Постоянный носитель империума, он ввел в политическую жизнь титул императора как составную часть имени правителя в ка­честве символа постоянной связи с войском. Октавиан был из­бран также верховным жрецом - понтификом и, следовательно, являлся главой всего римского культа. Ему, наконец, было при­своено почетное звание «Август» - «священный».

Реальной опорой Октавиана Августа была армия, которую принцепс всецело подчинил своей власти. Все легионеры еже­годно приносили ему присягу на верность. Вместе с тем он со­кратил вдвое количество легионов и удалил их из центра, размес­тив в пограничных императорских провинциях. Вблизи Рима была оставлена лишь особая императорская гвардия - преторианские когорты - преданный принцепсу привилегированный корпус.

Другая особенность режима - проводимая Октавианом политика лавирования между различными сословиями класса рабовладельцев Рима и Италии, опора на самые разные слои общества, в том числе на старую римскую сенаторскую власть, и стремление скрыть, замаскировать монархическую, самодер­жавную суть своей власти.

Подобной политики придерживались и большинство по­ел едующих римских императоров I-II вв. н. э. Опираясь на пре­торианскую гвардию либо на провинциальные легионы, они в то же время в большей или меньшей степени ладили с римской знатью, сенаторами, одновременно старались расширить свою социальную базу за счет рабовладельческой знати провинций, тем более, что многие из императоров сами происходили из про­винциальной знати. Политика лавирования, в разной степени выраженная в годы правления большинства принцепсов I-II вв., маскировка единоличного характера власти, а также опора на войско были специфическими особенностями принципата. Слу­чавшиеся отступления от нее, откровенно автократическая по­литика при Калигуле, Домициане, Коммоде и др., как правило, приводили к быстрому свержению императоров. Но в условиях принципата республиканские органы постепенно утрачивали свои функции, устранялись из политической жизни.

Прежде всего, лишились своих прерогатив комиции. Зако­нодательная власть от них перешла к сенату, постановления ко­торого приобрели значение законов. В простую формальность уже при Октавиане превратились выборы магистратов в комициях, поскольку кандидатуры выдвигались только самим импе­ратором. После смерти Октавиана избирательные комиции во­обще перестали собираться. Власть сената внешне была увеличена: он издавал законы, с 14 г. н. э. назначал и смещал магист­ратов, исполнял роль высшей судебной инстанции, формально назначал самого принцепса. Однако сенат, состоящий исключи­тельно из сторонников принцепса из среды не только римской, но и провинциальной знати, в своих постановлениях послушно выражал волю императора. Прежняя магистратура также пере­стала играть сколько-нибудь значительную роль в политической жизни.

Параллельно с падением значения выборных республикан­ских должностей складывался новый государственный аппарат, состоявший из должностных лиц, назначавшихся императором. При Октавиане это были префект города Рима, ведавший город­ской полицией, префект преторианской гвардии, префект Егип­та, превращенного в вотчину императора, прокураторы - управ­ляющие провинциями и т. д. Появилась обширная император­ская канцелярия, развитой налоговый аппарат из чиновников -сборщиков податей. Большую роль стал играть совет при импе­раторе, состоявший из знатнейших сенаторов.

В конце II - начале III в. совет императора, включавший в себя виднейших юристов и ставший официальным учреждени­ем, играл особую роль в государстве. Еще большее развитие получила императорская бюрократия. Первое место среди чи­новников занимал префект претория: он командовал войском, возглавлял чиновничий аппарат, суд. Со временем появился вто­рой префект претория. Огромное значение приобрела импера­торская канцелярия с юридическим, финансовым и другими от­делами, с многочисленным штатом чиновников. Средоточием всех высших учреждений империи стал императорский двор. В конце периода принципата опора принцепсов на армию и воен­ные круги принимала все более откровенный характер. Послед­них принцепсов династии Северов нередко называют «солдат­скими императорами». Усилению единоличной власти принцеп­сов немало способствовали обожествление императора и офи­циальный государственный императорский культ. Власть импе­раторов настолько усилилась, что установилось правило: «что Угодно принцепсу - имеет силу закона».

Со временем сложился и был закреплен политической тра­дицией еще один принцип, характерный для монархической фор­мы правления, - передача императорской власти по наследству. Правда, в Риме он получил своеобразную форму: власть перехо­дила чаще не к сыновьям императоров, а к лицам, усыновлен­ным ими. Непременным условием прихода каждого нового принцепса к власти продолжала оставаться поддержка легионов либо преторианской гвардии, что нередко приводило к узурпации влас­ти ставленниками военщины. Так постепенно Римское госу­дарство, еще в конце I в. н. э. ставшее диктатурой рабовладель­цев не только Рима и Италии, но и всего Средиземноморья, при­обрело форму монархии.

С конца II в. н. э. экономика Римской империи была охва­чена жестоким кризисом. Недостаточный приток рабов и непро­изводительность их труда побуждали землевладельцев сдавать земли колонам - крестьянам-арендаторам. На положение аренда­торов постепенно переводились и рабы. Мелкий свободный произ­водитель снова становится главным работником в хозяйстве. Но переход к колонату отнюдь не означал улучшения положения народных масс. Высокая арендная плата, задолженность и фак­тическое прикрепление к земле, а также все возраставшие нало­ги в государственную казну, которые платил колон как римский гражданин (ради увеличения количества налогоплательщиков император Каракалла в 212 г. особым эдиктом объявил римски­ми гражданами всех свободных жителей империи), делали по­ложение колонов крайне тяжелым. Ухудшались условия жизни простых ремесленников, городских низов, рабочих рудников, рабов. Все это вело к усилению народных волнений, росту сепа­ратистского движения в провинциях. В первой половине III в. усилился натиск варварских племен на римские границы; вдо­бавок постоянно велись войны между многочисленными пре­тендентами на императорскую власть. Знамением времени ста­ли солдатские мятежи и участие солдат в социальных и сепара­тистских движениях. Войска, состоявшие теперь из провинциа­лов, посаженных на землю и не получавших жалованья от госу­дарства, все больше выходили из подчинения центру.

