ГЛАВА VII. Краткий очерк отечественного востоковедения
Отечественное востоковедение являлось неразделимой частью единого европейского востоковедения в целом. В России в 50-х годах XIX в. был создан единый центр востоковедческих исследований – факультет восточных языков в Петербургском университете, который давал своим выпускникам широкое академическое образование с прекрасной филологической подготовкой. Данный факультет комплектовался первоклассными учеными. Одаренные выпускники получали возможность в течение нескольких лет совершенствовать свои знания у лучших ученых Европы, работать в архивах, музеях, библиотеках, участвовать в длительных командировках в изучаемые страны. Таким образом, укреплялось международное сотрудничество, русские ученые публиковались в ведущих научных журналах Европы, выступали с докладами на самых авторитетных конференциях.
Истоки русского востоковедения начинаются еще в средневековье. Достаточно вспомнить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.) или описание путешествия в Китай монаха Спафария (XVII в.). Нужно сказать, что русское китаеведение имеет давние традиции. У его истоков стоял известный знаток древней истории Китая Николай Яковлевич Бичурин (1777-1853). Приняв постриг под именем монаха Иакинфа, он возглавил в 1807 году православную духовную миссию в Пекине. Бичурин составил первый русско-китайский словарь. Для него характерен, прежде всего, глубокий, уважительный интерес к культуре и быту китайцев, к их корням. После четырнадцати лет пребывания в Пекине он вернулся в Россию и написал несколько трудов, посвященных китайскому государству [2].
В первой половине XIX в. развитие востоковедения шло в России интенсивно. Создавались востоковедные кафедры и отделения в Москве, Казани, Петербурге, Одессе и других городах. На этом этапе накопление знаний о древневосточной истории имеет коллекционно-описательный характер. Создаются как государственные, так и частные коллекции восточных древностей. Это, прежде всего, Кунсткамера, Эрмитаж, Публичная библиотека, Азиатский музей Академии наук, собравший колоссальные коллекции и солидную библиотеку, превратившись впоследствии в настоящее научно-исследовательское учреждение. Одновременно усилиями А.Норова, А.Прахова, Н.П.Лихачева и др. историографов создаются крупные собрания памятников истории Древнего Востока.
Во второй половине XIX в. Россия приняла активное участие в борьбе за раздел мира – в Средней Азии и на Дальнем Востоке. В это время усилились контакты с Индией и Китаем, проводились первые научные экспедиции в эти страны. Постепенно в востоковедении утвердились навыки критического анализа источников, систематического ведения археологических раскопок, научного описания и публикации памятников, т.е. наука освободилась от дилетантизма, зародилось профессиональное отношение к изучению древней истории в конкретных дисциплинах.
Развитие отечественного востоковедения происходило по двум главным направлениям:
- изучение Востока в области филологии на уровне сравнительно-исторического языкознания;
- история стран Востока, базировавшаяся на глубоком знании первоисточников.
Историки Древнего Востока работали по трем главным линиям – гражданская история, история культуры, история религии народов Востока. Одновременно усилиями сотрудников Русского археологического общества: Н.И.Веселовским, Н.Я.Марром и А.Орбели и др. историками – были развёрнуты планомерные раскопки древностей в различных районах огромной Российской империи: в Закавказье, Средней Азии, Северном Кавказе. Раскопки проходили на высоком научном уровне. Важнейшее значение имела публикация в 50-70 гг. XIX в. многотомных Петербургских словарях санскрита («Петербургских», изданных в России по распоряжению Академии наук). Вторая половина XIX в. ознаменовалась превращением отдельных отраслей изучения Древнего Востока в профессиональную науку. В 70-80 гг. была сформирована национальная школа ориенталистики, давшая миру на рубеже веков блистательные имена великих ученых.
