Социальная история о т е ч е с т в а
А.С. Арапов, А.В. Грехов, А.А. Мордвинов, Ф.В. Николаи
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ О Т Е Ч Е С Т В А
Учебное пособие
Нижний Новгород
Издательство НГМА
Печатается по решению Совета по гуманитарному образованию Нижегородской государственной медицинской академии
Арапов А.С., Грехов А.В., Мордвинов А.А., Николаи Ф.В. Социальная история Отечества. Учебное пособие. Изд.3-е, испр. и доп. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии. 2012. – с.
Пособие разработано в соответствии с учебной программой, подготовленной кафедрой социально-гуманитарных наук Нижегородской государственной медицинской академии. Содержит планы семинарских занятий, библиографию, тематику докладов и рефератов, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Предназначено для преподавателей и студентов, изучающих курс "Социальная история Отечества".
Авторы: доктор исторических наук, профессор А.С. Арапов,
доктор философских наук А.В. Грехов,
кандидат философских наук А.А. Мордвинов
кандидат исторических наук Ф.В. Николаи
Под редакцией зав. кафедрой социально-гуманитарных наук Нижегородской государственной медицинской академии, доктора философских наук, профессора А.В. Грехова
Рецензент: доктор исторических наук, профессор кафедры современной истории России Нижегородского государственного педагогического университета В.Д. Федоров
© А.С. Арапов, А.В. Грехов,
А.А. Мордвинов, Ф.В. Николаи
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практические занятия по курсу “Социальная история Отечества” проводятся на всех факультетах академии. Они предназначены для углубленного изучения проблем Отечественной истории с древнейших времен до наших дней: государственного устройства и политической системы, социальной структуры российского общества, социально-экономических проблем и образа жизни населения, охраны здоровья нации, развития образования, науки и культуры, общественно-политической мысли. Важное место отводится анализу российских национальных традиций. На практические занятия выносятся вопросы, которые требуют более глубокой проработки и составляют основу курса.
Ведущим методическим приемом работы студентов на занятиях является исследование и анализ исторических документальных источников – летописей, былин и сказаний, указов и законов, положений и постановлений, воспоминаний и свидетельств очевидцев, произведений русской литературы и др. Главное требование, предъявляемое к студентам на практических занятиях, – усвоение в ходе самостоятельной подготовки основного содержания документов и материалов, использование и применение их положений в проблемных ситуациях коллективной поисковой работы.
Методические рекомендации состоят из нескольких тематических разделов. По каждой теме предлагается конкретный план и обязательные к изучению источники. В качестве вспомогательного материала предлагается список дополнительной литературы. Методические советы даны по каждой теме. При подготовке к занятиям студентам рекомендуется прочитать лекционный материал и законспектировать обязательные к изучению источники. Для самостоятельной углубленной работы и научного исследования предлагается тематика докладов и рефератов.
В структуру практических занятий по социальной истории Отечества включены межсессионные контрольно-компьютерные занятия, а также вводный и заключительный семинары.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения дисциплины, с программой и структурой учебного курса “Социальная история Отечества”. Преподаватель рекомендует учебную литературу, разъясняет методику проведения практических занятий, самостоятельной работы с источниками, ориентирует студентов на обращение к услугам областных, городских, институтских библиотек и читальных залов, раскрывает содержание контрольных форм учебного курса – текущего контроля, межсессионного контент-контроля на ЭВМ, зачета, рассказывает об организации научной работы студентов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой элективных занятий.
На занятии проводится тестирование студентов по общим вопросам курса отечественной истории.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
П Л А Н
1. Предмет и метод исторической науки.
2. Периодизация отечественной истории.
3. Исторические источники и их классификация.
Источники и литература
Историческая наука: вопросы методологии. М. 1986. С.6-11, 64-66.
История России с древнейших времен до конца XVII века. Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. М. 1996. С.8-12.
История России с начала XVIII до конца XIX века. Отв. ред. А.Н.Сахаров. М. 1996. С.5-8.
История России. XX век. Отв. ред. В.П. Дмитренко. М. 1996. С.7-8.
Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М. 1975. С.62-63, 174-176.
Дополнительная литература
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М. 1987.
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М. 1989.
Семенов Ю.И. Философия истории. М. 1999.
Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М. 2000.
