Понятие территориальной основы местного самоуправления
Территориальные основы местного самоуправления в ПМР – институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления, включая формирование и состав территорий муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.
Вопросы организации власти в государстве всегда неразрывно связаны с его территориальным устройством, так как функционирование органов государства всегда осуществляется в границах определенных территориальных единиц, из которых состоит территория государства. Такое деление может быть федеративным, административно-территориальным и выступает неотъемлемым признаком и свойством любого государства.
Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предполагает иерархичность (соподчиненность) в построении единой системы государственного управления. Деление территорий государства на отдельные части осуществляется для обеспечения эффективного государственного управления.
В ПМР местное самоуправление осуществляется на всей территории, в городских и сельских поселениях, а также на других территориях.
Местное самоуправление в ПМР осуществляется прежде всего в пределах определенных территориальных единиц, которые образуют территориальное устройство местного самоуправления и относится к компетенции местного самоуправления.
Однако территориальные основы самоуправления не всегда совпадают с административно-территориальными единицами, но при этом население не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления, т.к. оно гарантировано Конституцией ПМР.
Таким образом, в основе формирования муниципальных образований лежит поселенческий принцип, т.е. муниципальные образования создаются в границах поселений городов, сел, поселков, а также у нас есть и административно-территориальный принцип, который позволяет ориентировать образование муниципальных единиц на административно-территориальное деление государства.
Административно-территориальное устройство – территориальная организация ПМР, разделение территории республики на административно-территориальные единицы, населенные пункты, для упорядочения осуществляемого на их территории государственного управления, а также местного самоуправление и общественно-политической жизни в интересах всего населения республики, ее отдельных территориальных единиц и населенных пунктов, в соответствии с административно-территориальным устройством строится и система органов государственной власти и управления ПМР, а также и система местного самоуправления.
В законодательстве ПМР понятия поселение и населенный пункт отождествляются.
Населённый пункт (поселение) – часть территории, имеющая сосредоточенную застройку, в пределах установленной границы или черты, и служащей местом проживания людей.
Городской населенный пункт – городское поселение, которое исходя из характера занятий большинства жителей отнесен в установленном порядке действующим законодательством ПМР к категории городов.
На территории ПМР могут быть образованы города со следующим статусом:
· город-столица,
· город, являющийся самостоятельной административно-территориальной единицей (численность не менее 5000 человек, большая часть населения не занята сельскохозяйственной деятельностью или первичной переработкой сельхоз продукции);
· город местного значения – населенный пункт, где основные коммунальные услуги подаются централизованно, дорожная сеть, в котором имеет преимущественно-твердое покрытие, для большей части населения характер основной деятельности не связан с сельским хозяйством.
Виды поселений
Сельский населенный пункт – населенный пункт (сельское поселение: село, деревня, поселок сельского типа, курортный поселок, дачный поселок, хутор, поселок при железнодорожной станции, кордоны и другие, которые не отнесены к городским поселениям).
Сельсовет– административно-территориальная единица района, которая своими фиксированными границами охватывает один или несколько населенных пунктов, вместе с находящимися в их ведении землями.
К категории поселка относятся населенные пункты, которые не могут отнесены к категории городов, но для большей части активного населения характер основной деятельности напрямую не связан с сельским хозяйством.
К категории курортных поселков, могут быть отнесены населенные пункты, расположенных в местностях имеющих лечебное значения, с численностью населения не менее 2000 человек, при условии, что количество приезжающих для лечения ежегодно составляет не менее 50% постоянного населения.
К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание население городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха.
Район – административно-территориальная единица ПМР, которая объединяет в своих границах несколько сельсоветов, городских и сельских поселений. Следует различать понятия район и городской район.
Городской район часть территории, которая может являться самостоятельной территориальной единицей города, выделенной в целях рациональной организации управлением городским хозяйством и территориальной единицей в составе города.
В состав г. Бендеры входят: Варница, а в г. Тирасполь – микрорайон Октябрьский, поселок Новотираспольский.
Территория муниципального образования может делится на микрорайоны, кварталы, улицы/
35. Принципы административно-территориальной организации местного самоуправления. Административно-территориальное устройство ПМР, обеспечивая целостность ее территории, основывается на следующих принципах:
1. Принцип исторически сложившегося деления территорий. При территориальной организации учитываются исторически сложившаяся система расселения в ПМР и устойчивые тенденции ее развития.
2. Принцип экономического районирования. Суть его заключается в учете размеров территорий, природных ресурсов, которые имеются на территории, численности и плотности населения, тяготения той или иной территории к определенным экономическим центрам, характер путей сообщения на данной территории, перспективы экономического развития данной территории. То есть, содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций. Иными словами, этот принцип означает, что административные границы территории должны максимально соответствовать экономическим границам территории.
3. Принцип максимального приближения органов местного самоуправления к населению. Даже в небольших территориальных образованиях должны быть органы местного самоуправления для решения мелких проблем на местах. Должны быть созданы экономические, финансовые и организационные условия для формирования и деятельности ОМС, участия населения в их работе и осуществления на соответствующих территориях функций государственного управления.
4. Принцип учета мнения населения при решении вопросов территориального устройствапри любых решениях об изменении территориального устройства в пределах местного самоуправления.