Понятие, признаки, особенности демократии в Российской Федерации

Термин «демократия» происходит от греч. demokratia, состоящего из двух слов: demo — «народ» и kratos — «сила», «правление». Следова­тельно, буквальный перевод слова «демократия» — власть народа. Демократия обозначает такое устройство, при котором граждане щ или иначе влияют на общественную жизнь, к ним прислушиваются их привлекают к управлению делами государства либо непосред­ственно, либо через народных избранников — депутатов.

Демократия имеет длительную и давнюю историю. Свойствен­ные ей формы организации политической жизни складывались на протяжении многих столетий. В историческом плане в качестве классического образца античной демократии исследователями признается Афинская демократия Древней Греции. Она не означала равноправия всех жителей (рабы, метеки (переселенцы), женщи­ны). Однако в принятии политических решений участвовали широ­кие слои населения.

Преемственницей этого опыта стала Римская республика, кото­рой была свойственна демократия для избранных. У власти стояла немногочисленная группа патрициев, составлявшая привилегиро­ванный слой общества. Под механизм этого типа демократии была подведена определенная правовая основа. В Средние века демокра­тия по-прежнему была социально усеченной и ориентированной на меньшинство. Вместе с тем итальянское Возрождение — во многом плод средневековой демократии. Заметной вехой в становлении демократических форм политической жизни в средневековый период явились институты сословного представительства (земские соборы в России и др.).

Новое время — эпоха становления капитализма. Известно, что в период буржуазных революций демократия рассматривается как форма политической организации общества, основанная на при­знании народа в качестве источника власти. По мнению Ж.-Ж. Руссо, основным субъектом новых отношений является народ, который демократическим путем устанавливает законы на основе своего суверенитета как предпосылки демократии.

Становление демократии в России сопряжено с большими сложностями. В дореволюционный период, несмотря на существо­вание абсолютной монархии, устаревшей конституции, имели место достижения земской демократии. События 1917 года, годы военного коммунизма и др. приостановили эту тенденцию.

Советская демократия строилась на идее диктатуры пролета­риата и крестьянства, на признании совпадения их интересов, что находило отражение в соответствующем теоретическом обосновании.

Сталинизм как режим, установившийся в последующее время, осуществил радикальный разрыв с теоретическими моделями демо­кратии. Издержки практики реализации «демократии» в нашей ил стране хорошо известны.

Обращает на себя внимание неопределенность понятия «демо­кратия», содержащегося в соответствующей учебной, научной и справочной литературе. Так, в «Большом энциклопедическом сло­варе» демократия определяется как «форма государственно-поли­тического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти»1. В «Юридической энциклопедии» Демократия трактуется как «одна из основных форм правления политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политиче­ский режим, основанный на возможности управления делами общества и государства путем прямого и опосредованного волеизъявления народа».

Утверждается также: «Демократия — форма государства, харак­теризующаяся рядом признаков: источник власти — народ; свобод­ные выборы как способ формирования властных институтов; рав­ноправие граждан; гарантии прав и свобод личности и т. д.».

С позиции обобщения отметим: демократия — это форма орга­низации общества, при которой граждане участвуют в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников, признаются и реализуются такие принципы, как верховенство кон­ституции и законовf народовластие и политический плюрализм, сво­бода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека, выбор­ность главы государства, представительных органов.

По-видимому, у такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же единственно правильного опреде­ления и представления.

Демократию как форму организации общества можно исследо­вать на различных уровнях, трактовать в нескольких значениях. В юридической литературе преобладает мнение о том, что демократии свойственны определенные ключевые черты. Демократия — это:

а) власть большинства;

б) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми, т. е. государственное устрой­ство, основанное на признании народа в качестве источника власти;

в) государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской) и демократиче­ского правового режима (методами и способами осуществления власти);

г) форма устройства любой организации, которая основана на равном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (политические партии, профсоюзные и иные общественные организации и движения);

д) идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;

е) социальное и политическое движение за народовластие, осу­ществление демократических целей и начал.

