Уровни функционирования политической идеологии

Будучи составной частью сознания социальных субъектов, идеология также есть многоуровневый феномен. В отечественной политической науке утвердилось представление, согласно которому политическая идеология имеет теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденный уровни своего проявления. В данном подходе яв­но просматривается аналогия с выделением теоретического, эмпирического и обыденного уровней политического созна­ния. Такое структурирование политической идеологии пред­ставляется вполне правомерным, поскольку она есть часть по­литического сознания. В чем специфика функционирования идеологии на каждом из указанных уровней?

Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, до­клады, диссертации и т.п. — в которых с применением научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Данный уро­вень идеологии представлен в виде теорий, концепций, учений или доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности и представления о необходи­мых ее преобразованиях исходя из интересов и идеалов опреде­ленного слоя, класса, нации или государства. На данном уровне формулируются общие принципы политической деятельности социальных субъектов, обосновываются их социально-полити­ческие устремления, пути и способы их реализации. Именно в создании такого рода литературных сочинений обычно видят назначение ученых-обществоведов и именно этот уровень чаще всего и воспринимается как собственно идеология. По сути де­ла, это уровень политической философии данной социальной группы, выражающей ее основные ценностные ориентации, идеалы и принципы.

На программно-политическом уровне общие идейные принци­пы и политические установки трансформируются в политиче­ские программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется, как правило, в форме различного рода политических документов — программах, манифестах, резо­люциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. Программно-политический уровень функционирования идеологии, как правило, восприни­мается как необходимая составляющая собственно политиче­ской деятельности, которая проявляется в поиске путей реше­ния конкретных задач социально-политической жизни. На этом уровне идеология становится предметом политической пропа­ганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизи­онные передачи и рекламу, учебники и произведения искусства.

Следует подчеркнуть значение политической программы как непременного компонента политической идеологии. Иног­да понимают программу как систему запланированных дей­ствий и целей, как «документ», «источник», содержащий описа­ние данных действий. Однако политическую программу следу­ет понимать гораздо шире. Она формулирует общественные це­ли, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к поведе­нию своих сторонников, благодаря чему идеология распростра­няет свое воздействие не только на интеллектуальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии по уровням, направле­ниям, принципам, средствам и методам действия.

На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивно­сти) ее носителей. Для данного уровня функционирования идеологии характерно образно-ассоциативное восприятие со­циально-политической действительности, в чем проявляется культурная специфика данного социального субъекта. Понятия, С которыми работают ученые-обществоведы, широкими катего­риями населения в качестве форм осмысления существующей действительности используются редко. На житейском уровне со­циально-политические явления оцениваются главным образом через систему сопряженных между собой образов-представле­ний (например, сопоставления происходящих событий и дей­ствующих лиц с фольклорными или хорошо известными литера­турными сценами и персонажами). В совершаемых участниками политики практических действиях и поступках проявляются ха­рактер их воззрений и мера идейной убежденности.

На обыденном уровне сознания и самому термину «идеоло­гия» зачастую придается иронический смысл, а люди, генериру­ющие политические идеи, воспринимаются едва ли не как об­манщики или шарлатаны. Как уже отмечалось, начало этой тра­диции положил в свое время Наполеон, который пренебрежи­тельно называл своих политических противников «идеологами», обвиняя их в том, что под маской радужных идей они скрывают свои истинные устремления. И ныне многие люди понимают идеологию не иначе, как ложные, иллюзорные представления, противоречащие здравому смыслу и реальным потребностям жизни. Это обусловлено главным образом тем обстоятельством, что противостоящие друг другу социальные субъекты стремятся абсолютизировать собственную систему политических идей, представить ее самой или единственно разумной, а идеи своих противников как ложные и более того - общественно опасные. Такие усилия, как правило, не остаются полностью безрезультат­ными, поскольку любая идеология, как писал К. Манхейм, со­держит в себе феномены, которые соответствуют «целой шкале определений — от сознательной лжи до полусознательного инс­тинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана» [35]. К тому же, будучи формой сознания, идеология также исто­рична как по содержанию, так и по способам своего выраже­ния. Социально-политические ценности и идеалы, которые лю­дям одной исторической эпохи кажутся вполне естественны­ми, разумными и ясными, людям другой эпохи представляются противоестественными, фантастическими и туманными. Ис­тинность и действительность любой идеологической конс­трукции относительны, т.е. ее наличное содержание, как и формы его выражения, изначально обречены на то, чтобы стать с течением времени предметом критики и отрицания, а следовательно, иронии и осмеяния.

Наши рекомендации