Основные этапы, авторы | Характеристики происхождения, сущности, Содержания и функций идеологии |
Древняя Греция Платон, Эпикур и другие | Первые упоминания учения об идеях. Употреблялось слово ideologia («особое мнение», «частная беседа»). На базе греческих слов idea и logos в XVI–XVII в.в. появилось слово «идеология» |
Новое время ХVI-ХVIII в.в. Френсис Бэкон (англ. философ, ХVI – нач. ХVII в.) Антуан Дестют де Траси (франц. просветитель, ХVIII в.) | Создал целое учение об «идолах» или «призраках» разума – искаженных образцах действительности, превратно воспроизводящих ее черты. Из учения Ф. Бэкона закономерно вытекает важное заключение: идеологии могут быть как истинными, так ложными. В интересах общества иметь поменьше ложных идей и побольше истинных. Впервые представил идеологию как «строгую науку, такую же точную, как естественные науки» (доклад «Проект идеологии», 1796 г.). Он определял идеологию как науку об идеях, их происхождении, законах развития и применимости. Идеи Дестют де Траси об отношении между физиологией и моралью, зависимости человеческого мышления, чувствования и воления от физического существования человека стали основой школы «идеологов» |
ХIХ в. | В целом, в течение всего ХIХ в. понятие «идеология» использовалось как обозначение для «учения об идеях», их возникновении, развитии и различных видах |
К. Маркс и Ф. Энгельс | Трактовка идеологии К. Маркса характеризуется двумя аспектами: 1) классовым подходом (классовым интересом); 2) социальной обусловленностью идей, в которых выражены экономические мотивации данного класса. В этом контексте была подвергнута ожесточенной критике идеология буржуазии, извращенно трактующая и оценивающая реальную социально-экономическую и политическую действительность. Поэтому собственную идейную систему К. Маркс отказался называть идеологией. Для него это была свободная от идеологических искажений наука |
XX в. |
В.И. Ленин | Понятие «идеология» применительно к рабочему движению приобретает значение научности и объективности, поскольку интересы пролетариата совпадают с интересами прогрессивного развития общества. Соответственно идеология рассматривается как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса |
Немарксистские трактовки понятия «идеология» |
А. Зайдель | На основе психоанализа разработал первую немарксистскую концепцию идеологии. Отбросив связь идеологии с производительными силами и производственными отношениями, А. Зайдель приписывает ей не историческую, а психологическую гармонизацию. «Жизнь спасает человека еще раз тем, что она дает ему ложное сознание», т. е. идеология имеет для человека «жизненную необходимость» |
К. Мангейм | Рассматривал два типа идеологий (партикулярные и тотальные) и четыре идеально-типичные формы утопического сознания. Партикулярные идеологии – это совокупность представлений индивидов или отдельных человеческих сообществ об их реальном либо отвечающем их устремлениям общественном положении. Тотальные идеологии формируются (и далее поддерживаются) под воздействием уже сложившихся социально-исторических и культурных условий |
Х. Плесснер | Настаивал на естественности феномена идеологии человека |
Неомарксистский подход к понятию идеологии |
Э. Фромм (Германия) | Расширил социально-психологическое понятие «идеология», включив его в собственный категориальный аппарат, трактуя идеологию преимущественно как «закрытую систему идей и ценностей суждений, которая абсолютизирует частичные истины посредством упрощения, поставляет тотальные объяснения мира и обосновывает их в качестве оправдания действий» |
Послевоенная эпоха (1945–1970 гг.) |
Х. Тилеке, Ж. Бехле | Понятие идеологии стало нередко суммарным обозначением сходного с мировоззрением образования, имеющего подвижные границы с соседними понятиями, касающимися вида, значения и функций высказываемых идей. Довольно часто авторы ограничивались лишь дифференциацией различных идеологических подходов, не предлагая нового определения идеологии. Понятие идеологии ими понималось как позитивно (естественное отражение действительности в сознании людей), так и негативно: критиковалось и отвергалось |
Позитивистский и неопозитивистский подходы |
Т. Гайгер | Т. Гайгер вывел формулу: «идеологическими являются те высказывания, которые облачают ценностные суждения, суждения об отношениях чувств (необъективное) в форму объективных высказываний, поэтому они являются не ложными, но и не «легитимными» |
Х. Альберт, К. Поппер | Х. Альберт (представитель критического рационализма) и К. Поппер заявили о трудностях, связанных с различением оценочных высказываний и высказываний о фактах. Под идеологией следует понимать противостоящую рациональной и критической мысли догматизацию и онтологизацию |
Теории тоталитаризма |
Г. Саломон | Критика идеологии и стремления изъять ее из общественной жизни. Идеология, по мнению сторонников тоталитаризма и, в частности, Г. Саломона, является систематизированной формой самых различных предрассудков с тенденцией к максимализму на основе абстрактных принципов |
Американская социологическая и политическая наука послевоенного времени |
Т. Парсонс (положительное отношение к идеологии) | По его мнению, идеология представляет собой систему убеждений (верований), проводимых членами общества, которые ориентированы на ценностную интеграцию общества. Идеология по своей природе призвана координировать социальную ситуацию, развитие и цели общества |
Д. Белл, Р. Арон (отрицательное отношение к идеологии) | Заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию деидеологизации, согласно которой уровень информированности общества растет и потребность в идеологии отпадает. Д. Белл разработал концепцию деидеологизации (получил Пулитцеровскую премию США). Р. Арон назвал одну из глав своей книги «Конец идеологии» |
Реидеологизация (возрождение идеологии) |
Тезис деидеологизации стал предметом жестокого спора и вскоре был опровергнут всем ходом общественного развития. Было логичным сочтено научным сообществом провозгласить о «конце идеологии» |
О. Лемберг (Германия) | «Идеология разгружает и стабилизирует человеческое поведение», дает ему «гибкость и широту вариаций и является для индивида медиумом и инструментом социализации» |
Ж. Эллюль (Франция) | «Только с помощью идеологии можно охватить нечто важное в действительности, разнообразие ее информации» |
Т. Новотны (Австрия) | «В последние годы слишком преждевременно заговорили о конце идеологии… Эти предсказания оказались ошибочными. Нельзя желать оформить общество, проводить политику без представления о том, в каком направлении мы хотим это сделать. Необходима картина достойного, идеального общества. Идеология является необходимой составной частью политики для будущего» |
Функциональный подход (конец XX в.) |
Н. Луман | По-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе в рамках своей знаменитой теории самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. Идеология способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их понимание, и эту же функцию призвана выполнять наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но и дополняют друг друга: идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, наука – путем поиска истины. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества, государства |
| | |