Занятие № 5. «Ведение наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником»
Учебные и воспитательные цели:
3. Изучить порядок занятия исходной позиции.
4. Привить практические навыки обучаемых в атаке мср в пешем порядке, преодолении МВЗ и выполнения ближайшей задачи.
4. Формировать у студентов высокие командирские и профессиональные навыки, ответственность и самостоятельность в командовании ротой.
Время: 4 часа
Место: Тактическое поле.
Вид занятия: практическое занятие
Материальное обеспечение: Полевое снаряжение, оружие по штату, ИСЗ, тактические условные знаки, флажки, учебные карты (схемы) с нанесенной обстановкой, офицерские линейки, цветные карандаши.
Учебные пособия и литература: правила боевого применения СВ ВС РК ч.2., Тактика ч.2, Тактическое задание.
6. Учебные вопросы и расчет времени
№№ пп | Учебные вопросы | Время (минуты) |
Организация занятия Учебные вопросы: 4. Занятие мср исходной позиции. 5. Атака мср в пешем порядке, преодоление МВЗ и выполнение ближайшей задачи. Заключительная часть |
7.
Методические указания к занятию
1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами на предыдущих занятиях, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:
- принимать решение и отдавать боевой приказ на наступление;
- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;
- оформлять решение командира роты на рабочей карте;
- организовывать взаимодействие, управление и боевое обеспечение.
2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.
3. На занятии во время отработки вопросов основное внимание уделяется обоснованию решения и оформлению решения командира роты на рабочей карте. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.
4. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.
Порядок отработки учебных вопросов
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Организация занятия | |
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. | Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради. |
1-ый учебный вопрос: «Занятие МСР исходной позиции» | |
Объявляет тактическую обстановку и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить свое решение на занятие исходной позиции, используя местность 2-3 студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант решения. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты решения. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
2-ой учебный вопрос: «Атака МСР в пешем порядке, преодоление МВЗ и выполнение ближайшей задачи» | |
Объявляет оперативное время и вводит обучаемых в тактическую обстановку. Назначает студента на должность командира роты. Назначенным студентам приказывает действовать самостоятельно в соответствии с порядком работы командира роты. Сменяя обучаемых руководитель занятия отрабатывает весь порядок работы по организации наступления, непосредственно на местности. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты расчетов. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных решениях. |
Заключительная часть | |
Напоминает тему и цели занятия. Оценивает каждого студента, указывая на положительные и отрицательные стороны его работы. Отвечает на вопросы. Дает задание на самоподготовку. | Слушают разбор. Задают при необходимости вопросы. Записывают задание на самоподготовку. |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
к занятию № 5
Подготовка исходного района для наступления и местности до переднего края обороны противника включает: фортификационное оборудование исходных позиций мотострелковых и танковых рот, огневых позиций артиллерийских и огневых средств, выделенных для ведения огня прямой наводкой, стартовых (огневых) позиций зенитного подразделения, командно-наблюдательных и наблюдательных пунктов, районов расположения подразделений технического и тылового обеспечения; устройство инженерных заграждений; подготовку маршрутов для выдвижения и рубежей развертывания; осуществление мероприятий по защите от оружия массового поражения, высокоточного оружия, маскировке и другие мероприятия.
3. При атаке мотострелковых подразделений в пешем порядке личный состав преодолевает минные поля противника вслед за танками по их колеям и по проделанным проходам. Боевые машины пехоты, имеющие тралы, продолжают атаку, преодолевая минные поля самостоятельно. Боевые машины пехоты, не имеющие тралов, и бронетранспортеры, преодолев минные поля по проходам, догоняют свои подразделения и огнем своего оружия поддерживают их атаку.
Если мотострелковые подразделения атакуют на боевых машинах пехоты, оснащенных тралами, то танки и боевые машины пехоты преодолевают минные поля противника без свертывания боевых порядков, как правило, самостоятельно с помощью тралов, а военная техника, не имеющая тралов, – по проделанным проходам.
Минные поля, внезапно установленные средствами дистанционного минирования на направлениях выдвижения наступающих войск или перед атакующими подразделениями, при невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным группами разграждения и группами разминирования, в предбоевых порядках под прикрытием огня атакующих подразделений и артиллерии. В этом случае отдельные боевые машины пехоты (бронетранспортеры) и танки к проделанным проходам движутся по выходам, разминируемым мотострелковыми отделениями (экипажами танков) с использованием табельных возимых комплектов разминирования и другими способами.
Преодоление минных полей танковыми и мотострелковыми подразделениями осуществляется под прикрытием огня артиллерии, а также противотанкового и гранатометного взводов роты огневой поддержки батальона.
4. Мотострелковые подразделения двигаются как можно ближе к танкам с тем, чтобы обеспечить тесное огневое взаимодействие с ними и не дать возможности противнику отсечь себя от танков.
С подходом танковых и мотострелковых подразделений к рубежу безопасного удаления от разрывов своих снарядов и мин (гранат) артиллерия (гранатометы) по команде (сигналу) командира бригады (батальона) переносит огонь в глубину. Безопасным удалением для мотострелковых подразделений, атакующих в пешем порядке, считается удаление 400 м, а на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) – 300 м; для танковых подразделений – 200 м.
В точно установленное время («Ч») танковые и мотострелковые подразделения стремительно врываются на передний край обороны противника, уничтожают его живую силу и огневые средства, овладевают опорными пунктами и безостановочно продолжают атаку в глубину.
Приложение:1. Карта исходной обстановки, формат А3, на 1 листе.
2. Боевые задачи роты и взводов, формат А3, на 1 листе.
3. Развитие наступления, формат А3, на 1 листе.