Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Гражданские и правовые основы современного государства
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим.
Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.
Спецификаконституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.
Придуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).
Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную (полупрезидентскую).
Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная (полупрезидентская) республика | |
Способ формирования и подотчётность правительства | Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы. | Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. | Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. |
Роль главы правительства | Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. | Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. | Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства. |
Роль и функции правительства | Правительство осуществляет исполнительную власть. | ||
Роль и функции парламента | Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства). | Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. | Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента. |
Роль и функции главы государства (президента) | Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функциями, политический вес невелик. | Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков. Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. | Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Президент вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент. |
Примеры государств | Италия, Германия, Ирландия, Турция | США | Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь. |
Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основными формами государственного устройства являются:
1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:
- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
- единая система высших органов государственной власти;
- единое гражданство;
- централизованная судебная и правовая система;
- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.
2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:
- единое социально-экономическое пространство;
- единая валютно-денежная система;
- федеральное гражданство;
- федеральная конституция;
- федеральные органы власти и управления.
Специфические черты субъектов федерации:
- наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
- субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;
- между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;
- субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.
Конфедеративные союзы, как правило, либо предшествуют образованию федераций, либо распадаются на ряд суверенных государств, когда достигнуты или утратили актуальность цели объединения. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.