Рождение отечественной египтологии связано с именем Владимира Семеновича Голенищева (1856 –1947). Наряду с Б.А.Тураевым, он был одним из основателей и наиболее признанных авторитетов школ египтологии и ассириологии в России и мире, один из основателей каирской египтологической школы. Владел 13 языками. Родился в семье богатого купца и получил прекрасное образование. Древним Египтом он увлёкся в юношеские годы. В 14-летнем возрасте Владимир Семёнович приобрёл свой первый древнеегипетский памятник, положивший начало его знаменитой коллекции. В возрасте восемнадцати лет, будучи студентом Петербургского университета, опубликовал три небольшие статьи в журнале, издававшемся знаменитыми египтологами Р.Лепсиусом и Г.Бругшем. В 1880 году В.С.Голенищев был зачислен на службу в Эрмитаж. Здесь он начал работу по каталогизации, реставрации и исследованию древнеегипетских памятников. До него этим никто не занимался, и никто точно не знал, что же из египетских древностей хранилось в Эрмитаже. Владимир Семёнович сделал открытие, прославившее его как египтолога. Он нашёл прекрасный папирус с иератическими письменами. В результате своих исследований выяснил, что папирус состоит из двух литературных произведений. Папирус этот содержал «Поучение царя сыну Мерикара» и «Пророчество Неферти», вошедшие в список известнейших произведений Древнего Египта. Спустя год он сделал ещё одно потрясающее открытие масштаба мировой египтологии, открыв ещё один прекрасно сохранившийся папирус. Который датировался эпохой Среднего царства и содержал текст, который впоследствии получил название «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».
В 1884–1885 годах Голенищев проводил свои эпиграфические исследования в Вади-Хаммамате, которые сам же и финансировал, а после опубликовал их результаты.
На протяжении следующих 25 лет он совершил более 60 поездок в Египет и собрал коллекцию более чем из 6000 египетских предметов, среди которых наиболее известны: Московский математический папирус, Папирус с записью «Путешествия Уну-Амона», Фаюмские портреты.
Его коллекция разрасталась, и Голенищев старался сделать собственные памятники древности доступными своим коллегам. Он скупал папирусы, участвуя в раскопках в Египте. В 1908 году, оказавшись на грани разорения, он вынужден был продать свой музей. Его коллекцию приобрёл Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В 1913 году он покинул Россию навсегда. Признанием великих заслуг русского ученого стало избрание его по конкурсу заведующим кафедрой египтологии в Каирском университете[27].
Во 2-й половине XIX в. были заложены основы отечественной ассириологии. Но открытие первых клинописных текстов и археологических памятников было связано с именем профессора Петербургского университета В.Диттеля (1816–1848). Путешествуя по передней Азии, он открыл несколько ранее неизвестных надписей на гробнице Дария I в Накши-Рустаме. На холме Нимруд Диттель произвел небольшие раскопки и нашел клинообразную надпись, о чем стало известно Лейярду, которому и суждено было раскопать город Кальху.
Другой выдающийся ассириолог Владимир Каземирович Шилейко (1891–1930) известен как поэт и переводчик. Первым в истории русской литературы стал переводить аккадские и шумерские литературные тексты с оригинала. Перевёл с аккадского текст «Сказания о Гильгамеше», который вошёл в две рукописи «Ассиро-вавилонский эпос» и «Гильгамеш». К сожалению, обе рукописи не были опубликованы при его жизни. Издание «Ассиро-вавилонского эпоса» в силу разных обстоятельств осуществилось лишь в 2007 году. Перевод «Гильгамеша» был похищен с ленинградской квартиры ещё при жизни Шилейко, когда он пребывал в Москве. Им были установлены основные правила аккадского стихосложения. В.К.Шилейко принадлежат поэтические переводы гимнов, заговоров, эпических фрагментов, памятников религиозно-этической литературы, а также ритмизованные переводы шумерских царских надписей и вавилонских гадательных текстов. В архиве ученого сохранился и перевод шумерского религиозного гимна о строительстве храма в Лагаше. Написал очерк истории Шумера, основанный на самостоятельных исследованиях и, по мнению И.М.Дьяконова, остававшийся лучшим изложением этой истории в мировой науке до Второй мировой войны. За эту работу Шилейко получил в 1916 году большую серебряную медаль Российской академии [31].
