Законы как источник права. виды законов

Закон представляет собой нормативный правовой акт, приня­тый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отноше­ния и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых,занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обла­дает высшей юридической силой. Другие акты не могут противо­речить закону; во-вторых,первичным образом регулирует обще­ственные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, ба­зовые, фундаментальные общественные отношения, например от­ношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых,обладает

большими материальными и финансовыми ресурсами для исполне- 249 ния. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что зако­нопроекты финансового характера — о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный орган толь­ко при наличии заключений Правительства Российской Федера­ции. В отношении других нормативных правовых актов таких уста­новлений нет; в-пятых,имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюде­нием законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод челове­ка на территории Российской Федерации; в-шестых,к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляют­ся более строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системо­образующим фактором всей системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в рос­сийской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Основной закон страны — Конституция Российской Федера­ции. Конституции принимают и субъекты Федерации — респуб­лик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занима­ет верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых ак­тов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сфе­рой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с те­кущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления всилу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Прези­дента, квалифицированное большинство голосов в палатах Феде­рального Собрания). 3. К разновидностям закона относят в последнее время закон

4. Кодекс — самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, прини­мая законы в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или боль­шинство норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить право­вое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообра­зие в регулирование общественных отношений, добиться непроти­воречивости материала, определенной системы вместо множествен­ности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулиро­вания, что позволяет кодексу выступать нормативным центром от­расли и служить ориентиром для отраслевого регулирования акта­ми подзаконного характера.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами. Основы — форма законов, которые характерны исключительно для федерального го­сударства. Они призваны установить главные нормативно-сущност

о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и при­нимается в порядке, предусмотренном для федерального конститу­ционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы и 3/4 — от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступле­ния поправок в силу: необходимость их одобрения органами зако­нодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступив­ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

6. Законы о ратификации и денонсации международных догово­ров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) осо­бая процедура принятия, так как представляются документы, содер­жащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку * ратифицировать международный договор... подпи­санный...». По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специ­фика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки дают­ся и при представлении в законодательный орган законов финансово­го характера. Формулировка же закона — «утвердить» есть и в дру­гих законах об утверждении положения или регламента.

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов — обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные за­коны носят рекомендательный характер,служат ориентиром для законодательства государств — членов СНГ при регулировании оп­ределенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регу­лирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и оказывают последним своего рода право­вую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесооб­разная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

8. Делегированное законодательство— новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном за­конодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегиро­вание полномочий предусмотрено не только внутри данного субъек­та, но и между органами республики и федеральными органами.

В принципе делегированных законов нет в нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии

9. В качестве еще одного из видов законов называют в литерату­ре законы, принимаемые в порядке референдума.Эти законы об­ладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материаль­ных, финансовых и организационных средств.

4.| Подзаконные акты

К подзаконным относятся нормативные акты, принимаемые ор­ганами исполнительной власти. Они не могут противоречить зако­нам. Это указы Президента, акты Правительства, министерств, федеральных служб, государственных комитетов, акты исполни­тельных органов субъектов Федерации.

Указы Президента,предусмотренные Конституцией Россий­ской Федерации (ст. 90), обязательны для исполнения на всей тер­ритории страны. Они не должны противоречить Конституции Рос­сийской Федерации и федеральным законам.

Помимо нормативных указов Президент вправе принимать ука­зы ненормативного характера, а также распоряжения по оператив­ным вопросам.

Все акты Президента должны приниматься в пределах его ком­петенции, закрепленной в Конституции Российской Федерации.

Постановления Правительства,согласно Конституции Россий­ской Федерации, издаются на основании и во исполнение Консти­туции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных

указов Президента Российской Федерации. Эти акты также носят 253 подзаконный характер, не должны противоречить указам Президен­та нормативного характера, обязательны к исполнению в Россий­ской Федерации, а в случае противоречия правительственных актов Конституции, федеральным законам, указам могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ).

Ведомственные актыиздаются министерствами, государствен­ными комитетами, федеральными службами в пределах их компе­тенции и регулируют внутриведомственные отношения. Однако в лт некоторых случаях отдельные ведомства могут издавать акты меж- ^№ ве

силе.

Акты органов исполнительной властисубъектов Федерации. Их издание регулируется актами субъектов, глав администрации (губернаторов, мэров и т. д.). Эти акты издаются в пределах полно­мочий каждого органа и должностного лица и не могут противоре­чить всем актам, которые в иерархической лестнице актов стоят вы­ше их по юридической

Наши рекомендации