Библиографический список. Основная литература
Основная литература
1. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — С. 218–238.
2. Государственная служба: комплексный подход : учеб. / отв. ред. А. В. Оболонский. — М. : Дело, 2009. — С. 105–106, 115–116.
3. Дёмин, А. А. Государственная служба : учеб. пособие / А. А. Дёмин. — М. : Книгодел, 2010. — С. 96–116.
4. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации : учеб. / под общ. ред. И. Н. Барцица. — М. : Изд-во РАГС, 2007. — С. 151–186.
Дополнительная литература
1. Бахрах, Д. Н. Государственная служба России : учеб. пособие / Д. Н. Бахрах. — М. : Проспект, 2009. — С. 32–38.
2. Гришковец, А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации : учеб. курс / А. А. Гришковец. — М. : Дело и сервис, 2003. — С. 104–138.
3. Кабашов, С. Ю. Организация муниципальной службы : учеб. / С. Ю. Кабашов. — М. : ИНФРА-М, 2010. — С. 156–268.
4. Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбаненко ; председ. ред. совета Д. А. Медведев. — СПб. : Питер, 2008. — С. 75–135.
5. Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / отв. ред. А. Ф. Ноздрачёв. — М. : МЦФЭР, 2005. — С. 79–159.
6. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / Д. М. Овсянко. — М. : Юристъ, 2005. — С. 140–161, 200–217, 290–300.
7. Самойленко, В. В. Дипломатическая служба : учеб. пособие / В. В. Самойленко. — М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. — С. 122–134.
ТЕМА 5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
План
1. Сущность прохождения гражданской и муниципальной службы.
2. Должностной регламент.
3. Поступление на гражданскую и муниципальную службу.
4. Конкурс как способ замещения должности гражданской и муниципальной службы.
5. Кадровый резерв на гражданской и муниципальной службе.
6. Квалификационный экзамен.
7. Аттестация гражданских и муниципальных служащих.
8. Ротация гражданских служащих.
1. Сущность прохождения
гражданской и муниципальной службы
На государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей наиболее активную часть своей трудовой жизни. Государственный служащий должен быть всегда готов к службе, обеспечивать ее и целиком отдавать себя.
Поэтому не состояние покоя, а мобильность — самый характерный признак пребывания на государственной (муниципальной) службе.
Прохождение службы следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся со дня оформления поступления на службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т. е. оставлением должности. Для государственного и муниципального служащего прохождение службы — это прежде всего исполнение должностных обязанностей, реализация его правового статуса.
Другой аспект прохождения службы относится к содержанию этого периода, т. е. какими юридически значимыми действиями заполняется прохождение службы служащими. Выделим основные элементы этого содержания:
— поступление на службу;
— оценка деятельности служащего;
— продвижение по службе (должностной рост), в том числе ротация служащих;
— прекращение служебных отношений.
Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:
― созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
― развитием профессиональных качеств государственных служащих;
― оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
― созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
― использованием современных кадровых технологий;
― взаимосвязью государственной службы и муниципальной службы;
― применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
Законодатель связывает с данными юридическими фактами возможность использования тех или иных кадровых технологий, которые реализуются непосредственно руководителями и подразделениями по вопросам государственной службы и кадровой работе государственных органов, иными подразделениями государственных органов, специальными комиссиями, образуемыми в государственных органов (аналогично — органов местного самоуправления).
Должностной регламент
Важнейшим инструментом кадровой работы на государственной службе является должностной регламент государственного служащего, требования к содержанию которого регламентированы ст. 47 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Аналогичную роль на муниципальной службе должна играть должностная инструкция.
Должностной регламент — это правовой акт, устанавливающий административно-правовой статус должности, в том числе права, обязанности и ответственность, условия и основания замещения, квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, разделяя разрешенные и обязательные сообразно рассматриваемым делам и исполняемым производствам, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласуемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, в том числе в порядке свободного административного усмотрения, административного правоисполнения, нормативного правового предположения, индивидуального управленческого решения, служебного взаимодействия, оказания государственной услуги, а также показатели результативности исполнения должности.
В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Соответствующий (федеральный или региональный) орган по управлению государственной службой должен утверждать типовые должностные регламенты. Для должностей федеральной гражданской службы такие регламенты утверждаются федеральным органом по управлению государственной службой, а для должностей гражданской службы субъектов РФ — органом по управлению государственной службой соответствующего субъекта РФ (примерная форма должностного регламента представлена в прил. 10).
Должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Вместе с тем, это требование трудновыполнимо. Скорее всего, законодатель предполагает установление соотношения между всеми административными и должностными регламентами, действующими в отношении конкретного государственного органа.
В настоящее время речь может идти о четырех видах административных регламентов:
— первый — регламент внутренней организации государственного органа, устанавливающий различные требования к организации процесса принятия решений, организации делопроизводства и взаимодействия внутри государственного органа, подготовки проектов нормативных правовых актов, служебному распорядку и т. п.;
— второй — регламент взаимодействия государственного органа с другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, обеспечивающий согласованную и унифицированную систему информационного обмена вне государственного органа, основные задачи которой — открытость информации о деятельности государственного органа и обеспечение национальной безопасности и зашиты сведений, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну — во многом противоречат друг другу;
— третий — регламент исполнения государственной функции, регулирующий порядок, условия и процедуры деятельности государственного органа и его служащих по обеспечению реализации государственной функции, предусмотренной федеральным или региональным законодательством;
— четвертый — регламент предоставления государственных услуг, определяющий порядок, условия, процедуры и качество (стандарт) деятельности государственного органа по реализации государственной функции, предусмотренной федеральным или региональным законодательством в качестве государственной услуги.
Должностной регламент должен быть разработан на основании данных регламентов, не противоречить им, отграничивая параметры обеспечения реализации полномочий государственных органов должностными обязанностями государственных гражданских служащих.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом. На гражданского служащего не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные должностным регламентом по должности, которую он исполняет.
Предусмотренные п. 8 ч. 2 ст. 47 федерального закона № 79-ФЗ показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего представляют собой критерии оценки исполнения замещаемой гражданским служащим должности. Они учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности или включении гражданского служащего в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, а также при решении вопроса о поощрении наряду с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.