Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

· принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

· обязательной сертификации.

Основные различия двух форм подтверждения соответствия

  Декларирование соответствия Сертификация
Проводит изготовитель (поставщик, исполнитель) орган по сертификации продукции (услуг)
Документ, удостоверяющий соответствие декларация о соответствии сертификат соответствия
Информация для потребителей: - сведения о зарегистрированной декларации на продукции или в сопроводительной документации; - маркирование знаком соответствия - копия сертификата соответствия; - сведения о сертификате соответствия в сопроводительной документации; - маркирование знаком соответствия с указанием кода органа по сертификации

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается ФЗ «О техническом регулировании».

В Российской Федерации обязательность проведения подтверждения соответствия продукции и услуг устанавливается законодательными актами. Исторически первой применяемой в России формой подтверждения соответствия стала сертификация. Начало практической деятельности по обязательной сертификации было положено вступлением в силу в 1992 году закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В условиях роста предпринимательства, открытости рынка, существенного уменьшения объемов государственного контроля и надзора сертификация вынужденно стала эффективным способом защиты потребителей от опасных продукции и услуг и способствовала воспитанию у потребителя осознания своих прав на рынке.

По российскому законодательству реализация потребителю большинства видов товаров невозможна без документа, подтверждающего их соответствие требованиям безопасности. Таким образом, проведение сертификации для ряда товаров является обязательным условием их доступа на рынок. Поэтому знание основ сертификации, действующей в настоящее время в стране, необходимо для организации успешной деятельности предприятий – изготовителей и поставщиков.

Основными вопросами, которые необходимо решать менеджменту предприятий в области сертификации (подтверждения соответствия), являются:

· подлежит ли производимая предприятием (или поставляемая организацией на рынок) продукция обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации);

· каким обязательным требованиям должна соответствовать эта продукция;·

· какие органы по сертификации могут провести оценку и выдать сертификат соответствия; соответствия;

· каковы правила и процедуры подтверждения соответствия;·

· требуются ли для подтверждения соответствия продукции документы Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за этой продукцией;

· каковы права и обязанности производителя (поставщика) сертифицированной продукции.

Соответствие продукции требованиям безопасности обязательно должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. В настоящее время таких законодательных актов насчитывается более 30 .

Большинство из них предусматривают обязательную сертификацию объектов, на которые распространяется их действие. Возможность использования второй формы подтверждения соответствия – декларирования изготовителем (поставщиком) предусмотрена только двумя законами – «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей» (в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в этот закон в 1999 году).

Действующие в настоящее время перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97г. № 1013 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. № 287).

На основании этих перечней, для их конкретизации разработана и утверждена Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация (далее – Номенклатура).

Номенклатура является официальной справочной информацией Федерального комитета по техническому регулированию России об объектах обязательной сертификации, в которой указаны:

1. наименование продукции;

2. ее код по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93;

3. подтверждаемые при обязательной сертификации требования;

4. нормативный документ (государственный стандарт, СанПиН и др.), содержащий подтверждаемые требования.

Номенклатура может быть использована как рабочий инструмент для производителя и поставщика – не только для решения вопроса, требуется ли обязательная сертификация для производимой (поставляемой) ими продукции, но и для определения, каким конкретным требованиям безопасности должна соответствовать эта продукция.

На основании действующей Номенклатуры Федеральный комитет по техническому регулированию России совместно с Федеральной таможенной службой России сформировал и утвердил Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации (письмо ФТС РФ №06-73/44906 от 19.12.2006г.)

В Списке указаны:

· наименование товара;

· код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России.

Список продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99г. №766, (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. №287). На основании этого перечня Федеральным комитетом по техническому регулированию России подготовлена и утверждена Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Эта Номенклатура является официальной справочной информацией Федерального комитета по техническому регулированию России, в ней указаны:

· наименование продукции;

· ее код по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93;

· подтверждаемые при принятии декларации требования;

· нормативный документ (государственный стандарт, СанПиН и др.), содержащий подтверждаемые требования.

Таким образом, для определения обязательности сертификации:

· для отечественной продукции используется Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация;

· для импортируемой (ввозимой) продукции, имеющей код ТНВЭД, - Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации и Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация.

Для определения обязательности принятия декларации о соответствии используют Номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Продукция, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, исключается из Списка товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации и представление сертификатов соответствия, как и деклараций, для ее ввоза не требуется.

Для импортируемой (ввозимой) продукции предусмотрен определенный порядок ввоза на таможенную территорию России.

В соответствии с порядком ввоза на территорию РФ, товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Списком товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, на территорию Российской Федерации без представления сертификатов соответствия может быть выпущена следующая продукция:

1. Продукция, бывшая в употреблении;

2. Продукция, ввозимая в качестве запасных частей для ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации сертифицированных готовых изделий, при условии представления копий сертификатов соответствия на ранее ввезенные вышеуказанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на изделие, а также обязательства об использовании запасных частей исключительно для комплектации указанных готовых изделий или для их технического обслуживания и ремонта;

3. Продукция, ввозимая в качестве проб и образцов для проведения испытаний в целях сертификации; Для целей сертификации из ввозимой партии товара под таможенным контролем допускается отбор проб и образцов в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. При этом должен быть составлен акт произвольной формы, подписанный уполномоченными лицами таможенного органа, а также лицами, производившими отбор образцов. Условия возврата образцов или их утраты (уничтожения) в результате испытаний должны быть оговорены в договоре на проведение сертификации, заключаемом между декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении данного товара, и органом по сертификации. Предусмотрена также возможность ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения испытаний в целях сертификации (например, предконтрактной). В случае, если пробы или образцы ввозятся в Россию без условия их возврата, для их таможенного оформления достаточно представление следующих документов: копии заявки на сертификацию в адрес органа по сертификации и письма органа по сертификации с указанием количества единиц товаров, необходимых для сертификации. В этом случае в грузовой таможенной декларации вместо реквизитов сертификата соответствия указываются реквизиты письма органа по сертификации.

4. Продукция, ввозимая физическими лицами и не предназначенная для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза сверх установленных стоимостных и количественных квот);

5. Продукция, предназначенная для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала;

По решению таможенных органов Российской Федерации, без представления сертификата соответствия на территорию Российской Федерации могут быть выпушены товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами их ввозящими.

Орган по сертификации, как правило, в течение 3-7 дней рассматривает заявку и принимает решение о проведении (отказе в проведении) сертификации. В случае положительного решения орган по сертификации действует в соответствии со схемой сертификации: отбирает образцы (пробы) продукции, направляет их в аккредитованную испытательную лабораторию, и т.д.

В случае несогласия с предложенной заявителем схемой, орган по сертификации обязан аргументированно обосновать невозможность проведения сертификации по этой схеме.

При положительных результатах сертификации заявитель (изготовитель, поставщик) получает сертификат соответствия, на основании которого от имеет право маркировать продукцию знаком соответствия.

Если это предусмотрено схемой сертификации, орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

В случае отрицательных результатов сертификации заявителю отказывают в выдаче сертификата соответствия.

В этом случае продукция, не прошедшая сертификацию, не может реализовываться на российском рынке.

Наши рекомендации