Система и виды функций права

Система функций права

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.

Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.

Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему, Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе

Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как целого и функции этого целого.

Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные всем отраслям права);

-межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);

-отраслевые (свойственные одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

-нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей. степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права[8, c. 672]

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.

Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций:

внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами).

Внутренние критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.

Регулятивная и охранительная функции - это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную. [10, c. 367]

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

Проблемы функций права нельзя назвать новыми для современной отечественной теории государства и права, поскольку определенную разработку они получили еще в дореволюционный и особенно советский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать достаточно глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций права.

Остановимся вначале на проблеме понятия функций права. Как отмечает Т. Н. Радько, «почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему».[12, c. 211] Какие же мнения высказываются на сей счет? Пожалуй, наиболее распространенными, по крайней мере, в современной литературе, можно назвать три. Одни исследователи под функциями позитивного права понимают определенные (чаще всего основные) направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, другие считают, что функции позитивного права - это основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения. Наконец, третьи исходят из того, что под функциями позитивного права следует понимать взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения.[16, c. 402]

Если сопоставить изложенные позиции, то можно заметить, что одни под функциями позитивного права понимают направления различного воздействия права на общественные отношения, другие же — только регулирующего, т.е. первые трактуют функции позитивного права широко, вторые - узко. К узкой трактовке функций позитивного права тяготеет и позиция Т. Н. Радько, которая отмечена выше в качестве третьей точки зрения. Рассматривая функции права как взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения, он вольно или невольно функции позитивного права сводит к регулирующему воздействию права, поскольку назначение права состоит в регулировании общественных отношений. В то же время, рассматривая классификацию функций права, Т. Н. Радько исходит по сути дела из более широкого понимания функций права.

2.2 Виды функций права

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих, или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение - регулировать общественные отношения.

Специфика данной функции заключается:

- в определении позитивных правил поведения;

- в организации отношений принятых в обществе;

- в координации социальных взаимосвязей.

Регулятивная статическая функция заключается в оказании влияния права на отношения в обществе. Это влияние базируется на их закреплении в различных правовых институтах. Право, изначально направлено на закрепление определенных типов поведения в обществе на основе их фиксирования в различных юридических актах. Именно урегулированные общественные отношения выступают в качестве основы стабильного существования общества.[3, c. 47]

Основная роль в реализации статической функции права принадлежит институтам права собственности. Статическая функция ярко отражается и в ряде других институтов.

Регулятивная динамическая функция заключается в оказании влияния права на отношения, существующие в данном обществе, на основе оформления их движения (динамики). Она находит свое отражение в институтах гражданского, административного, трудового права. Данные правовые институты общества опосредуют процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предусматривает определение наиболее значимых путей ее реализации, так как любой из выбранных путей оказывает существенное влияние на регулятивный процесс, который осуществляется в рамках правовой системы.

Наиболее характерными путями реализации регулятивной функции права выступают:

- определение на основе норм права праводееспособности граждан;

- закрепление и изменение правового статуса граждан;

- определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

- определение правового статуса юридических лиц;

- установление (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

- определение конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

- установление оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Следовательно, регулятивная функция права обусловлена его социальным назначением направления правового воздействия, которое заключается в определении правил поведения, которые принято считать положительными, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.[13, c. 320]

К юридическим функциям права относится охранительная функция. Общество на протяжении всей истории своего развития нуждалось в охране общественных отношений. При этом само право существовало не всегда. Но с момента своего возникновения оно начинает играть роль наиболее значимого средства охраны общественных отношений. Такое проявление правового воздействия выступает в качестве охранительной функции.

Под охранительной функцией права понимают правовое воздействие которое имеет социальную направленность и которое направлено на охрану:

- наиболее значимых экономических;

- политических отношений;

- национальных отношений;

- личных отношений;

- вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Ликвидация нежелательных явлений в жизни общества выступает в качестве вторичного результата действия права, которое изначально является средством охраны общественных отношений, которым подобная охрана необходима.