Изучением древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, занимались многие учёные, в том числе И.М.Волков. В своей работе «Законы вавилонского царя Хаммурапи» он обобщил ранее изученные материалы и более полно и точно описал основные положения законника. И.М.Волков перевел на русский язык законы Хаммурапи и дал к ним подробный комментарий (1914 год). Книга была посвящена памятнику первостепенной научной важности, древнейшему из сохранившихся законодательств. По сегодняшним меркам древнейшие законодательства могут показаться недоработанными, несовершенными, но они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства, и чем совершеннее было государство – тем совершеннее были законы [4].
Лучшие традиции отечественной ассириологии легли в основу советской историографической школы, которая получила своё развитие после Октябрьской революции на базе методологии исторического материализма.
Русские исследователи внесли свою лепту и в становление хеттологии, обследовав важные хеттские памятники. Но наиболее существенный вклад принадлежал русским урартологам. С 1862 года интенсивно накапливался эпиграфический материализм из Закавказья. Составлялись своды урартских надписей. Когда в 1915–1917 годах русские войска находились на территории турецкой Армении, российские исследователи вели интенсивный сбор урартского материла. В 1916 году Иосиф Абгарович Орбели (1897–1961), в будущем академик и директор Эрмитажа, открыл в нише Ванской скалы самую крупную из известных урартских надписей – летопись царя Сардури II. Основные исследования И.А.Орбели были посвящены кавказоведению, истории средневековой культуры Ближнего Востока. Особенную ценность представляют его исследования по сасанидской и сельджукской культурам. Со студенческих лет участвовал в археологическом изучении средневекового города Ани. Вёл раскопки в районе озера Ван (1916 г., Турция) и в Армении (1929, 1936 гг. и позднее). Ряд работ Орбели посвятил средневековой культуре, армянской эпиграфике, народному эпосу, курдскому языку, архитектуре Грузии и Армении. Орбели вёл большую педагогическую работу и создал школу советских кавказоведов, для которой характерно сочетание работы в области материальной культуры и филологии [16].
С 80-х годов проводились раскопки и археологических памятников, в которых принимали участие А.С.Уваров, А.А.Ивановский, И.А.Орбели, Н.Я.Тарр, П.Ф.Петров и др. учёные.
Наиболее значительные успехи в изучении индийской философии связаны с именем Федора Ипполитовича Щербатского (1866–1942) – крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классической индийской философии. Он создал двухтомную «Теорию познания и логики». Доказал значимость роли буддистов в развитии индийской философии, отсюда пошла необходимость изучать буддийскую и индуистско-брахманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках индийской философской традиции.Особо значителен вклад Ф.И.Щербатского в изучение буддийских систем виджнянавада (йогачара) и мадхъямика, индуистской системы ньяя. Разработанный им «философский» метод перевода предполагал, что индийские философские идеи должны передаваться преимущественно в терминах европейской философии.Федор Ипполитович создал блестящую школу индологов и тибетологов, которая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. В последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением индийской философии, вынашивая лишь грандиозные планы, немногие из которых были осуществлены в советский период его жизни [11].
Отечественная наука практически во всех областях востоковедения была представлена блестящими именами крупных ученых, вокруг которых группировалась талантливая молодежь. В нашей стране развивались научные школы в разных областях и конкретных дисциплинах ориенталистики.
Подобным образом развиваются и набирают оборот исторические науки, где складываются национальные школы, проводятся исследования многих аспектов древности их жизни, истории, религии и культуры всех периодов истории древнего Востока.
Заключение
История Древнего Востока предстала перед нами как история значительной части человечества на первом этапе его существования в рамках цивилизации. Несмотря на всю этнокультурную пестроту древневосточных обществ, многочисленные народы Востока имели общие судьбы. Они все шагнули из первобытной эпохи на более высокую ступень цивилизационного развития, а затем последовательно прошли сложный путь от зарождения к зрелым формам древних цивилизаций. Общие закономерности исторического процесса были обусловлены природно-исторической средой обитания на Востоке. Кроме того, практически все древневосточные цивилизации существовали в зоне субтропического климата.
Типологически однородной была и социальная структура, устойчиво сохранявшая архаические черты с резким разделением на знать, как правило, родовитую, обладавшую властью и богатством, и простолюдинов. Несмотря на наличие городов, на Древнем Востоке основой жизнедеятельности выступало сельское хозяйство и сельская община, во многом предопределившая медленный эволюционный процесс развития и сохранение традиционных форм жизни.
