Образование единого русского централизованного государства (14-16вв)
Процесс образования единого государства – с середины 14в. Одновременно со складыванием центральных государств в Западной Европе. За прошедший период дробление княжеств продолжалось. Новые княжества: Московское, Тверское и др. К середине 14в. в русской общественной мысли все более получала распространение идея о прекращении усобицы.
В числе предпосылок:
4. Духовно-нравственная;
5. Политическая;
6. Социально-экономическая;
Политическая идея единения русского государства с конца 13в. осознавалась как великими князьями, так и всем русским народом. Между великими князьями развернулась борьба за право стать в центре объединения. Основные претенденты: Московский князь Даниил (сын Александра Невского) и Тверской князь Ярослав (внук Александра Невского). После многолетней борьбы Московских и Тверских князей победителем вышел московский князь Юрий Даниилович. После его убийства в Золотой Орде тверским князем Дмитрием великим князем московским стал Иван Даниилович (конец 1325г.)
Он был жестким и прагматичным политиком, проводил осторожную и сдержанную политику. Закладывая основы политического курса московский царей, Иван Калита (это он и есть) понимал, что нужно постепенно накапливать силы народа и достичь мира и тишины на русских землях. Все последующие за ним московские князья, как и он, проводили дальновидную политику, учитывая собственно московские задачи с общерусскими, как экономические возможности, так и духовно-нравственные предпосылки объединительных тенденций в русской общественной мысли.
Одна из важнейших предпосылок возвышения Москвы – дальновидная политика московских князей, направленная на собирание Руси и борьбу с татаро-монголами.
1340г. – смерть Калиты. Его политику продолжают сыновья: Симеон Гордый и Иван Красный. Великие князья действовали сообща, что уже становилось традицией.
Духовно-нравственная предпосылка:
1326г. – кафедра митрополита была перенесена в Москву. Решающую роль в этом перемещении сыграла русская церковь.
После смерти Ивана Красного (1359г.) Московский престол достался его 10тилетнему сыну Дмитрию. Фактически во главе стал митрополит Алексий, отдавший все силы для того, чтобы повысить дух русского народа и укрепить веру.
Центральное место в формировании этой предпосылки принадлежит Сергию Радонежскому (1321-1391гг.). Он начал свою активную деятельность уже в 40-х гг. 14 в. в Подмосковье. На Пермской земле – православный Святой Стефан. Как верно заметил Ключевский, «эта присноблаженная троица: патриарх Алексий, Сергий Радонежский и Святой Стефан – ярким созвездием блещут в нашем 14в., делая его зарею политического и нравственного возрождения святой Руси».
Они делали одно общее дело, которое далеко простиралось за рамки собственно церковных дел. Каждый из них реализовывал свою часть, исходя из понимания общего долга.
Митрополит Алексий – политический путь (советник московских князей). Воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего высокого сана, отрешал бунтующих князей от церкви, отстаивал значение Москвы как церковного сосредоточья всей Руси.
Святой Стефан пошел в Пермь к заволжским язычникам, чтобы обратить их в православную веру.
Но, чтобы сбросить иго и повести инородцев в православие, нужно было не только этой троице вести работу. Нужно было самому обществу укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением. Этому делу и посвятил жизнь Сергий Радонежский.
Он начал с самого себя. Продолжительным уединением, построив келью, воспитывал собравшихся вокруг себя людей. Школа благочестия, производившая на мирян глубочайшее нравственное впечатление. Это влияние перестраивало весь духовный мир человека 14в.
От вековых бедствий русский человек нравственно оскудел. Но не настолько, чтобы не понимать потребности создания на Руси христианских основ общежития. Эта потребность и была началом нравственного и политического возрождения.
50 лет Сергий Радонежский делал свое дело. Все эти годы к нему шли люди. Сергий вырастил 2 основных фактора, которые легли в основание государственного и общественного здания Руси:
3. Народ перестал дрожать при упоминании имени татар и сам пошел искать татарские полчища в открытой степи. А найдя их, похоронил под многочисленными собственными костями. С.Р. сказал Дмитрию Донскому: «Иди на безбожников смело и ты победишь их».
