МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ – физическое лицо, на возмездной основе занимающее должность в государственном аппарате, действующее от имени государства в силу чего его действия обеспечиваются государственным принуждением.
ДОКТРИНА СОВМЕСТИМОСТИ (НЕСОВМЕСТИМОСТИ) МАНДАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ – правила, устанавливающие возможность или невозможность депутату, как представителю законодательной власти, работать также и в органах исполнительной ветви власти.
НОМЕНКЛАТУРНЫЙ РАБОТНИК – служащий, в силу его высокой квалификации или высокой степени доверия к нему со стороны властей, свободно перемещаемый на любой государственный пост по необходимости.
ПРИНЦИП НЕЙТРАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – отражение противоречия при организации государственного аппарата в буржуазных государствах, заключающегося в необходимости квалифицированного и потому несменяемого профессионального государственного аппарата и одновременно действующей многопартийности, при которой после выборов различные партии сменяются у власти, но государственный аппарат обязан выполнять свои функции, невзирая на смену властвующих партий.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ – первичная организационно-структурная единица государственной организации, совокупность прав и обязанностей, часть полномочий государственного органа.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – государственный служащий, имеющий право совершать в пределах своих полномочий властные действия, влекущие правовые последствия для адресатов указания.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в его подчинении по службе.
РУКОВОДИТЕЛЬ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры дисциплинарного воздействия к органам и лицам, находящимися в его подчинении по службе.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – организационный документ, отражающий основные характеристики прохождения государственным служащим государственной службы.
РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ – наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральными Законами.
НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – способ комплекто-вания государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо, своим решением определяет правовой момент предоставления какому-либо лицу полномочий государственной должности.
КОНКУРС В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – способ комплектования государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо имеет право назначить на государственную должность лицо только по результатам победы на публичном, открытом конкурсе претендентов на эту должность.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – время практической проверки пригодности принятого на государственную должность лица.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – документ, фиксирующий особенности полномочий государственной должности в конкретных условиях деятельности государственного служащего.
АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – периодическая проверка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки, применяемая вышестоящим в порядке подчиненности государственным органам или должностным лицом.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки и упущения, применяемая органом или должностным лицом, не являющимся иерархически вышестоящим по отношению к ответственному должностному лицу
ЛЕКЦИЯ
ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать т.н. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института.
В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института.
Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы.
В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института.
В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.
В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность.
Это никоим образом не противоречит ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПОДХОДУ, А ДОПОЛНЯЕТ ЕГО.
То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов.
Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — это государственно-общественное явление, имеющее правовую, организационную, но и собственно социальную природу.
В социологии ПОД СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
В развитом виде СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся:
- устойчивой структурой,
- интегрированностью своих элементов,
- многообразием, гибкостью и динамичностью функций.
В социально развитом обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, экономические, духовные, конфессиональные.
В пределах названной классификации существует и такой государственно-социальный институт, как ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеющий в первую очередь политико-административный характер.
В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений:
§ вид общественной деятельности людей;
§ работа, занятие служащего, место его работы;
§ волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека;
§ ведомственное подразделение;
§ самостоятельное ведомство, организация.
Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.
В силу специфики своего предмета понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный (функциональный) подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.
Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ.
В Концепции было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства1Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г..
Социальное понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается:
■ исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства;
■ особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни;
■ функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы;
■ срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества;
■ инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника;
■ носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности.
Как механизм государственного управления, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:
■ социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;
■ социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.);
■ социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;
■ защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность;
■ служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.
Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.
Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:
■ сущностью политического строя и политическим режимом в стране;
■ процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников;
■ профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами.
1. ТОТАЛИТАРНЫЙ политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы.
В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества.
В ОБЩЕСТВЕ С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.
2. Социальный характер функционирования ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих.
К таким процедурам следует отнести:
коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений;
учет и контроль за ходом выполнения принятых решений;
наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом;
демократический стиль управления персоналом государственной службы.
3. Социальный характер ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих.
- К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба.
- К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные.
- К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д.
Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать.
Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба.
Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства.