Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяй­ственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государст­венном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяй­ственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводст­ву плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

выполнения требований по предотвращению самовольного сня­тия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицида­ми, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и ок­ружающей среды веществами и отходами производства и потребле­ния;

выполнения иных требований земельного законодательства по во­просам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Должностные лицаФедерального агентства кадастра объектов не­движимости и его территориальных органов, осуществляющие госу­дарственный земельный контроль, одновременно по должности явля­ются:

руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижи­мости — главным государственным инспектором Российской Федера­ции по использованию и охране земель;

заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объек­тов недвижимости и руководитель структурного подразделения Агент­ства, к сфере ведения которого отнесено осуществление государствен­ного земельного контроля, — заместителями главного государственно­го инспектора Российской Федерации по использованию и охране

земель;

специалисты структурного подразделения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, - - государст­венными инспекторами Российской Федерации по использованию

и охране земель;

руководители территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федера­ции — главными государственными инспекторами субъектов Россий­ской Федерации по использованию и охране земель;

заместители руководителей территориальных органов Федерально­го агентства кадастра объектов недвижимости и руководители струк­турных подразделений территориальных органов Федерального агент­ства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Феде­рации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — заместителями главных го­сударственных инспекторов субъектов Российской Федерации по ис­пользованию и охране земель;

специалисты структурных подразделений территориальных орга­нов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъ­ектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осу­ществление государственного земельного контроля, государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

руководители структурных подразделений территориальных орга­нов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъ­ектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государст­венного земельного контроля, — главными государственными инспек­торами городов и районов по использованию и охране земель;

заместители руководителей структурных подразделений террито­риальных органов Федерального агентства кадастра объектов недви­жимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и город­ского (районного) уровней или специалисты соответствующих струк­турных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, — заместителями главных го-

сударственных инспекторов городов и районов по использованию и охране земель:

специалисты структурных подразделений территориальных орга­нов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъ­ектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государст­венного земельного контроля, — государственными инспекторами го­родов и районов по использованию и охране земель.

Должностные лицаФедеральной службы по надзору в сфере при­родопользования и ее территориальных органов, являющиеся государ­ственными инспекторами, осуществляющими государственный геоло­гический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, осуществляют государствен­ный земельный контроль в соответствии с полномочиями названной службы.

Должностные лицаФедеральной службы по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляю­щие государственный контроль за химизацией и использованием хи­мических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиора­ции земель и защиты растений, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с полномочиями названной служ­бы.

Государственные инспекторыпо использованию и охране земель имеют право:

запрашивать в соответствии со своей компетенцией и' безвозмезд­но получать от федеральных органов исполнительной власти и их тер­риториальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организа­ций и граждан необходимые для осуществления государственного зе­мельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

посещать при предъявлении служебного удостоверения организа­ции и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собст­венности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участ­ки, занятые военными, оборонными и другими специальными объек­тами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного зако­нодательства и их последствий;

составлять протоколы в порядке, установленном законодательст­вом об административных правонарушениях, и направлять их соответ­ствующим должностным лицам для рассмотрения дел об администра­тивных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к от­ветственности;

обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвра­щении или пресечении действий, препятствующих осуществлению го­сударственными инспекторами законной деятельности, а также в уста­новлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; носить форменную одежду.

Главный государственный инспекторРоссийской Федерации по ис­пользованию и охране земель и его заместители, главные государст­венные инспекторы субъектов Российской Федерации по использова­нию и охране земель и их заместители, главные государственные ин­спекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители помимо прав, предусмотренных выше, имеют право:

в пределах своей компетенции рассматривать в установленном по­рядке дела об административных правонарушениях и налагать адми­нистративные штрафы;

выносить предупреждения о допущенном земельном правонаруше­нии в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении ви­новных лиц к ответственности;

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, ка­сающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведе­нии указанных актов в соответствие с земельным законодательст­вом.

Должностные лицаРосприроднадзора и службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору обладают в области земельного контроля теми же правами, что и должностные лица Роснедвижимости.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных инте­ресов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся:

для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выяв­ленных нарушений земельного законодательства;

в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отно­шении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прово­дятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при про­ведении государственного контроля (надзора)».

Юридические и физические лица, использующие земельные уча­стки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведе­ния проверки.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земель­ного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должност­ным лицам, несут установленную законодательством Российской Фе­дерации ответственность.

Должностные лица специально уполномоченных органов несут ус­тановленную законодательством Российской Федерации ответствен­ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного кон­троля.