В общетеоретическом (укрупненном) смысле демократия рас­сматривается как понятие, тождественное форме политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти, а политическому режиму, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод.

Основные притоки демократии.

Юридическое признание верховной власти народа, В этом смысле в ч. I ст, 3 Конституции РФ утверждается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно (участие в выборах, в референдуме), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Природе демократии соответствует конституционное положение о том, что захват власти или присвоение властных пол­номочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Консти­туции РФ).

Периодическая выборность основных органов государства — показа­тель демократизма общества и его политической системы. Соответ­ственно, демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избира­ются на определенный ограниченный срок, а не назначаются. В Рос­сийской Федерации посредством выборов избираются глава государ­ства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.

Идея и практика выборности основных государственных орга­нов содержит большой демократический потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие, несет большую политическую и моральную ответственность перед изби­рателями. Отметим и то, что лица, не участвующие в выборах, полу­чающие властные полномочия не от народа, а от вышестоящих руководителей, иногда по протекции, личной преданности нахо­дятся в системе определенной зависимости. В этой связи имеют место проявления бюрократизма, консерватизма, подхалимства и других негативных явлений.

Верховенство права в жизнедеятельности общества — одна из важнейших характеристик демократии (наряду с народовластием, выборностью основных органов государства). Верховенство (гос­подство) права предполагает наличие таких законов, которые со­держат правовые средства и механизмы, составляющие своеобраз­ный барьер для произвола государственных властных структур регионального и иных уровней в отношении демократических объе­динений, прав и свобод граждан.

Свобода как свойство демократии. Слово «свобода» в самом общем смысле означает возможность индивида действовать по свое­му усмотрению в определенных нравственных или правовых преде­лах, выбирать тот или иной вариант поведения, деятельности. Свобо­да — явление многогранное и многоаспектное. Это свобода мысли, слова, творчества, доступа к культурным ценностям и т. д. Какова взаимосвязь свободы и демократии? Очевидно, демократия содержит необходимые предпосылки, условия для реализации свободы лично­сти. В современной России, если иметь в виду область политико-пра­вовых отношений, — это свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, социально-экономического, психо­логического давления на избирателей, наличие альтернативных кан­дидатов, плюрализм мнений, гласность, многопартийность, призна­ние оппозиции и др. С другой стороны, потенциал свободы способ­ствует упрочению и совершенствованию демократии. Это подтвер­ждается деятельностью СМИ, придающих гласности имеющие место факты «нажима», «наступления» на эти структуры со стороны отдель­ных должностных лиц (нередко регионального уровня), случаи зло­употребления, коррупции в системе государственного аппарата, общественных объединений, наносящих существенный урон, вред процессу становления российской демократии.

Органическая связь демократии и дисциплины. Демократия и дис­циплина — понятия взаимообусловленные, не совпадающие в связи со спецификой их содержания.

Дисциплина — важнейший фактор общественной жизни, по­скольку способствует целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности индивидов и организаций. Цивилизован­ная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия в своих движениях (динамике) и проявлениях — в избирательных кампаниях и т. п. всегда ассоциируется с определен­ной организованностью, порядком. В этой связи отметим следую­щее: нередко правильные демократически подготовленные и при­нятые решения без необходимой дисциплины неизбежно «не рабо­тают», становятся нереализованными («повисшими в воздухе»).

Можно сказать, что демократия без дисциплины теряет свою привлекательность и значимость в связи с набирающими силу элементами неорганизованности, неуправляемости, стихийности. Так обстоит дело в тех случаях, когда проводятся несанкциониро­ванные митинги, демонстрации, используется «грязная техноло­гия» в период предвыборных кампаний, демократические решения принимаются, но не используются и др. Образно говоря демократия без дисциплины работает на холостом ходу, теряет свою со­циальную ценность.

