Белорусская этническая общность
В этническом составе населения Киевской Руси ни белорусов, ни великорусов (русских в современном смысле этого слова), ни малоруссов (украинцев) не было: была древнерусская народность. Она и стала той этнической базой, на которой происходило формирование трех родственных славянских общностей. Хронологически начало процесса формирования белорусов в качестве особой общности, равно как русских и украинцев, относится ко второй половине XIII в. Причиной, вызвавшей к жизни процесс дифференциации единой этнической общности, является не разобщенность древнерусских земель в период феодальной раздробленности (подчеркнем: в этот период консолидация общности усиливалась), а разрыв связей между древнерусскими землями в результате изменившихся внешних условий.
В этой связи и исторически, и логически некорректными являются истолкования междукняжеской борьбы в период Киевской Руси как межэтнические и межземельные столкновения. В каждом средневековом государстве междоусобицы были обычным делом. Однако применительно к западноевропейскому средневековью ни одному исследователю не приходит в голову мысль представлять такого рода явления как проявления этнической или, более того, национальной вражды. Как в Западной, так и Восточной Европе не земли и регионы враждовали между собой, а их герцоги и князья. Что касается русских князей, то конечной целью вражды между ними являлся не сепаратизм, а стремление обладать лучшей землей, укрепить свои позиции и взойти на великокняжеский киевский престол. Цель замкнуться в региональных границах ими не исключалась, но она носила чисто тактический характер. В действительности такая их борьба не только не создавала условий, способствовавших распаду государственного единства, но, по существу исключала их [19].
Непосредственное формирование белорусской, равно как русской и украинской, общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства (1237—1241). В это время на части его территории, а именно северо-западных землях, возникло новое государство — Великое княжество Литовское. Главной причиной его образования явилась необходимость объединения сил балтов и славян для совместного отражения нашествия крестоносцев и частично набегов татар. Центром, ядром нового государства стало Понемонье, а также соседняя Литва. Сначала под властью литовских князей оказались Новогрудское и Жемайтское княжества, а затем Полоцкое, Витебское, Менское, Слуцкое, Пинское и др. После присоединения к нему всех западнорусских земель оно получило официальное название «Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и иных» [20]. Политическим центром этого государства сначала был Новогрудок, затем Троки (ныне г. Тро-кай, Литовская Республика), а с 1323 г. основной столицей становится г. Вильно. Различные авторы, желая отразить свое понимание этнополитической сути Великого княжества Литовского, называют его по-разному: Литовско-Русское государство (М.К. Любавский, М.В. Довнар-Запольский), Белорусско-литовское государство (В.М. Игнатовский), Белорусско-Литовско-Украинское государство (С.А. Подокшин) и даже Белорусское государство Великое княжество Литовское (Н.И. Ермоло-вич) [21].
Уже само официальное название этого государства дает представление о характере этнического состава его населения. Оно стало еще более разнообразным после объединения в 1569 г. Великого княжества Литовского с Королевством Польским в Речь Посполитую. На этногенетические процессы, происходившие в западных землях бывшего Древнерусского государства, стал влиять комплекс разнообразных факторов — политических, экономических, социальных, конфессиональных, этнокультурных и др.
Главным политическим фактором этнообразовательных процессов стала административно-правовая централизация страны, приведшая к усилению связей между ее различными территориями. Экономическую основу этногенеза составили развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли, утверждение единой денежной системы, создание региональных рынков вокруг городов и местечек. К социальным факторам относятся формирование различных категорий населения — сословий шляхетства (дворянства), духовенства, крепостных крестьян, мещан, что способствовало развитию более широких связей в рамках каждого из них и между ними. Консолидации формирующихся общностей способствовала борьба приверженцев различных конфессиональных групп за сохранение и утверждение своей веры. Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое стало предпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI — началу XVII в. трех новых этнических общностей — белорусов, украинцев и русских.
Ареалом формирования белорусской этнической общности стала северо-западная часть Руси — поприпятские, подвинские, поднепровские и понеманские земли. Их политическая и экономическая интеграция содействовала становлению общих черт у жителей этого региона. Эти черты проявились, прежде всего, в особенностях разговорной речи: на основе древнерусского языка стали складываться, согласно академику Российской Императорской академии наук Е.Ф. Карскому (1861-1931), «особенности белорусского наречия, как они сохраняются до сих пор в устах народа» [22]. Одновременно происходили значительные изменения в традиционных культурах населения материальной, и духовной. Изменения выражались в появлении новых типов поселений, культивировании новых стилей одежды, а также развитии новых жанров устного народного творчества (например, исторической песни), распространения элементов балтской и польской культуры. Кроме того, определенное влияние оказывали элементы небалтской культуры, в частности татар. Их отдельные группы поселились здесь, в конце XIV — начале XV в. в центральном, а затем и поприпятском и подвинско-днепровском регионах [23]. Ареалом Формирования украинской общности стала южная часть Великого княжества Литовского. Одновременно в северо-восточной части бывшего Древнерусского государства осуществлялся процесс формирования великорусской общности, ныне называемой русские.
Так, волей истории на базе древнерусской народности возникли три своеобразные, но генетически родственные по общности происхождения, языка, вероисповедания, культуры и духовности — этнические общности или народы: белорусы, русские и украинцы. Этноним «русы, русские» — их общее коренное имя. Осмысливая этот факт, белорусский поэт Максим Богданович(1891—1917), обращаясь в 1915 г. к белорусам, писал «... Рускіх народаў тры. Усе яны аднаго кораню, але шмат жылі паасобку, так сталася з іх тры розных рускіх народы, ў кожнага — сваё найменне, свая гаворка, свае звычаі, свае песні, свая вопратка» [24]. Тем не менее, в сознании этих народов на-
чинает жить чувство восточнославянской — русской — общности.Ныне восточные славяне составляют своеобразный социокультурный союз и потому будет научно вполне корректно рассматривать их в качестве частей триединого народа. Согласно терминологии известного русского историка и геолога Л.Н. Гумилева (1912-1992), белорусы, русские и украинские составляют славяно-русский суперэтнос [25].