Социальная власть в первобытнообщинном обществе

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:

Ранний — период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;

Средний — период зрелости первобытного общества, родовая община;

Поздний — период распада родовой общины или эпоха классообразования.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация — первобытное общество проходит два этапа или периода:

Первый — период присваивающей экономики;

Второй — период производящей экономики.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода — присваивающая.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе — это определяло соответствующую социальную организацию общества — род, родовая община. Род — это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества — носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества — только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту — появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие — ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками — появились купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы — пленники других племен.

Социальные нормы в первобытнообщинном обществе

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы социальных норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Наши рекомендации