Современное понимание идеологии

Современные подходы к пониманию рассматриваемого социального явления основываются как на положении К. Маркса и Ф. Энгельса об идеологии как отличном от науки феномене, так и на положении К. Манхейма об идеологии как результате мышления определенных групп людей. При этом большинство исследователей связывают идеологию в основном или полно­стью с выражением интересов групп людей, которые, как пра­вило, в качестве социальных субъектов противостоят друг другу [16]. Иными словами, современные исследователи, осно­вываясь на положениях классиков теории идеологии, акценти­руют внимание на том, что ядро, основу содержания конкрет­ного идейного построения образуют интересы определенной группы людей. Именно данным компонентом содержания идеологии в значительной мере предопределяется и отноше­ние ее носителей к существующей социальной действительно­сти, и характер их целей и устремлений, и выбор путей и средств их достижения.

Как уже отмечалось, под интересами принято понимать проявление потребностей в виде стремления социального субъ­екта к обладанию средствами их удовлетворения. Интересы со­циального субъекта направлены прежде всего на те социаль­ные институты, учреждения и нормы взаимоотношений в об­ществе, от которых зависит распределение предметов, ценно­стей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Идеология и есть такой социально-духовный феномен, сущ­ность которого состоит в выражении интересов определенного социального субъекта — группы, класса, слоя, общности — и в обосновании путей и способов их реализации. Прежде всего че­рез призму интересов того или иного социального субъекта идеология истолковывает существующую социальную действи­тельность, формулирует определенные установки субъекта по отношению к ней и обосновывает систему действий субъекта по ее закреплению или изменению.

При таком подходе прежняя проблема соответствия содер­жания той или иной идеологии объективной действительности или, иными словами, проблема соотношения идеологии и науки, на которой акцентировали свое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс, заменяется проблемой адекватности составляю­щей данную идеологию совокупности идей, представлений и установок реальным интересам ее носителей и объективным возможностям их реализации. Последовательное решение обе­их проблем приводит к различным выводам. В первом случае идеология квалифицируется как «ложное сознание», а значит, ненаучное знание, и потому она не имеет никакого обществен­ного оправдания. Во втором случае, вне зависимости от ее «истинности» или «ложности», идеология признается феноме­ном, выполняющим незаменимую роль в жизнедеятельности социальных субъектов и в функционировании общества в це­лом. Здесь идеология рассматривается как мобилизующий фактор, действие которого направлено либо на закрепление су­ществующих социально-политических отношений, либо на их изменение или радикальное преобразование.

Отмеченная особенность идеологии приводит к тому, что каждый социальный субъект стремится представить свою сис­тему социально-политических воззрений как выражение инте­ресов и потребностей всего общества: точное или искаженное, объективное или субъективное, но — общества в целом. На это обстоятельство впервые обратил внимание К. Маркс, который писал, что всякий класс, стремящийся к господству или отста­ивающий его, для «достижения своей цели вынужден предста­вить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т.е., выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму все­общности [курсив наш. — В.М.], изобразить их как единственно разумные, общезначимые» [ 17]. В действительности же, соглас­но Марксу, идеология господствующей социальной силы и яв­ляется доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.

Вместе с тем, следует признать как естественный тот факт, что любая идеология может заключать в себе идеи, ценности, представления и установки, которые на самом деле имеют су­щественное значение для всего общества. Именно это обстоя­тельство является причиной того, что за широким фоном при­влекательных для всех представлений и лозунгов той или иной идеологической конструкции непросто бывает вычленить по­ложения, которые отвечают интересам исключительно одних групп людей и противоречат интересам других. Более того, ни одна идеология не отказывается от апелляции к универсаль­ным ценностям и к таким идеалам, которые соответствуют ин­тересам не только отдельных социальных групп или классов, но и нации, страны, общества или всего человечества.

С момента вычленения идеологии как особого социально­го явления в общественных науках разрабатывались различ­ные взгляды на ее роль в жизнедеятельности ее носителей. При всем разнообразии своих оценок и представлений о зна­чении и содержании идеологии большинство исследователей (К. Маркс, К. Манхейм, Т. Парсонс и др.) сходятся на том, что она является специфическим, а именно интеллектуальным, инструментом коллективного действия в общественной жизни и политике. Так же определяется роль идеологии и в совре­менной западной учебной литературе: «Идеологии, — говорит­ся в пособии Л.С. Санистебан, - являются прежде всего инс­трументами действия» [18]. Всякая социальная деятельность в качестве своих необходимых предпосылок предполагает оп­ределенные представления людей о существующей действи­тельности и своем положении в ней, осознание ими неудов­летворенных потребностей и интересов, формулирование сво­их целей и устремлений и обоснование выбора необходимых для их достижения путей и средств. Без всего этого любые со­циальные действия бессмысленны и вряд ли вообще возмож­ны. Такие предпосылки призвана обеспечивать идеология. Именно в этом состоит предназначение идеологии в жизнедея­тельности ее носителей.

Идеология, таким образом, есть форма закрепления в созна­нии людей перечисленных предпосылок их деятельности, при­даст смысл, целесообразность социальной активности индивидов, групп и общностей. Если индивиды и группы людей свободны от каких бы то ни было представлений о су­ществующей действительности и своем месте в ней, то они И но являются социальными субъектами в собственном умысле этого понятия. Субъектами социального действия индивиды и группы людей становятся по мере своего пре­вращения в носителей определенных идейных воззрений. Иными словами, идеология конституирует ту или иную группу (общность) людей как социального субъекта. Имен­но к идеологии как концептуально оформленному выраже­нию социальных представлений, интересов и устремлений людей, прежде всего относятся слова К. Маркса о том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [19].

С учетом вышеизложенного можно дать следующее опре­деление идеологии как социально-духовного феномена. Идеология - это относительно систематизированная сово­купность взаимосвязаных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремле­ний определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направ­лены на закрепление или изменение существующего обще­ственного устройства и служат в качестве инструмента кол­лективного политического действия. Как таковая, идеоло­гия, любая ее форма всегда выступает как система идей, цен­ностей и представлений, в которых определенные группы людей осознают существующую действительность и свое по­ложение в ней, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пу­ти и средства их достижения с помощью организованных по­литических действий.

Наши рекомендации