Тема 7. Государственная служба в правоохранительных органах РФ
Государственная служба – это один из основных видов деятельности государства по формированию аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.
Правовые нормы регламентируют различные вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.
Государственная служба Российской Федерации подразделяется на виды: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.
Под правоохранительной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Прохождение службы в должности судьи.
В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьи – носители судебной власти. Являясь субъектами правовых отношений, они действуют в личном статусе и выступают персональными носителями государственной власти. Это отличает их практически от всех иных субъектов властных отношений. К нему персонально предъявляются особые конституционные требования.
Следует исходить из общего принципа, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В соответствии с Законом РФ о статусе судей судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Статья 2 Закона устанавливает общий принцип единства статуса судей: «Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом».
Часть 2 этой статьи только дополняет, что судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалификационные классы. Причем присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.
Общие принципы правового статуса изложены в Конституции РФ. Так, ст. 120 закрепляет принцип независимости судьи. Статья 9 Закона РФ «О статусе судей» устанавливает гарантии независимости судьи, которая обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Статья 122 Конституции РФ устанавливает: «Судьи неприкосновенны». Статья 16 Закона РФ о статусе судей дополняет, что неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Статья 121 Конституции России закрепляет принцип несменяемости судей. В ст. 12 Закона РФ о статусе судей указывает: «Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом». Статья 11 приведенного Закона определяет срок полномочий судьи. В этой части действует общий принцип: «Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом». Закон устанавливает предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.
Статья 3 Закона РФ «О статусе судей РФ» закрепляет требования, предъявляемые к судье. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Установлены требования к поведению судьи: судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Статья 3 Кодекса судейской этики дополняет: «Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия». В соответствии со ст. 8 указанного Кодекса внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности. Кроме того, судья должен избегать личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, а также воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. За нарушение Кодекса судейской этики возможно привлечение судьи к дисциплинарной ответственности.
Для судьи установлены также иные жесткие ограничения его общего правового статуса. Так, он не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям.
Судьям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Ответственность судьи.
Одним из наиболее острых вопросов статуса судей является возможность привлечения судьи к ответственности. «Закон о статусе судей 1992 г. содержал запрет на привлечение судей к административной и дисциплинарной ответственности, что было обусловлено опасностью использования административными структурами давления на суды.
В 2001 г. в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» была введена ст. 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей». В соответствии с указанной статьей, за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения указанного Закона и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
1) замечания;
2) предупреждения;
3) досрочного прекращения полномочий судьи.
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.
Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений указанного Закона и (или) кодекса судейской этики.
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности».
Порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу регулируется ст. 448 УПК РФ. Оно принимается:
- в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;
- в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – Председателем Следственного комитета на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
- в отношении судьи иного суда – Председателем Следственного комитета на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления Председателем Следственного комитета РФ с участием судьи и его защитника на основании представленных в суд материалов.
Мотивированное решение Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в десятидневный срок после поступления представления Председателем Следственного комитета РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
- в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в десятидневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.