С другой стороны, демократия придает дисциплине осознанную целесообразность принимаемых решений, добровольный выбор поведения, сопряженный с подчинением установленным прави­лам, порядку. В этом случае дисциплина без демократии оборачива­ется администрированием, стремлением поставить всех в одни I рамки, без учета определенных индивидуальных, личностных осо­бенностей людей. »

Следовательно, подлинная свобода в условиях демократии '

имеет границы, предопределяемые дисциплиной, ответственно­стью. Свобода, дисциплина, ответственность — составляющие 1 содержания демократии в обществе. 1

В числе признаков демократии можно назвать и такие, как наде­ление граждан широким кругам прав и свобод, равенство прав граждан на участие в управлении государством, плюрализм, в условиях которого утверждается многообразие форм собственности общественных интересов, идейных течений, возможность самовыражения, | на участие в управлении государствам, плюрализм, в условиях кото- £ рого утверждается многообразиеидейных течений, возможность

отстаивания своей жизненной позиции и др. Это подтверждает, что идея демократии получает в современном российском обществе определенное распространение и признание, постепенно становится более жизнеспособной. Названные общие признаки демократии дают возможность получить представление о ее сущности, содержа­нии, ценности и значимости в жизни человека и общества, перспек­тиве совершенствования.

На страницах печати в последнее время нередко и с пользуются словосочетания «управляемая демократия», «суверенная демокра­тия», «демократия по российскому образцу». В этом контексте под управляемой демократией понимается определенная ранжировка политических и общественных сил, оценка их значимости в зависи­мости от лояльности к государственной власти и соответствующая их поддержка, поощрительное стимулирование (государственные награды журналистам, последовательно одобряющим официальный государственный курс и др.) Отметим приоритет | также прионый государственный курс, и др.). Отметим также приоритет госу- §f

госдарственной власти в формировании демократических институтов, ориентированных на взаимодействие с гражданами в политических и иных сферах. Назовем в качестве примера образование Обще­ственной палаты РФ и ее ответвлений в регионах или формирова­ние в последнее время Общероссийскою народного фронта, действующего согласованно с правящей партией «Единая Россия». Щр ствующего согласованно с правящей партией — «Единой Россией». ш

Это подтверждает, что в условиях управляемой демократии «присутствие» государства в различных демократических сферах нередко становится их неотъемлемым компонентом. В этой связи 'Щ видно стремление государственной власти к соответствующей контролю в процессе выстраивания системы субъектно-объектных отношений. Объектами того или иного властного воздействия в условиях управляемой демократии становятся политические пар­тии, общественные движения, средства массовой информации, из­бирательная система.

Практическое осуществление управляемой демократии в Рос­сии — явление во многом закономерное, поскольку продиктовано логикой исторического процесса, предопределяется спецификой современной России. Очевидно, российская демократия несовер­шенна, не имеет твердой опоры в экономике, в мироощущении многих граждан, оценивающих существующую демократию в Рос­сии со знаком минус в силу ее переходности, управляемости и дру­гих свойств.

В этой связи можно отметить следующий аспект управляемости рассматриваемого института: соблюдение внешних демократиче­ских процедур (наличие внешних демократических деклараций) не препятствует принятию значимых, ключевых, не всегда демократи­ческих решений определенной узкой уполномоченной группой людей, образно говоря, за кулисами событий.

По-видимому, в силу потенциальных возможностей нашего общества демократия в России будет развиваться и совершенство­ваться, и постепенно произойдет отход от управляемой демократии, так или иначе связанной с властью определенных персоналий и послушных им общественных институтов.

Сказанное означает, что в российской юридической и политиче­ской литературе еще не достигнут теоретический предел в изучении, проблемы демократии. В целом можно сказать, что социальная значимость демократии в Российской Федерации подтверждается свойственной ей шкалой существующих ценностей (идеологический плюрализм, наличие оппозиционных партий и др.). Кардинальные изменения, происходящие в обществе, будут оказывать позитивное влияние на содержание российской демократии. Одно из таких направлений — не только совершенствование деятельности демокра­тических институтов, но и создание условий для повышения роли личности, гражданина в системе политических и иных отношений.

Здесь рассмотрены отдельные вопросы сложной и комплексной темы находящейся на пересечении интересов представителей раз­личных направлений научного знания – философов - юристов и др.

Наши рекомендации