Порядок совершения валютных операций, связанных с движением капитала

Валютные операции, связанные с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, не относимые к текущим:

-приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

-приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

-переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

-расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

-предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

-иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям.

Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка, если иное не установлено настоящим Законом или Президентом Республики Беларусь. Для осуществления указанных валютных операций нерезидентами получения разрешений Национального банка не требуется.

На проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи) разрешение Национального банка требуется только в случаях:

· приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

· приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

· приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по зак-ву РБ к недвижимому имуществу;

· размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

· предоставления займов на срок, превышающий 180 дней.

Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, ФЛ - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более 1года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение ЮЛ - резидентами и ИП - резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

· осущ-ние платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на тер-рии РБ и относимого по зак-ву РБ к недвижимому имуществу, либо прав на него;

· осущ-е расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деят-ти, с получением отсрочки на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой инф-ции, исключительных прав на результаты интеллектуальной деят-ти на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту;

· осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с получением отсрочки на оплату товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· осущ-е расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами РБ и относимого по зак-вуРБ к недвижимому имуществу;осущ-е переводов иностр-й валюты, бел рублей в качестве членских взносов в связи с участием в м/норг-циях;осущ-е операций с ЦБ, выпущенными резидентами;осущ-е вкладов нерезидента в иностр валюте, бел рублях либо в ЦБ в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в уставный фонд ЮЛ - резидента в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;привлечение средств под гарантию Правительства Республики Беларусь на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств;привлечение средств в рамках межправительственных соглашений на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств;осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга, не указанных в абзацах девятом, десятом и одиннадцатом части пятой настоящей статьи;осуществление операций, для которых Нац банком установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения.

Порядок проведения расчетов по текущим валютным операциям и валютным операциям, связанным с движением капитала, устанавливает Национальный банк



ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Основными направлениями валютного контроля являются:

-определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

-обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через там-ю границу РБ;

-предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;

-проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

-анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет гос-го контроля Гос-ный таможенный комитет, если иное не определено Президентом РБ.

Совет Министров как орган валютного контроля определяет компетенцию РОГУ и иных гос организаций, подчиненных Правительству РБ, обл-х (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осущ-я ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции.

Национальный банк осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции.

Комитет государственного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции.

Государственный таможенный комитет ля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу РБ валютных ценностей, а также другие функции.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

-проводить в установленном зак-вом порядке проверки осущ-я резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

-осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

-получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

-приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

-применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;

-осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.

Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля подлежат предварительному согласованию с Советом Министров РБ, Национальным банком и Комитетом гос-го контроля.

Агентами валютного контроля в РБ являются РОГУ и иные гос-е организации, подчиненные Правительству РБ, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

РОГУ и иные гос-е организации, подчиненные Правительству РБ, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Наши рекомендации