Теологическая и патриархальная теории о происхождении государства и права
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.
Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.
Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.
Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.
110. Теория государства и права и проблема преодоления идеологизации современной юридической науки.
ТГП относится к общественным наукам. Ее можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений. Идеология - система взглядов и идей, отражающих совокупность социальных, в первую очередь, экономических отношений, влияет не только на развитие теории, но программирует политическую и иную социальную деятельность как широких народных масс, их организованных слоев и групп, так и отдельной социально активной личности. Проблемы возникновения и закономерностей развития государства и права во все времена и у всех народов вызывали и продолжают вызывать острые, порой непримиримые споры.
Во-первых, - это причины глубинного экономического характера. Во-вторых, - это социально-политические причины.
Третья группа причин - разночтения многих положений теории государства и права - вытекает из сложности и безграничности собственно процесса познания, его связей с практикой, жизнью общества.
В-четвертых, дискуссионность вопросов о происхождении, сущности и формах государственно-правовых явлений предопределяется различиями в подходах, мировоззренческих позициях, философских установках авторов.
В-пятых, - это причины социально-личностного характера, наиболее сложные в своей субъективности.
Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Также это относится и к ТГиП, поскольку государственно-правовая теория самым непосредственным образом связана с политической жизнью общества, участвует в формировании господствующей в обществе идеологии.
Современная отечественная наука ТГиП в своем развитии прошла сложный путь в общем русле мировой науки от ранних философских воззрений на госуд-правовые явления, через зарубежные школы философии права, политологию права, энциклопедию права, общую теорию права российских философов и ученых юристов рубежа 19-20 веков, период безраздельного влияния на советскую юридич. науку марксистско-ленинской теории ГиП. Наряду с марк-ленинскими взглядами на ГиП всегда существовали и существуют немарксистские политико-правовые теории. В течении последнего десятилетия происходит эволюция отечественной ТГиП от ее Марк-ленинск содержания и формы (особенно в описании государства к более широко представленным взглядам и направлениям в изучении ГиП). Этот процесс характеризуется объективными изменениями в обществе. Произошло обогащение ТГиП новыми знаниями о происхождении ГиП, сочетании классового и общечеловеческого в сущности ГиП. Появились новые знания о функционировании и эволюции соц-х государств. По новому осмысливаются буржуазные государства. Также появились новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятнее демократическая ценность конституционной законности и верховенства закона. По-новому встал вопрос о социальномм правовом государствеве как одной из перспективных целей развития русской государственности. По другому выглядит и проблематика законности, прав и свобод человека, приоритет прав личности над правами коллектива - государства, нации. Современное состояние общей ТГиП в отличие от первого периода последнего десятилетия характеризуется некоторой стабилизацией и отходом от попыток замены ее философией или энциклопедией права. ТГиП на современном этапе представляет собой социологическое истолкование ГиП, поскольку в основном изображает объективную диалектику государственно-правовой действительности, ее реального развития и преобразования. Вместе с тем ТГиП все в большей мере стала уделять внимание тому, какими путями, методами и способами происходит само познание государственно-правовых явлений. Происходит формирование нового направления внутри самой науки общей ТГиП, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания государственно-правового бытия. Переживаемый сейчас этап может оказаться очень плодотворным для многих направлений государствоведения и правоведения.
111. Теория государства и права как наука, её объект и предмет исследования.
Понятие "Теория государства и права" рассматривается в двух значениях (смыслах): широком и узком. В широком понимании - это все учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как: юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как один из видов юридической науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности. Эти закономерности и составляют ее предмет. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи. Важно уметь отличать ее предмет от предмета иных юридических наук:
- общеисторических наук о государстве и праве (история государства и права, история политических и правовых учений);
- отраслевых юридических наук (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и других);
- специальных юридических наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других).
В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.
Объектом общей теории права и государства является государство и право в целом вне всякого познания закономерностей их бытия. Объект есть непознанный предмет. Необходимость выделения объекта общей теории права и государства продиктована следующими обстоятельствами: во-первых, объект очерчивает круг вопросов, подлежащих научному исследованию, во-вторых, позволяет провести черту, отграничивающую пределы общей теории права от иных социальных гуманитарных наук, в третьих, на начальном этапе познавательной деятельности позволяет определиться с выбором методов исследования и познания.
Предмет общей теории права и государства — это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права, государства, государственно-правовых процессов и явлений в предметной взаимосвязи с иными комплексными закономерностями (простыми и сложными), социально-экономическими, нравственно-этическими, религиозными, политическими.