4. Перелом в жизни русских монастырей. Возросла роль иночества. Произошел скачкообразный рост численности монастырей. 1240-1340 – 30 м., 1340-1440 – 150.
Стремление покинуть мир и уйти в монашество усиливалось в государственном обществе по мере того, как повышались его духовные силы. Монашество на Руси – не отрицание мира с его враждебными началами, с отречением во имя высших, духовно-нравственных идеалов.
Повышение русского монашества – прямое отражение духовного роста русского общества.
Доказательство связи монашества с миром с целью его нравственного и практического преобразования – монастыри создавались в дремучих лесах. Лесные монастыри становились опорными пунктами русской колонизации, поскольку служили для крестьян-хлебопашцев и хозяйственными руководителями, и церковью, и кассой, и прибежищем под старость.
На Руси создавался новый мир, воспитанный духом Сергия Радонежского, создавалась Святая Русь.
Сергий Радонежский поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе и вдохнул веру в будущее. Нравственное возрождение Руси сделало возможным её политическое возрождение. Утвердилась аксиома: только тогда, когда государство базируется на нравственных основаниях, возможны его стабильность, сила и крепость. Творя память Сергию Радонежскому, мы пересматриваем свой нравственный багаж, завещанный нам великим строителем нравственного порядка на Руси.
Успех общего дела преображенской троицы, направленный на нравственное воспитание народа, подъём его духа дали политические результаты. Русский народ с каждым годом все больше сплачивался вокруг Москвы.
1367г. – построен Московский Кремль.
Превосходство Москвы, возросшая мощь московских князей в военно-политическом отношении и их борьбе с Золотой Ордой. Главный внутренний противник – Тверь (претендовала на ярлык от Орды).
Главный внешний противник – Литва. 1368, 1370, 1372гг. – Ольдерге (литовский князь) – походы на Москву с целью захвата значительной части Руси (северо-запад) и присоединения их к Литовскому княжеству. Провал литовских войск. Московский князь сыграл здесь немаловажную роль.
Отбив наступление внешнего врага, Москва продолжала бороться с Тверью. 1375г. – ярлык получила Тверь, а не Москва с Тверью. Длительная война закончилась поражением Твери, которая отказалась впредь претендовать на ярлык.
Значение победы – консолидация общероссийских сил в активизации борьбы Руси с Золотой Ордой.
Дмитрий Иванович отказался платить дань Золотой Орде в 1375г. 1377г. – новый хан Мамай организовал новый поход на русские земли. Сражение на реке Пьяни, разгром русских войск. 1378г. – русские разбили мамаевский отряд.
8 сентября 1380г. – Куликовская битва. Русское войско, собранное Дмитрием Ивановичем, одержало крупнейшую победу. Дмитрий получил прозвище Донской. Победа стала поворотным пунктом в борьбе русского народа за независимость и отправной точкой в процессе формирования русского сознания. Начало распада Золотой Орды. Куликовская битва превратила Москву в общепризнанный политический центр Руси.
1382г. – хан Тахтамыш совершил разгромный поход. Но, несмотря на это, создавшаяся политическая ситуация не могла быть изменена. Признание Золотой Орды права московских великих князей передавать Московское княжество как вотчину Московских князей без санкции Золотой Орды.
Но внешне-политические успехи Москвы не означали, что борьба закончилась.
1395г. – Тимур Тамерлан предпринимает попытку вернуть Золотой орде утраченные права и привилегии. Но, дойдя до города Ельца, повернул назад, так как боялся затяжной войны.
1408г. – Едыгей принудил многие русские земли вновь платить дань. Но Москву взять не мог.
Намеченный Москвой политический курс на объединение всех русских земель продолжали сыновья Дмитрия Донского Василий 1 и Василий Темный (2) (1415 – 1462гг.). Однако к началу правления Василия 2 внутри московского княжеского дома разразился конфликт: различные представления наследников о путях дальнейшего наследия Руси и отсутствия точного права престолонаследия.
Дмитрий Донской составил свое духовное завещание, когда у Василия 1 не было детей, после его смерти престол перешел к Брату Юрию.
Из конспекта дальше