Эффективность охранительной функции зависит от того насколько субъекты права следуют предписанию правовых норм, соблюдают запреты принятые в обществе.

Охранительная и регулятивная функции выполняют задачу нормативного фиксирования и охраны прав личности. Благодаря этому они способствуют дальнейшему развитию и укреплению отношений в обществе.[17, c. 384]

Особенность охранительной функции заключается в следующих ее особенностях:

- она характеризует право в качестве особого способа воздействия на поведение людей, которое заключается в оказании влияния на их волю на основе угрозы применения санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности;

- эта функция выступает в качестве информатора для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности охраняются правом на основе правовых предписаний;

- эта функция выступает в качестве значимого показателя политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Еще одной значимой функцией права является социальная функция. Классификация социальных функций носит достаточно условный характер. это связано с тем, что не возможно четко разграничить правовое воздействие на решение таких значимых для общества задач, как:

- экономические задачи;

- социальные задачи;

- политические задачи;

- идеологические задачи.

Экономическая функция является одной из наиболее значимых социальных функций права. Она играла важную роль на всех этапах развития товарно-денежных отношений в обществе. Право на протяжении длительного времени является основным гарантом собственности, свободы предпринимательства.

Экономическая функция права реализуется как непосредственно на основе регулирования правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно с помощью угрозы применения санкций или на основе их введения за совершение правонарушений в экономической сфере.

Политическая функция права находит свое отражение в осуществлении регулирования:

- отношений власти;

- отношений между социальными группами;

- национальных отношений.

К специфическим особенностям политики можно отнести ее способность:

- обеспечивать целостность общества;

- согласовывать различные группы интересов существующих в обществе;

- эффективно осуществлять процесс регулирования социальных взаимодействий.

Процесс становления гражданского общества сопровождался закреплением на нормативной основе прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Увеличение свобод и прав человека, значительное увеличение возможности осуществлять свободный выбор привели к возникновению интереса человека к изучению основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений для того, чтобы рационально и эффективно использовать полученные права и свободы.

В процессе регулирования таких отношений право играет значимую роль с самого момента возникновения государства, а затем классового разделения и возникновения наций.

Права и свободы человека также выступают в качестве важного объекта политической функции права, которая не утратила своей актуальности до настоящего времени.

Воспитательная функция права отражает:

- способность права выражать идеологию присущую определенным классам и социальным группам;

- способность права воздействовать на мысли и чувства людей.

В связи с этим, целью воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, создание стимулов направленных на формирование правомерного поведения граждан.

Компенсационная функция права. Данная функция отражает значимое направление действия права. В рамках этой функции находит свое отражение специфика права как инструмента восстановления социальной справедливости. Компенсационная функция права тесно связана с восстановительной функцией.

Ограничительная функция права. Ограничительная функция права связана с его ролью регулятора общественных отношений. Ограничение прав выступает в качестве своего рода уравновешивания противоположных интересов.

Восстановительная функция права. Эта функция играет важную роль в механизме правового воздействия. На основе правовых средств зачастую восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, то есть лицо снова приобретает тех права, которые оно утратило.

Восстановительная функция реализуется преимущественно в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия.[6, c. 520]

Информационная функция права. На основе изучения законодательных документов можно получить большое количество сведений о государстве.

Право содержит большое количество информации о различных явлениях общественной жизни. Так юридические документы могут содержать:

- научные дефиниций;

- юридические формулы;

- исторические и жизненные сведения;

- политические и правовые оценки;

- правовые рекомендации;

- запреты;

- дозволения и т.п.

Под правовой информацией понимают властную информацию, которая отражает определенное мировоззрение.

Экологическая функция права. В качестве основных объектов экологической функции права выступают земля, ее недра, атмосферный воздух и т.д. Для осуществления данной функции в государстве принимаются различные нормативные документы и законодательные акты направленные на защиту экологии.

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав.По мере своего развития общество стремилось приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей среде. В течение всей истории своего развития общество вырабатывало инструменты, которые позволили бы решать множества задач и удовлетворять наиболее значимые потребности людей. Именно эти инструменты и получили в дальнейшем название социальных институтов.Социальные институты направлены на решение наиболее значимых проблем, которые характерны для большого количества людей. Важной задачей стоящей перед государством является обеспечение соблюдения законного порядка в обществе.

В последние годы активно анализируется социальная функция права. Наличие этой функции в правовом регулировании объясняется тем, что социальная сфера общества постоянно расширяется, и соответственно возрастает потребность в осуществлении регулирования данной сферы на основе законодательных норм. Рассмотрим формы реализации функций права.[16, c. 384]

Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).

В каких же формах реализуются функции права? Выше отмечалось, что функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой. Теперь рассмотрим вопрос о классификации функций позитивного права. На первый взгляд может показаться, что в данном вопросе уже достигнуто согласие. Об этом согласии свидетельствует хотя бы тот факт, что в современных работах по юриспруденции практически общепринятым стало деление функций на общесоциальные и собственно правовые (по другой терминологии - специально-юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно правовым — регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

Деление функций позитивного права на общесоциальные и собственно правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права. Под социально-политическими функциями права он понимал направления правового воздействия, выражающие социально-политическое содержание правового регулирования (отмечая, что функции права и государства в данной плоскости совпадают), а под специально-юридическими функциями - направления правового воздействия, выражающие своеобразие права, его юридическое назначение для опосредуемых отношений.[1, c. 496]

Предложенная С. С. Алексеевым и поддержанная затем многими исследователями конструкция функций права при всей своей привлекательности представляется все же не вполне логичной. Получается так, что одни функции права (экономическая, политическая и т.д.) имеют общесоциальное значение, а другим (регулятивной статической, регулятивной динамической, охранительной) это вроде бы, как и не присуще. На самом же деле и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции, выражая юридическое назначение позитивного права, его роль как регулятора общественных отношений, не менее значимы в общесоциальном плане, чем экономическая, политическая и прочие функции права. Вполне можно понять стремление как-то выделить функции, выражающие роль права как регулятора общественных отношений, тем более что в этом состоит его социальное назначение, но едва ли правильно это делать путем различения общесоциальных и собственно правовых функций. К тому же те функции права, которые принято относить к общесоциальным, тоже можно дифференцировать на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется и в экономической, и в политической, и в других сферах. И еще. Выделение общесоциальных функций позитивного права, думается, можно признать обоснованным только в том случае, если наряду с ними будут выделяться его классовые функции. Такая классификация функций позитивного права вполне приемлема, но она не будет иметь всеобщего значения, поскольку применима лишь к праву прошлых эпох.

С учетом значимости функции права следует подразделить на основные и неосновные. К основным должны быть отнесены все те функции, которые позитивное право выполняет как регулятор общественных отношений и которые характеризуют его социальное назначение. Все остальные функции нужно отнести к неосновным.

С учетом сферы распространения функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. На первый взгляд такая классификация может показаться неприемлемой, поскольку позитивное право как продукт правотворческой деятельности государства является внутренним регулятором и регулирует общественные отношения в пределах страны. Однако не следует забывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры зачастую входят в состав национальных правовых систем, что позволяет позитивному праву, имеющему в своей структуре такие элементы, регулировать отношения не только внутри страны, но и за ее пределами.

По продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции — это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время. Временные функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение лишь определенного времени.

В зависимости от сфер общественной жизни функции позитивного права представляется возможным подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Такая классификация допустима, поскольку позитивное право осуществляет регулирование общественных отношений и в экономической, и в политической, и в духовной, и в социальной, и в экологической сферах общественной жизни, выполняя при этом самые разнообразные функции. Рассмотренные классификации позволяют в определенной мере охарактеризовать функции позитивного права, но они не раскрывают главного - социальной роли и назначения права. Поэтому их нужно дополнить с учетом названных оснований. Исходя из социальной роли позитивного права, представляется возможным выделить его регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение их участников в качестве правомерного или неправомерного, желательного или нежелательного для государства и общества. Воспитательная функция характеризуется тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве эталона, образца поведения, воспитывая у людей привычку, совершать одни действия и воздерживаться or других. Информационная функция вытекает из такого свойства позитивного права, как его формальная определенность. Правовые нормы, будучи закрепленными в различных официальных документах, приобретают письменную форму и становятся источниками информации о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных общественных отношений. Суть трансляционной функции состоит в том, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей.

