История западно-тюркского каганата (603-704 гг.)
Образование Тюркского Каганата. «Когда было сотворено вверху - голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын – каган и Истеми – каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой письменный памятник тюрков руническая надпись в честь Кюльтегина, прославленного воина из каганского рода.
В 1 тысячелетии н.э началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, здесь все более и более преобладают тюркоязыческие племена.
Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими историками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему отрубили руки и ноги), которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убившие мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (Восточный Тянь - Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах Турфана. Один из ее внуков, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему своё имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрок.
На Алтае тюрки – ашина были вынуждены выплачивать аварам дань железом.
Первые упоминания этноним «тюрок» относится к 542 году в китайских источниках, и в VI веке этот термин получил широкое распространение. Слово «тюрок» означало союз десяти (позднее двадцати) племён.
Наиболее крупным объединением племён, говоривших на тюркском языке, был огузкий племенной союз, в китайских источниках их называют теле – тегрег, «тележники».
Тюрки - ашина в 546 году восстали против своих аварских правителей и бывшие вассалы теперь становятся соперниками аварского государства. После того, как отказался аварский Каган Анахуань отдать свою дочь за Бумына, между ними произошло сражение в 551 году. Разгромленный каган аварского государства Анахуань покончил жизнь самоубийством. Вождь тюрков Бумын в 551 году принял титул кагана и основал государство Тюркский каганат (551-603 гг). С этого момента начинается в истории Тюркская эпоха (VI –нач. XIII вв). В 552 году Бумын умер, ему наследовали Кара-Еске каган (552-553) и Мукан каган (553-572), которые довершили разгром аварского государства.
Мукан – каган, наследник Бумына и Кара – кагана, окончательно утвердил господство Тюркского в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольское племена киданей в Юго – западной Маньчжурии и киргизов на Енисее. Тюркский каганат занимал обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.
При кагане Мукане в 553 – 572 годы, тюркское государство входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай. Во главе государство стоял каган, власть его была наследственной. Власть, кагана опиралась на военную дружину. При кагане существовал совет из членов его рода. В совет также входили представители родоплеменной знати - беки. Власть кагана была неограниченной, однако он должен был считаться с волею совета.
Народ в Тюркском каганате назывался «будун», «кара - будун». Тюркская знать носила название «кок» - «голубой», или «тенгри» - небесный.
В Тюркском каганате были рабы, которые использовались только в домашних работах и при пастьбе скота. Тюркская знать, во главе с каганом, заставляла работать на себя разорившихся и попавших к ней в зависимость общинников.
Тюркский каганат был непрочным политическим объединением: он просуществовал недолго. Борьба различных групп феодалов за власть, восстания покоренных племен и войны с Средней Азией (эфталитами) и Китаем ослабили его и в 603 году государство Тюркского каганата разделилась на два самостоятельных Восточный и Западный Тюркский каганат.
Ядром Западно–Тюркского каганата (603 – 704гг) стали «десять племен» (будын) Западно–Тюркского каганат занимал земли усуней от гор Каратау до Джунгарии. Ставка кагана находилась в г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летняя резиденция в Мин–булаке (близ г. Туркестана). В Западный Тюркский каганат входили племена усуней, канглов, карлуки, тюргеши и т.д. Все эти племена были близки по языку, быту и занятием.
Основным занятием населения Тюркского и Западно-Тюркского каганата было кочевое хозяйство, но небольшая часть населения занималась земледелием.
На территории Западного каганата, особенно в Семиречье было много городов: Суяб, Тараз, Мерке, Кулан и другие. Города являлись политическими экономическими и культурными центрами.
В первой половине VIII века на территории Казахстана велась оживленная торговля. Культура Западно–Тюркского каганата в то время достигла высокого развития, существовала письменность.
Религиозные верования были различны. Тюрки поклонялись огню, воде и небу. Верховным божеством считалось небо – «тенгри», которому они приносили в жертву лошадей, быков и баранов.
Управление в Западно-Тюркском каганате было такое же, как и в Тюркском.
В результате внутренней слабости каганата, феодальных междоусобиц, а так же вторжения китайских и арабских войск в Западно-Тюркском каганате в 704 году власть перешла к тюргешам.
Развитие общественных отношений в каганате происходило под влиянием более продвинутых в социальном отношении государств (Иран, Византия, Китай), но имело и свои особенности. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган – верховный владыка, правитель, военачальник. В полномочия кагана входило руководство всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства и утверждение старейшин. Высшие титулы в каганате – ябгу, шад и эльтебер принадлежали представителям каганского рода; они были ставленниками и наместниками кагана над вассальными племенами.Судебные функции выполняли буруки, тарханы. Беки – старейшины и представители племен, главная опора аристократического сословия на местах. Эксплуатируемая масса каганата состояла из свободных мелких общинников-скотоводов – «кара будун».Племена в социальном плане делились также на аристократические и вассальные. Известно, что одной главных повинностей была военная («налог крови»), согласно которой все мужчины-воины вассальных племен входили в состав племени-сюзерена. Кроме того, вносили «добровольные» подношения в пользу знати. Особую категорию людей составляли таты. Вероятно, так называлось зависимое население оседло-земледельческих поселений и городов.