Правовые действия органов земельного контроля

В зависимости от последовательности совер­шения действий их можно разделить на три вида:

а) информационно-правовые действия орга­нов контроля при сборе материалов; б) при­нятие решений по результатам проведенного контроля; в) исполнение решений контрольных органов1.

Для того чтобы принять квалифицированное решение по резуль­татам контроля, любой орган контроля должен располагать точной и объективной информацией о том, имеет ли место нарушение земель­ного законодательства, в чем оно выражается, кто виновен в этом, что нужно предпринимать, чтобы правонарушение не оказалось для­щимся, каков вред, причиненный правонарушением, а если правона­рушение еще не совершено, как его предупредить или пресечь при самом его начале. Возникают и другие вопросы на первоначальной стадии земельного контроля. Их выяснение требует сбора материалов (документов), проведения проверок, ревизий, исследования (анализа) этих материалов. В необходимых случаях может назначаться экспер­тиза материалов, полученных в процессе контроля.

Независимо от того, проводит ли государственный инспектор пла­новую проверку состояния использования того или иного объекта природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий: проверку законности оснований пользования земельным участком; обследование фактического состояния использо­вания или неиспользования данного объекта; проверку его использо­вания в соответствии с его целевым назначением и в соответствии с правовым положением субъекта природопользования.

Так, например, проверка оснований (законности) природопользова­ния должна касаться каждого земельного участка, находящегося в соб­ственности, землевладении, землепользовании, включая массивы, за­крепленные за коллективами, арендуемые участки, земли крестьянских (фермерских) хозяйств и т. д. Особую значимость такие проверки при­обретают в случаях выявления нарушений законности приватизации зе­мель.

Ларионов Г. А. Новое в законодательстве о государственном контроле за использованием земель//'Законодательство и экономика. 1994. №15/16. С. 11-17.

Инспектор единолично или совместно с комиссией проверяет объект, выполняет необходимые работы, в состав которых могут вхо­дить натурные измерения, сбор образцов, опрос граждан и должност­ных лиц, получение объяснений, и принимает решение.

Все этапы работы должны быть отражены в соответствующих доку­ментах, и в первую очередь в протоколе обследования землевладения, землепользования и др. При этом могут быть обнаружены самые разно­образные отклонения от требований земельного законодательства. Так, если находящаяся во владении государственного предприятия земля яв­ляется излишней для их производственной и иной деятельности, то эта часть земельного участка может быть изъята и передана в установленном законом порядке в пользование другим землепользователям, среди кото­рых преимущество на получение указанной земли имеют сельскохозяй­ственные предприятия, пользовавшиеся ею ранее. Полученные сведения отражаются в протоколе.

При установлении частичного неиспользования земель сельскохо­зяйственными коммерческими предприятиями органы контроля при­меняют иные меры: с одной стороны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к этим предприятиям, с тем чтобы они пол­ностью использовали предоставленные им земли, а с другой стороны, оказывают им всестороннюю помощь для устранения недостатков в землепользовании.

Проведение обследований земель должно основываться на доста­точно общих правилах, т. е. выполняться по единой схеме для всех землепользователей, владельцев, собственников, арендаторов. Основная задача проверки — определить состояние использования земель, поря­док их использования, установить, приступил ли объект к использова­нию предоставленного земельного участка. Это делается визуально или инструментально с привлечением планово-картографической или тек­стовой документации. Выбор метода обследования зависит от инфор­мированности и компетентности специалиста, осуществляющего кон­троль. Далее проводится определение объема работ, выполненных вла­дельцем земель, проверяется, полностью или частично предоставленный участок вовлечен в использование. Собственно, про­верка будет заключаться в фиксации (констатации) самого факта дея­тельности, причем реальной деятельности, связанной с использованием участка, а не ее имитации или подготовки к ней. Предусмотренные за­конодательством сроки, в течение которых субъект обязывается присту­пить к использованию участка, достаточно невелики и требуют немед­ленного исполнения.

Следующая стадия контроля: проверка целевого использования зе­мель. В соответствии с законом все владельцы земли, в том числе собственники, обязываются использовать землю в соответствии с це­левым назначением.

Целевое назначение того или иного земельного участка указывает­ся в решении о его предоставлении и в документах на право собст­венности, владения или пользования, причем констатация цели явля­ется непременным элементом содержания документа. Рассматривае­мый принцип в качестве основной обязанности закреплен в законах и иных нормативных актах о природопользовании.

При агрохозяйственном обследовании осматривают каждый кон­тур в натуре для установления фактического состояния и использова­ния угодий и определения их более целесообразной эксплуатации.