Выделяя функции права с учетом его социальной роли, необходимо отметить, что подобные функции могут выполняться и другими социальными нормами. Практически всем социальным нормам присуща регулятивная функция, все они, так или иначе, оценивают поведение людей, оказывают воспитательное и информационное воздействие, осуществляют передачу положительного социального опыта. Вместе с тем выделение данных функций конкретно у позитивного права позволяет наглядно продемонстрировать различные грани его социальной роли. [14, c.256]

Что касается классификация функций позитивного права с учетом его назначения, то здесь сразу же надо подчеркнуть, что речь пойдет о направлениях только регулирующего воздействия права, которые в отечественной юридической литературе чаще всего называют собственно правовыми или собственно юридическими функциями. На самом же деле эти направления суть подфункции отмеченной выше регулятивной функции позитивного права, хотя о них вполне можно говорить и как о функциях, в которых выражено социальное назначение права.

Функции права с учетом его назначения (собственно правовые, собственно юридические функции) обычно подразделяют, как об этом было сказано выше, на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную. Регулятивную статическую функцию видят в том, что право закрепляет в своих нормах регулируемые им общественные отношения, регулятивную динамическую в том, что право, воздействуя на общественные отношения, направляет их в нужное русло и способствует дальнейшему развитию, охранительную функцию — в охране, обеспечении регулируемых правом общественных отношений. Не следует, однако, забывать, что и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции — это определенные направления регулятивной функции права. Поэтому все они могут рассматриваться как регулятивные функции, выполняющие различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений. Исходя из этого, не вполне логичным представляется наименование только первых двух функций в рассматриваемой классификации регулятивными. Думается, что более точно регулятивную статическую функцию права называть конститутивной (или закрепительной), а регулятивную динамическую - собственно регулятивной. Конститутивная функция позитивного права проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах как сами общественные отношения, так и весь порядок их регулирования. Собственно регулятивная функция состоит в упорядочении конкретных общественных отношений в процессе действия правовых норм. Охранительная же функция - в обеспечении, охране регулируемых позитивным правом общественных отношений.

Заключение

В заключение хотелось бы подвести некоторые выводы:

1. Под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

2. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

3. Правовое воздействие - это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

4. Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена:

Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.

Функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Право выступает в качестве системы правил поведения, которые являются обязательными для исполнения всеми членами общества и которые формируются и охраняются государством.

В настоящее время право приобретает огромное значение, как в рамках каждой отдельной страны, так и в мировых масштабах. Правовые подходы выступают в качестве базы и единственно возможного цивилизованного средства решения проблем международного и межнационального характера.

Выступая в качестве общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом, на основе применения которого становится возможным достижение социального мира, согласия, снятия напряженности в обществе. Право является деятельным рычагом, на основе которого осуществляется решение экологических проблем которые касаются как отдельного государства, так и всего мирового сообщества.

Термин «роль права» свидетельствует о значимой роли права в современном обществе, государстве в целом или на определенном этапе их развития.

Под термином «задача права» понимают стоящую перед правом экономическую, политическую, социальную проблему, которую оно должно решить.

Задача права отражает постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, на достижение которого она направлена.

Без осуществления функций не представляется возможным решить ни одной из задач, которые возникают перед правом. Функции права всегда обращены на решение этих задач. Поэтому можно для решения определенные задачи необходимо наличие соответствующих функций.

Тем не менее, их соотношение не является таким однозначным. Это связано с тем, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она является следствием потребностей общества среди которых можно выделить следующие потребности:

- экономические;

- политические;

- социальных.

Эти потребности общества возникают в результате:

Наши рекомендации