Общим фоном древневосточной истории стало возникновение деспотии в рамках речных долин. Для древневосточных деспотий характерна абсолютная власть монарха и сакрализация его личности, доходящая порой (как в Египте и Китае) до обожествления. Влияние этой формы политического устройства на соседние государства было столь значительным, что черты деспотии в той или иной мере проявились во многих древневосточных царствах. Это привело к особой форме взаимоотношений между правителем и обществом, встречающейся только на Древнем Востоке. Ее главная особенность заключается в том, что при наличии правовых систем подданные не имели нормальных правовых гарантий защиты от монарха.
Специфически древневосточной чертой является и слабое развитие частной собственности вплоть до заключительного этапа древней истории, что порождало широкий спектр различных форм зависимости и подневольного труда. На Древнем Востоке сложились самые примитивные и порой грубые формы эксплуатации подневольных рабов, ими были как соплеменники, так и захваченные в плен иноземцы. Внеэкономическое принуждение, выступавшее в различных формах контроля как физического, так и идеологического, было господствующим во всех цивилизациях Древнего Востока, что, впрочем, не мешало существованию многообразных хозяйственных укладов, среди которых рабовладельческий не был ведущим и структурообразующим [1].
Соотношение государственной и частной эксплуатации вообще было самым болезненным социально-экономическим вопросом для любого древнего общества. Потому как всякая эксплуатация может быть социально полезна только в той мере, в какой изъятый с ее помощью продукт вкладывается затем в торговлю, производство, политическое и культурное обеспечение общества, т.е. в сферы жизни, полезные в конечном счете для всей страны.
Общими чертами характеризуется и духовная жизнь общества на Древнем Востоке. Отличительной особенностью большинства древневосточных культур являлось внешне парадоксальное сочетание крепости и заглавной роли иерархических и корпоративных отношений в социальном быту с довольно высоким уровнем личного сознания и индивидуализации. Соответственно, на первый взгляд социальные установки воспроизводят «коллективизм», а тексты отражают «индивидуализм». В действительности речь идет о специфических взаимоотношениях личности и общества, не схожих ни с античными, ни с феодальными. Это обеспечивало устойчивость традиционных форм культуры. Духовный расцвет древних цивилизаций Востока был связан с мифологической картиной мира, которая не исключала накопления обширных научных знаний и появления интересных изобретений.
Но, помимо общего, типологически однородного, каждая цивилизация продемонстрировала непохожий на другие исторический путь развития. На протяжении многих тысячелетий народами Древнего Востока были испробованы различные пути и варианты развития жизни и деятельности. Своеобразная социально-экономическая модель формировала адекватную ей политическую модель устройства. В истории государства, его взлетах и падениях наиболее ярко проявлялось своеобразие и уникальность исторической судьбы каждого народа. Свои коррективы в пути и темпы развития древневосточных цивилизаций вносил и материал, из которого изготавливалось орудие труда, и то, какое оружие освоило общество.
Наиболее наглядно особенности историко-культурного развития каждой цивилизации отражали многообразные системы письменности, созданные на Востоке на протяжении многовекового развития. Благодаря которым были зафиксированы все стороны активной, богатой и многосторонней духовной деятельности общества цивилизаций Древнего Востока.
В каждой цивилизации была создана уникальная и многообразная по жанрам литература. Яркие образы, богатый язык отражали этнокультурную неповторимость народов Востока. Еще более яркое своеобразие каждой цивилизации, и ее культуры передавала архитектура, своеобразно отразившая господствовавшие в обществе духовные представления и ценности. Неповторимые архитектурные формы дворцов, храмов и гробниц через тысячелетия сохранили в себе достижения гениальных творцов древних цивилизаций.
Народы Древнего Востока первыми вступили на путь цивилизационного развития и оказали огромное влияние на своих соседей. Именно они стали основателями материальной и духовной культуры, и именно они предопределили дальнейший ход истории человечества.
Список литературы
1. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Сочинения. – Т.IX. – СПб., 1925. – 232 с.
2. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3-х тт. – М.: Наука, 1950. – Т.2. – 328 с.
3. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) / Л.С. Васильев // Альтернативные пути к цивилизации. – М.: Логос, 2000. – 368 с.
4. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. – М., 1914. – 82 с.
5. Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 759 с.
6. Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков. – М.: Вече, 2002. – 448 с.
7. Густерин П.В. Египетский музей. История создания / П.В. Густерин // Мир музея. – 2011. – № 6. – С. 45-48.
8. Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше // Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / пер. с аккадского И.М. Дьяконова. – М.-Л.: Академия наук СССР, 1961. – С. 91-143.
9. Журавлев, А.Ф. Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии: Электронный ресурс / А.Ф.Журавлев, Ж.Ж. Варбот. Режим доступа: http://etymolog.ruslang.ru/
10. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания) / пер. с польск. Д.С. Гальпериной; предисл. В.А.Якобсона. – М.: ГРВЛ, 1989. – 415 с.
11. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянского. – М.: Республика, 1996. – 576 с.
12. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. – 2-е изд. – Ч.I. – М.: НОРМА, 1996. – 480 с.
13. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под науч. ред. д-ра философ. наук, проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.
14. Крамер С.Н. История начинается в Шумере / пер. Ф. Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В.В. Струве. – М.: Наука, 1965. – 256 с.
15. Ларионова И.Л. Древневосточные цивилизации: учеб.-метод. пособие по курсу «Россия в мировой истории» / Московский государственный институт электроники и математики. – М.: МГИЭМ, 1998. – 29 с.
16. Логунова М.О. Орбели Иосиф Абгарович – человек, ученый, общественный деятель. К 125-летию со дня рождения / М.О. Логунова // Четырнадцатые Петровские чтения: материалы Всерос. науч. конференции 21-22 ноября 2012. – СПб.: Петровская академия наук и искусств, 2012. – С. 228-232.
17. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока: учебное пособие. – Томск: Томский университет, 2003. – 143 с.
18. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: хрестоматия. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 607 с.
19. Масперо Г. Древняя история народов Востока / пер. с VI-го фр. изд. – 2-е изд. – М.: ТИПОЛИТОГРАФИЯ, 1903. – 714 с.
20. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / пер. с англ. М. Н. Ботвинника – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Наука, 1980. – 408 с.
21. Павленко Ю.В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути / Ю.В. Павленко. – М.: Логос, 2000. – 386 с.
22. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. История мировой культуры: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 975 с.
23. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М.: Наука, 1970.–225 с.
24. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). – М.: Современные тетради, 2003. – 776 с.
25. Советская историческая энциклопедия (в шестнадцати томах) / главный редактор Е.М. Жуков / Советская историческая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Т. 6. – 8279 с.
26. Струве В.В. Выдающийся русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств / Из архива ГМИИ. Вып. 3. – М., 1987. – 285 с.
27. Тураев Б.А. История Древнего Востока. – Минск: Харвест, 2002. – 752 с.
28. Февр Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1990. – 627 с.
29. Фридрих Мейнеке. Возникновение историзма. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 147 с.
30. Шампольон Ж.Ф. Дешифровка египетских иероглифов: Сб. статей/ Институт востоковедения АН СССР; отв. ред. И. С. Кацнельсон. – М.: Наука, 1979. – 140 с.
31. Шилейко В.К. Ассиро-Вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков / Изд. подготовил В. В. Емельянов. – СПб. Наука, 2007. – 641 с.
32. Die Geschichte des Altertums im Spiegel der sowjetischen Forschung. Darmstadt, 1980.
Глоссарий
Антропоморфизм– очеловечивание, наделение человеческими качествами предметов и явлений природы, небесных тел, мифических существ, животных.
Анимизм – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Архаический – древний, относящийся к далёкому прошлому, древнейший период, предшествовавший возникновению цивилизации.
Архантроп – древнейший человек.
Ассириология –комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая языки, письменности, культуры и историю Ассирии, Вавилонии и Месопотамии; в широком смысле – совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью, восходящей к древнейшей шумерской пиктографии.
Варны – термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества. Понятия «Варны» и «касты» стали восприниматься как синонимы.
Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.
Востоковедение –ориенталистика, исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока, под которым имеют в виду страны Азии и частично Африки.