Методические рекомендации
Обращение к прошлому, интерес к истории всегда были свойственны человеку. Это обращение происходит не только ради праздного любопытства. Знание истории является ключом к познанию настоящего и предвидению будущего. Всякое конкретное состояние исторического развития может быть объяснено только из непосредственно ему предшествующего.
Главной целью практического занятия является выявление предмета и метода исторической науки. При обсуждении первого вопроса необходимо отметить, что объективное познание истории обеспечивается знанием научной методологии, т.е. системы научных принципов (положений науки) и методов исследования (изучение закономерностей через факты). Среди этих принципов необходимо выделить историзм, объективность, социальный подход.
Что представляет наша история в своем развертывании – повторение определенных циклов или смену прогрессивных ступеней, единый поток или ряд отдельных одновременных потоков? Что является критерием периодизации отечественной истории? Эти проблемы должны найти свое отражение при рассмотрении второго вопроса.
В завершение занятия необходимо обратиться к вопросу о роли источников в изучении исторической науки. Необходимо определить круг потенциальных исторических источников и основания для их классификации. Примерная схема типологической классификации может выглядеть следующим образом: вещественные, изобразительные, словесные, поведенческие, звуковые и т.д.
Конечным выводом семинарского занятия является мысль о том, что без исторического мышления, без исторических знаний, без исторического подхода к явлениям общественной жизни нельзя понять их действительного смысла.
Доклады
1. Дискуссионные проблемы отечественной истории.
2. Понятие "исторический источник".
3. Историческая наука как область человеческого знания.
4. Н.Я. Данилевский и идея национальных цивилизаций.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
П Л А Н
1. Образование древнерусской государственности.
2. Правовой и социальный статус населения Руси.
3. Норманнская теория происхождения древней Русского государства
4. Принятие Христианства как идеологический и духовный выбор.
Источники и литература
Повесть временных лет // Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Сост. А.Г.Кузьмин, В.В.Фомин. Арзамас. 1993. С.39-51.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т.I. Курс русской истории. Ч.I. М. 1987. С.116, 140-141, 249-253, 295-298.
Русская Правда Пространной редакции (по Троицкому I списку) // Памятники русского права /Сост. А.А.Зимин. Вып.I: Памятники права Киевского государства. X-XII вв. М. 1952. С.122, 125-128, 131-132, 135.
Петрухин В.Я. Начло этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск, 1995. С. 83-143, 216-247.
Дополнительная литература
Зимин А.А. Холопы на Руси (С древнейших времен до конца XV в.). М. 1973.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 7 т. М. 1989.
Культура Древней Руси. Л. 1967.
Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М. 1971.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.-Л. 1963.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М. 1979.
Методические рекомендации
Основная цель занятия – историко-правовой анализ становления и развития древнерусского государства, древнерусской народности, возникновения истоков русской национально-государственной традиции.
Первый вопрос рассматривается на основе свода летописей – "Повести временных лет", а также лекций крупнейшего отечественного историка второй половины XIX – начала ХХ вв. В.О.Ключевского. Изучение этих источников позволит определить прародину восточных славян, их расселение по Русской равнине, проследить процесс становления восточнославянской государственности. Возможен студенческий доклад “Историческая наука о норманской теории происхождения Древней Руси” по работам В.В.Мавродина, В.В.Седова.
Предлагаемые статьи “Русской Правды” – памятника древнерусского права, позволяют выделить основные группы и слои населения Руси (князья, бояре, дружинники, люди, смерды, холопы, закупы, рядовичи, челядь, изгои, священники, монахи, ремесленники, купцы и др.), рассмотреть их правовое и социальное положение. Отметить наличие традиционных элементов права, связанных с народным представлением о свободе личности. Следует также выявить причины расслоения древнерусского общества, привести примеры социальной несправедливости, зафиксированные “Русской Правдой”. Проблему рабства в Древнерусском государстве возможно обсудить с помощью доклада по работе А.А.Зимина.
Рассмотрение третьего вопроса предполагает знакомство студентов с основными положениями норманской теории и их оппонентов. Обратите внимание на аргументацию как сторонников так и противников норманской теории. Проследите идеологические и исторические основания норманской концепции становления норманской теории.
Для обсуждения четвертого вопроса необходимо реконструировать контекст эпохи крещения Руси и определить историко-культурные, идеологические и политические предпосылки избрания Христианства как государство образующей константы древней Руси.
В итоге преподаватель должен подвести студентов к пониманию исторических закономерностей формирования древнерусского народа, древнерусской государственности.
