Лекция 18. «Перестройка» и ее итоги
План лекции:
1. Предпосылки, цели и сущность «перестройки».
2. Реформы в экономике и их результаты.
3. Цели и этапы политической реформы.
4. Крах «перестройки» и распад СССР.
1. Уже к концу 70-х годов для части руководства и миллионов простых людей стала очевидна необходимость изменения существующих в стране порядков. Все более увеличивался научно-технический разрыв с Западом, прекратился рост производительности труда. При проверке в 1979 – 1980 гг. технического уровня почти 20 тыс. видов отечественных машин и оборудования оказалось, что не менее трети из них нуждаются в снятии с производства или коренной модернизации.
Обозначился и кризис в социальной сфере. В начале 80-х годов по официальным данным темпы прироста национального дохода уменьшились по сравнению с 1966 -1970 гг. в 2,2 раза, а реальных доходов на душу населения – в 2,8 раза. В обществе развивалась система привилегий партийно-бюрократического аппарата, усиливалась коррупция и казнокрадство, что вело к росту социальной апатии, деформации морали.
Первые попытки преобразования системы предпринял Ю.В.Андропов, осуществив ряд мер по наведению порядка, искоренению коррупции. В целом, его деятельность была встречена в обществе с пониманием, был дан нравственный толчок переменам, но после его смерти генсеком ЦК КПСС стал 72-х летний смертельно больной К.У.Черненко.
В то же время еще при Андропове выдвинулась группа относительно молодых политиков – М.С.Горбачев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, которые были готовы продолжать обновление системы. После смерти Черненко в марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК был избран М.С.Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И.Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Сразу скажем, что освещать этот период гораздо сложнее, чем предшествующие – еще недоступны многие источники, действующие политики навязывают обществу свои собственные оценки событий. Поэтому, с одной стороны, неизбежны неполнота и субъективизм в оценке отдельных явлений и событий, с другой – неоднозначность восприятия этих оценок в обществе, расколотом по политическим пристрастиям и интересам.
Тем не менее некоторые выводы можно сделать. Не вызывает сомнения тот факт, что «перестройка» задумывалась, как курс на совершенствование государственного социализма с тем, чтобы не допустить его распада. Средством избрали осторожное реформирование государственных структур, прежде всего экономики. При этом целостная и проработанная концепция реформ отсутствовала, что отразилось на результатах. Решения новой администрации часто не опережали и направляли общественные процессы, а следовали за ними, с нулевой результативностью. В значительной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной кризиса, охватившего все стороны жизни. Но негативную роль играло и то обстоятельство, что в первые годы не было серьезных политических сил, которые способны были оказывать давление на руководство, заставляя его искать эффективные решения проблем.
В развитии перестройки можно выделить два этапа. 1 – 1985 – 1988 гг., когда все преобразования проводились в рамках социализма;
2 – 1989 – 1991 гг., кризис перестройки, попытки более глубоких преобразований, в том числе и выходящих за рамки социалистической системы.
Во внутренней политике можно выделить два основных направления – преобразования в экономической сфере и изменения государственно-политической системы. Рассмотрим эти направления более подробно.
2. Реформы в экономике прошли в своем развитии несколько этапов. 1 этап – это курс на ускорение социально-экономического развития страны (1985 – 1987 гг.). Рычаги ускорения виделись в трех факторах – научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения, активизации «человеческого фактора». Ставка на энтузиазм, неподкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий, самой крупной из которых стала авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
2 этап начинается летом 1987 г., когда совершился переход к радикальной экономической реформе (1987 -1989 гг.). Были заметно расширены права предприятий, они получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок. Сокращалось число министерств и ведомств, правительство заявило о намерении внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В середине 1988 г. появились законы, разрешившие частную деятельность более, чем в 30 видах производства товаров и услуг. Побочным явлением стала легализация «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство.
Следующим, третьим этапом, стал переход к регулируемой рыночной экономике (1990 – 1991 гг.). Этот период характеризуется началом постепенной демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждения акционерных обществ и банков, развития частного предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций, создания СП.