Гипостиль – колонный зал, техника углубленного рельефа, при которой изображение лежит ниже плоскости фона или на одном уровне с ним, а линии контура врезаны вглубь. Рельеф практиковался в древнем Египте.
Гуру – учитель-наставник в овладении учением определённой школы брахманизма-индуизма.
Детерминизм – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
Джаджмани – традиционный элемент взаимодействия каст внутри сельской общины в сфере обмена услугами.
Джати– двузначный термин индийской философии, означающий: род как класс индивидов; псевдоответы как невалидные средства диспута, составляющие пятнадцатую категорию ньяи.
Дихотомия – раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия.
Додинастический период – период правлений царей от начала правления царя Тота до начала правления Первого фараона Древнего Египта Менеса. Последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.).
Европоцентризм – научная тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории.
Египтология –комплексная наука, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Древнего Египта; является отраслью востоковедения.
Иерархия – порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах.
Ирригация -искусственное орошение земель для ускорения роста и созревания растений.
Историография –в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе.
Кенатаф – ложная гробница – погребальное сооружение, не содержащее тела умершего.
Кутии – горные племена, обитавшие в районе Загроса на стыке Верхней Месопотамии и Иранского нагорья. Вероятнее всего принадлежали к кавказской языковой семье. В XXIII в. до н.э. кутии господствовали в Нижней Месопотамии.
Легизм – школа «законников», одно из философских направлений в Древнем Китае, исходившее из идеи всесильного государства и неукоснительного исполнения законов.
Надобщинные управленческие структуры – государства, имевшие достаточно сложные организационно-управленческие структуры и выполнявшие самые различные административные функции, имели доклассовый характер.
Нарративные источники – рассказ; источники, историческая действительность в которых отражается через призму личных наблюдений автора.
Ном – наименование округа в древнем Египте.
Номарх –правитель нома.
Ориенталистика – востоковедение.
Осирические статуи – канонизированный тип изображения фараона в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками и с его атрибутами –жезлом и плетью, но при этом с портретными чертами данного фараона.
Палермский камень –осколок плиты из черного диорита (43,5×25 см), на котором имеется надпись о пяти первых династиях царей Древнего Египта (3000–2400 гг. до н.э.).
Персепольские надписи – группа трехъязычных клинописных документов (на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках), по содержанию сходных с надписями на египетском Розеттском камне. Скопированы итальянским купцом, путешественником Пьетро делла Баллесо, со стен Персепольского дворца персидского царя Дария.
Пиктография – древнейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.
Пилон – массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.
Протогосударства – самые ранние государственные формы, складывались в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае – еще в IV-III тысячелетии до н.э.)
Розеттский камень— каменная плита из гранодиорита, давшая ключ к дешифровке египетской письменности.
Сераб –святилище для заупокойных статуй умерших в гробнице Египта.
Социогенез – процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества.
Терракота – разновидность неглазурованной керамики, изделий из красной или желтовато-бурой железистой глины с пористой, матовой поверхностью.
Тотемизм – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).
Упанишады – индийские прозаические и стихотворные религиозно-философские трактаты, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк.
Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества.
Урей – эмблема египетских фараонов, изображение кобры на головной повязке.
Фетишизм – культ неодушевлённых вещей у первобытных племён, выраженный в обожествлении или слепом поклонении.
Хинаяна – направление буддизма, получившее название «узкого пути спасения».
Шеду – дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность.
Эвгемиризм – наделение мифических персонажей чертами реального исторического лица.
Энси – первоначально «жрец-строитель» в храмовом хозяйстве древнего Шумера, позднее – правитель номового государства.
Эпиграфика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние надписи, сделанные на твердых материалах (камень, металл, керамика и т.д.).
Приложения
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций?
2. Перечислите основные достижения древневосточных цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).
3. Какие связи существовали между древними цивилизациями?
4. Что стало материальной основой для возникновения ранних цивилизаций?
5. На чем основывалось миросознание человека эпохи ранних цивилизаций?
6. Какова роль деспотического государства в культурах ранних цивилизаций?
7. Какую роль играет культ «Иного мира» в миросознании человека культуры ранних цивилизаций?