Земельно-учетные сведения получают также путем обмеров (сплошных и выборочных). В практике органов земельного контроля проводятся в основном обмеры посевных площадей, других земельных участков.

Применяются два способа отражения земельно-учетных сведений -текстовой и графический. При текстовом способе данные выражаются цифровыми показателями, к которым прилагаются объяснительные за­писки или другие пояснительные материалы. При графическом способе результаты измерений в натуре (как первоначальные, так и последую­щие) фиксируются на планах, что дает наглядное представление о про­странственном положении и размерах земель и позволяет избегать про­пусков и перекрытий учитываемых территорий. Таким образом, эти два способа, дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактеризовать земли при их учете.

Принятие решения по результатам контроля

Характер принимаемого решения и его со­держание основываются на данных прове­денных проверок, обследований и анализа полученных материалов. Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает, когда необходимо проведение дополнительных работ (ла­бораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т. д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при невыявлении субъекта или оспарива­ний им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении гос­инспектором всех материалов, позволяющих вынести правильное обоснованное решение, они передаются в комиссию и другие органы. Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выяв­ленного нарушения или применения административных санкций. Так, госинспектор при тех или иных обстоятельствах может принять следую­щие решения:

а) дать «Указание» (по утвержденной форме) о выполнении опреде­
ленных действий, адресованных пользователю данного земельного уча­
стка, со ссылкой на требования закона, с определением срока выпол­
нения перечисленных конкретных работ, мероприятий, отдельных дей­
ствий; в Указании дается также предупреждение пользователю
земельного участка; если он не выполнит всех требований, содержа­
щихся в Указании, то материалы будут переданы в комиссию по кон­
тролю за использованием и охраной земель соответствующего (местно­
го) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлече­
ния нарушителя к ответственности;

б) составить протокол о нарушении земельного законодательства
(по форме), который направляется в названную выше комиссию;

в) вынести постановление о наложении взыскания на лиц, винов­
ных в совершении земельного правонарушения;

г) предписать нарушителю «Предупреждение» (по форме) о приос­
тановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся с нарушением зе-
210

мельного законодательства; в Предупреждении указывается также срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устране­ния нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ;

д) направить банку или другой организации, финансирующей работы, «Предписание» (по форме) о прекращении финансирования (кредитова­ния) строительства, эксплуатации объекта. Оно вручается нарушителю по­сле того, когда он не выполнит определенных действий по приостановке работ, указанных в Предупреждении госинспектора. Лишь после устране­ния тех нарушений, которые были зафиксированы в Предупреждении, госинспектор дает правонарушителю «Уведомление» (также по форме) о праве возобновить приостановленные работы. И одновременно с этим посылается Уведомление о возобношгении приостановленного финансиро­вания (кредитования) работ.

ИсполнениеКак известно, исполнение судебного решения

решенияобеспечивает судебный пристав. Исполнение

госинспекторарешения госинспектора любой службы госу-

дарственного контроля обеспечивается самим

госинспектором. В этих целях инспекторы имеют книгу (журнал) учета выявленных земельных правонарушений, ведут записи в ней о приня­тых мерах, добиваются восстановления нарушенных прав, делают от­метки об исполнении предписаний и указаний по вопросам надлежа­щего исполнения требований экологического законодательства.

Согласованная деятельность государственных органов земельного контроля и общественности с непременным участием экологических служб предприятий, учреждений и организаций позволяет своевре­менно предупредить правонарушения, повысить эффективность рабо­ты всей системы земельного контроля и надзора в стране

Общественный контроль за использованием земли

Традиционно роль общественных организа­ций в нашей стране определяется как по­мощь, которую они могут оказать государст­венным органам земельного контроля. Вме­сте с тем общественные организации не должны рассматриваться как послушные исполнители указаний госу­дарственных контрольных органов, что было характерно для их дея­тельности в недалеком прошлом, именуемом обычно периодом застоя. Практика показывает, что общественные организации недолго оста­ются под опекой государственных служб. Рано или поздно происхо­дит процесс «самопознания», при котором общественные организации начинают осознавать, что они не всегда и не во всем должны оста­ваться придатком государственных органов и выполнять только их за­дания. Контроль за действиями нарушителей нередко приводит эти организации к конфликтам с надзорными органами, если (по мнению общественности) последние плохо борются с осквернителями приро­ды или даже потворствуют им. В то же время выявилась нецелесооб­разность наделения общественных организаций функциями государст­венной инспектуры, ибо это приводит лишь к дублированию функций государственных надзорных органов, причем на менее высоком про­фессиональном уровне.

Общественный земельный контроль осуществляется органами тер­риториального общественного самоуправления, другими обществен­ными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 ЗК РФ).

МуниципальныйМуниципальный земельный контроль за ис-
земельныйпользованием земель на территории муници-

контроль пального образования осуществляется орга-

нами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ).

Муниципальный земельный контроль осуществляется на террито­рии соответствующих муниципальных образований (городские, сель­ские поселения и др.).

К органам местного самоуправления относятся как выборные орга­ны, так и выборные должностные лица местного самоуправления, изби­раемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуще­ствляется местное самоуправление в соответствии с действующим зако­нодательством.

Производственный контроль за использованием земли

Обычно производственный контроль за ис­пользованием и охраной земель в той или иной отрасли хозяйства осуществляют соот­ветствующие должностные лица. Так же строится контроль и в земледелии, посколь­ку должностные лица всегда заинтересованы в культурном ведении сельскохозяйственного производства. Тем не менее этот контроль нельзя назвать полноценным по двум основным причинам:

руководители предприятий обременены многими другими заботами, поэтому они не могут специально уделять внимание вопросам охраны плодородия почв, соблюдению других требований земельного законода­тельства по рациональному и эффективному использованию угодий внутрихозяйственными подразделениями и отдельными исполнителями сельскохозяйственных работ;

с другой стороны, некоторые руководители сознательно или бес­сознательно отдают предпочтение текущим нуждам и результатам про­изводства по сравнению с перспективными задачами. Это, безуслов­но, не может не ослаблять их контрольных функций в отношении зе­мель.

Многие министерства и ведомства являются обладателями опреде­ленных земельных территорий, необходимых им для их хозяйствен­но-производственной деятельности. Их промышленные предприятия в составе своих земельных участков имеют резервные территории, предназначенные для развития (застройки), которые иногда распола­гаются вместе с основной территорией, а иногда отдельно. Если их застройка задерживается, что нередко происходит, такие территории начинают рассматривать как «свободные», ничейные. В ряде случаев это приводит к превращению их в пустыри и даже свалки, чаще всего они используются не по назначению. Этим злоупотребляют как по-212

сторонние лица, так и работники самих предприятий. Бороться с этим злом трудно, если на предприятиях нет лиц, ответственных за

территорию.

На некоторых предприятиях территория распределена по цехам, хо­зяйствам и службам, так что руководители этих подразделений отвечают также за подведомственные им земли. Иногда такие земли находятся под присмотром особых должностных лиц — смотрителей производственных зданий и сооружений. Однако такой порядок не является правилом. Уста­вы и положения, которыми руководствуются государственные (и негосу­дарственные) предприятия, обычно не содержат пункта об обязанности содержать в порядке закрепленную территорию, а тем более о способах осуществления такого порядка (например, путем закрепления участков за отдельными службами, назначения ответственных лиц и т. п.). Не упоми­нают об этих обязанностях предприятий также Типовые положения и Ти­повые уставы. Как правило, не вмешиваются в земельные распорядки на предприятиях местные власти. Все это приводит к тому, что можно на­звать ненужным «расползанием» производственных площадей (за счет зе­мель другого назначения (непроизводственного); состояние этих площа­дей, как правило, оказывается неудошютворительным.

Если ранее Земельный кодекс РФ (1991 г.) умалчивал о ведомствен­ном земельном контроле, то новый Кодекс в ст. 73 обязывает все ведом­ства поручать своим органам управления и должностным лицам выпол­нять функции земельного контроля. При этом должны быть приняты положения, утверждаемые государственными органами исполнительной власти, в которых определяются полномочия ведомственных органов зе­мельного контроля и порядок его осуществления. Таким образом обес­печивается государственное влияние на решение принципиальных (ос­новных) вопросов контроля.

ГосударственныйГосударственный мониторинг земель пред-мониторинг земельставляет собой систему наблюдений за со­стоянием земель. Объектами государственно­го мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель, как указано в ст. 67 ЗК РФ, являются:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупрежде­нии и устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного земельно­го кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей сре­ды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, регио­нальным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществ­ляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель ус­танавливается Правительством Российской Федерации.

В результате общегосударственной программы мониторинга земель создается информационная база данных о состоянии земельного фон­да страны, т. е. всех категорий земель независимо от формы собствен­ности и ведомственной принадлежности. Отраслевые мониторинги ве­дутся также для изучения экологического состояния других природ­ных объектов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и др. Мониторинг земель входит в общую автоматизированную Единую го­сударственную систему экологического мониторинга — ЕГСЭМ1.

Собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы) независимо от ведомственной подчиненности обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правово­го режима, обладать документами, подтверждающими их права на землю и обязанности, а равно права на пользование чужими участ­ками (сервитуты). Владельцы гидротехнических сооружений и каналов (оросительных сетей), размещенных в пределах обслуживаемых зе­мельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о на­личии и качественном состоянии своих земель в соответствии с пра­вилами ведения мониторинга, установленными федеральными норма­тивными правовыми актами и нормативными актами соответствую­щих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событи­ях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйствен­ном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим зако­нодательством.

Полученные и зафиксированные с помощью документов монито­ринга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходи­мых решений компетентными государственными органами, ответствен­ными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природо-пользователей совершать те или иные действия по устранению выявлен­ных правонарушений. Такие решения принимают наделенные соответст­вующими правами государственные органы, ведущие контроль за ис­пользованием земель и их охраной.

Как следует из Положения о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. №491, мониторинг земель имеет подсистемы, соот­ветствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населенных пунктов;

САПП РФ. 1993. №48. Ст. 4661.

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оз­доровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; мониторинг земель лесного фонда; мониторинг земель водного фонда; мониторинг земель запаса.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» составной частью государст­венного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель, который представляет собой систематические наблюдения за их состояни­ем. На основе данных наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и производится их оценка (ст. 21 Фе­дерального закона).

С помощью съемок и наблюдений с космических аппаратов и вы­сотных самолетов получаются характеристики состояния земель на глобальном и региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помо­щью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.

В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществ­ляются три группы наблюдений за состоянием земель:

базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюде­ний на момент начала ведения мониторинга земель); периодические (через год и более); оперативные (фиксирующие текущие изменения). Мониторинг земель ведется разными методами и способами. Он включает систему натуральных наблюдений (экспедиционные, ста­ционарные, комплексные фоновые, дистанционные) и автоматизиро­ванную информационную систему (АИС), в которую входят: информа­ционно-поисковая система (АИПС); система обработки данных (АСОД); система комплексной интерпретации данных (АСКИ); про­гнозно-диагностическая система (АПДС) и система управления (АСУ).

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюде­ниях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются в целом, а также по отдельным природным комплексам. Собранные пу­тем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природо­охранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологически­ми, водохозяйственными, геолого-разведочными, лесохозяйственны-ми, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) являются сведениями для органов земельного кадаст-

ра и для принятия решений органами контроля в области использова­ния и охраны земель.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право
Российской Федерации: учебник для вузов. М., 1996.

2. Административное право: практикум. Екатеринбург, 1996.

3. Галиченков А. К Экологический контроль: теория и практика правового
регулирования. М., 1992.

4. Дикусар В. М. Земельные споры и их разрешение по законодательству
Российской Федерации//Право и экономика. 1995. №17 и 18. С. 107—110.

5. Жариков Ю. Г. Имущественные споры землепользователей. М., 1980.

6. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / под ред.
проф. С. А. Боголюбова. М., 1997.

7. Ларионов Г. А. Общественный экологический контроль // Государство и
право. 1996. № 2.

8. Ларионов Г. А. Совершенствование функций государственного контроля
в условиях земельной реформы // Право и экономика. 1995. № 9 и 10.

9. Улюкаев В. X., Варламов А. А., Петров Н. Е. Земельное право и земель­
ный кадастр: учебник для сельскохозяйственных учебных заведений по специ­
альности «Землеустройство». М., 1996.

ГЛАВА 9 ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г.1 при­знает (в отличие от ранее действовавшего аналогичного закона 1991 г.2) объектами охраны природы от загрязнения, истощения, де­градации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности не только земли, недра, но и почвы (ст. 4 Закона).

Хотя ст. 6 Земельного кодекса РФ не называет в числе объектов земельных отношений почвы, из этого не следует, что поверхностный плодородный слой земельных участков не подлежит правовой охране. Во-первых, ст. 6 признает земли «природным объектом и природным ресурсом», что не может быть без почв — принадлежности природ-но-естественной составляющей земельных участков. Во-вторых, в дру­гих статьях Кодекса почва и охрана ее плодородия многократно упо­минается, когда предписываются обязанности снимать и сохранять верхний плодородный слой при строительстве каких-либо объектов, при рекультивации земель, плодородие которых нарушено, мелиора­ции и химизации сельскохозяйственных угодий и т. д. Имеет ли прак­тическое значение выделение почв в особый объект правовой охраны? Безусловно.

Наши рекомендации