В целом, экономическая политика отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства. Абсолютное большинство принимаемых законов не работало. Экономическая ситуация ухудшалась: с 1988 г. началось сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Резко усилилась инфляция. Уровень жизни людей стремительно падал, страна перешла на карточки. Все это привело к тому, что с лета 1989 г. в стране начинаются первые забастовки, которые с этого времени постоянно сопутствовали «перестройке».
3. Одновременно с экономическими преобразованиями происходила и политическая реформа. Она проводилась также непоследовательно и беспланово. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны некоторые бывшие государственные деятели. При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А.Н.Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е – начале 50-х гг. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные в тот период. Начался период гласности, была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало всплеск активности населения, возникли многочисленные общественные объединения, на массовых митингах шло широкое обсуждение нового правительственного курса.
Начало глубокой реформы политической системы было провозглашено на Х1Х Всесоюзной партийной конференции (июнь 1988 г.). Она утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей и функций партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.
Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался постоянно действующий Верховный Совет (парламент). Аналогичные государственные структуры создавались и в союзных республиках. В конце 1988 г. был принят закон об изменении системы выборов в Советы: отныне они должны были проводиться на альтернативной основе.
Составной частью политической реформы явилось введение в стране президентского правления (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С.Горбачев).
В марте 1990 г. была отменена ст.6 Конституции о руководящей роли КПСС в обществе. Это явилось стимулом к возникновению новых партий и движений. Время существования многих из них оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. На рубеже 80-90-х гг. в центре политической борьбы за власть оказались партии коммунистической и либеральной ориентации.
4. Но все преобразования в социально-экономической и политической областях не привели к ожидаемым результатам. Наоборот, к концу 80-х гг. стало ясно, что «перестройка» зашла в тупик. Как уже было сказано выше, экономический спад привел ко всеобщему дефициту, переходу страны на карточную и талонную систему. Самое главное – стремительно падал моральный авторитет Горбачева. В стране началось массовое забастовочное движение – в марте 1991 г. бастовало 542 предприятия.
Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызвала недовольство в республиках. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.), которые выступали за выход из состава СССР.
Весной-летом 1990 г. начинается так называемый парад суверенитетов, т.е. приоритет местных законов над союзными. В мае 1990 г. Б.Ельцин, вопреки усилиям центральных властей, был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Одним из первых его шагов стало принятие 12 июня 1990 г. декларации о суверенитете, провозгласившей приоритет республиканского законодательства над союзным. Тем самым был сделан еще один шаг к развалу СССР.
В этих условиях в апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры М.С.Горбачева с руководителями девяти союзных республик о подписании нового союзного договора. Накануне, в марте, состоялся референдум по вопросу о сохранении единого государства. Из 185,6 млн. избирателей голосовало 148,6 млн., из них 76,4% высказались за сохранение СССР.
Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. Но текст этого договора только углубил раскол в обществе. В нем резко ограничивались права центра (только оборона, финансы, внутренние дела, в урезанном виде – налоговая и социальная политика оставались за центром, все остальное переходило в ведение республик). Противники нового договора справедливо опасались, что это вызовет распад единого народно-хозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса.
В ночь на 19 августа группа государственных деятелей, сторонников сохранения СССР, объявила о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, заявив об отстранении Горбачева от власти по состоянию здоровья. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в стране до 1985 г.
Сопротивление ГКЧП возглавило руководство России во главе с Б.Ельциным, уже 22 августа его члены были арестованы. Указ Б.Ельцина от 23 августа прекращал деятельность КПСС. События 19-22 августа приблизили распад СССР, который состоялся 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, где президенты трех республик – России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Белоруссии (С.Шушкевич) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза.
Таким образом, «перестройка», задуманная с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стал распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода в истории Отечества. Каждая из бывших союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В России эти задачи предстояло решать президенту Ельцину и поддерживающим его силам.
Логические упражнения
1. Что заставило руководство Горбачева начать преобразования?
2. Какие новации предложил Горбачев в политике и экономике?
3. Укажите основные проявления и причины кризиса перестройки?
4. Можно ли было сохранить Советский Союз?
Список литературы
1. Жуков В.И. Реформы в России: 1985 – 1995 гг. – М., 1997.
2. Согрин В. Политическая история России: 1985 - 1994. – М., 1994.