Пришедший к власти в 284 г. император Диоклетиан про­вел военную реформу. Увеличив на целую треть численность армии, он разделил все войска на пограничные, солдаты кото­рых по-прежнему были прикреплены к своим округам и несли службу по охране границ, и мобильные, подвижные, предназна­ченные для карательных операций внутри страны. Мобильные части сопровождали императора в его поездках, находились на содержании императорской казны и, в отличие от пограничных, были надежной опорой власти императора.

Значительному усовершенствованию подвергся полицей­ский аппарат. Управление всеми полицейскими силами было централизовано: оно перешло в ведение начальника император­ской канцелярии, ставшего самым приближенным к императору лицом. Появились органы тайной полиции со специальными аген­тами для выполнения особых поручений. Карательные функции возложены были и на преторианскую гвардию. Вся обществен­ная и политическая жизнь в стране протекала теперь под конт­ролем военщины и полиции.

Усовершенствовал Диоклетиан и налоговую систему. Был введен единый для всей империи натуральный поземельный на­лог. Сбор налогов осуществлялся с помощью органов полиции.

Несколько позднее, в IV в. н. э., опорой власти императо­ров стала также могущественная христианская церковь, посколь­ку при Константине христианство было уравнено в правах с госу­дарственным языческим культом, а затем объявлено государствен­ной религией.

Доминат

Указанные выше меры позволили Диоклетиану настолько укрепить власть, что он перестал маскировать ее монархичес­кий характер, отказался от политики лавирования. Политичес­кий режим, сложившийся в годы правления Диоклетиана и его преемников, получил название домината (от лат. dominus - «гос­подин», как стали называть императора). Он может быть оха­рактеризован как неприкрыто авторитарный, военно-бюрокра­тический, поскольку императоры опирались не только на хорошо организованное войско, но и на разветвленный полицейско-чиновничий аппарат и христианскую церковь.

В условиях такого режима совершенно исчезли старые республиканские учреждения. Власть императора-доминуса, воля которого ставилась выше законов, приобрела неограничен­ный характер. Римские граждане превращались в его поддан­ных; особа доминуса обожествлялась. Это нашло отражение в пышном придворном церемониале, организованном по восточ­ным образцам. Огромную роль играл государственный совет при императоре - консисториум, обсуждавший все вопросы законо­дательства и управления, внешней и внутренней политики, яв­лявшийся высшей судебной инстанцией. Управление империей было строго централизованным и сосредоточивалось в несколь­ких ведомствах, важнейшими из которых являлись военное и финансовое. Во главе каждого ведомства стояли особые санов­ники, именуемые комитами (спутниками императора). Высшее положение среди них занимали главный секретарь, управляю­щий двором, начальник императорских служб; каждый имел свою канцелярию. Необычайно разросшийся штат чиновников получил свою организацию, были введены различные ранги.

Для улучшения управления огромная держава была окон­чательно разделена на две половины - Западную и Восточную империи; со временем они превратились в отдельные государства со своими столицами. Во главе каждой стоял правитель с титу­лом августа; его помощником и соправителем был усыновлен­ный им цезарь. Августы, именуемые братьями, и их сыновья-цезари составляли подобие единой императорской семьи. Каж­дая половина Римской империи делилась, в свою очередь, на две префектуры, а префектуры - на более мелкие администра­тивные единицы - диоцезы, провинции, округа. Во главе адми­нистративных единиц были поставлены императорские чинов­ники. Основные принципы организации местного управления -строгая централизация и отделение военной власти от граждан­ской. В округах существовали и органы местного управле­ния, сформированные из представителей местной знати (курии), но они были подчинены императорским чиновникам. Основные задачи всей этой разветвленной военно-полицейской и бюрокра­тической системы заключались в сборе налогов, подавлении недовольства, борьбе с народными волнениями. В эпоху домината господствующая верхушка рабовладельцев Средиземно­морья предприняла таким образом, еще одну попытку укрепле­ния рабовладельческого строя и Римского рабовладельческого государства путем крайнего усиления власти императоров, опи­рающихся на армию, полицию, аппарат чиновничества и хрис­тианскую церковь.

Принципат и доминат не являлись принципиально различ­ными политическими режимами. Политический режим домината отличался от режима принципата лишь откровенной авторитар­ностью, отказом от политики лавирования, зато при нем была расширена социальная база власти и усилена идеологическая опора.

Различия в форме правления при принципате и доминате сводились главным образом к тому, что, если в период принципа­та неограниченная власть императора маскировалась существо­ванием республиканских учреждений, во времена домината эта маскировка была отброшена: все республиканские органы пре­кратили свое существование, даже сенат был лишен каких бы то ни было властных полномочий.

Формой государственного устройства Рима после утраты им характера полиса продолжала оставаться держава (империя). Но в период принципата среди провинций, на которые подраз­делялась территория империи, различали сенатские провинции, правители которых формально назначались сенатом, и импера­торские провинции (пограничные), ими управляли непосредствен­ные наместники императора. При доминате же все провинции стали императорскими.

Однако, несмотря на все попытки усовершенствовать го­сударство, внутри Римской рабовладельческой империи уже про­исходили процессы, которые неминуемо вели ее к гибели.

Наши рекомендации