Доклады
1.Этнонимы Рось и Русь в исторической литературе.
2. Существовало ли рабство в Древнерусском государстве?
ИСТОКИ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
П Л А Н
1. Бытовая и духовная культура народов Древней Руси.
2. Семейно-бытовой уклад древних русичей.
3. Языческая религия, культура восточных славян.
4. Христианство в судьбе народа и Российского государства.
Источники и литература
Бунт Ильи Муромца против князя Владимира // Былины: Сборник. Л. 1986. С.101-103.
Ключевский В.О. Сочинения... Т.1. Ч.1. С.272-274, 299, 310-317.
Поучение Владимира Мономаха // "Изборник": Сборник произведений литературы древней Руси. Библиотека всемирной литературы. Т.15. М. 1969. С.146-157.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л. 1966. С.80-110, 112-181, 217-219.
Слово Даниила Заточника // Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси. М. 1978. С. 180-185.
Того же написание о вере // Н.К.Никольский. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб. 1907. С.21-24.
Петрухин В.Я. Начло этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск, 1995. С. 83-143, 195-216
Степанов Ю.С. Словарь Русской культуры. М., 1997. С., 82-95, 189-209, 510-520.
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М. 1996. С. 99-122.
Дополнительная литература
Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М. 1992.
Былины: Сборник. Л. 1986.
Водолей – знак России: Поверья. Прозрения. Пророчества. Сборник. М. 1992.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М. 1953.
Древнерусские повести. Пермь. 1991.
Житие Феодосия Печерского // "Изборник": Сборник произведений литературы древней Руси. Библиотека всемирной литературы. Т.15. М. 1969.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М. 1990.
Изборник 1076 года // Домострой: Сборник. М. 1991. С.159-162.
"Крещение Руси" в трудах русских и советских историков. М. 1988.
Российский историко-бытовой словарь /Сост. Л.В.Беловинский. М. 1999.
Сиповский В.Д. Родная старина. Н.Новгород. 1993.
Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. СПб. 2000.
Словарь исторический о русских святых. М. 1990.
Методические рекомендации
Формирование основных черт национального характера всегда происходит под воздействием географических, климатических, экономических, политических факторов. Все они оказали непосредственное влияние на зарождение российских национальных традиций.
Земледелие и скотоводство как основные виды занятий древних русичей, обилие лесов и рек способствовали созданию специфичной бытовой культуры восточных славян. Жилище, одежда, домашняя утварь, питание и пр. неразрывно возникали под воздействием природного начала. Отсюда же проистекала и духовная культура народа. Многие обряды, верования, обычаи, празднества имели те же самые первоначальные истоки. Принятие христианства возвело национальные традиции в ранг общегосударственных, способствовало обогащению духовной жизни предков россиян. Предлагаемые документальные источники позволят выявить естественную связь родоплеменных славянских традиций с возникавшими вновь государственными и религиозными нормами и канонами. Рассмотрение первого вопроса должно подвести студентов к выводу о естественности, жизненности и прочности бытовой и духовной культуры народов Руси.
Второй вопрос рекомендуется рассмотреть с помощью студенческого доклада, основанного на исследованиях В.О.Ключевского, русских и советских историков, на материале "Изборника 1076 года". Работа Б.А.Романова позволит выявить различные стороны древнерусского семейного лада.
Дохристианские верования составили прочную основу для народной культуры древней Руси. Знакомство с пантеоном дохристианских богов, а также реконструкция годового цикла языческих празднеств позволит соприкоснуться с глубинными пластами древнерусской истории.
При изучении четвертого вопроса следует учитывать знание студентами лекционного материала. Рекомендуется обратить главное внимание на формирование в сознании древних русичей единства и нерасторжимости понятий "государственности" и "православия". Вынести на рассмотрение проблему происхождения самодержавной власти на Руси. Обсудить основанные на библейских и народных мудростях советы Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу Новгородскому (кн.1182-1199 гг.), направленные на укрепление великокняжеской власти, русской государственности.
Семинарское занятие заканчивается выводом о неиссякаемом богатстве исконно российских национальных традиций, об их животворной силе и щедрости, об их народности.
Доклады
1. Древнерусский семейный лад в летописях, былинах и сказаниях.
2. Феномен двоеверия в практиках повседневности и культовой практике Православия.
РОССИЯ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И БОРЬБЫ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ
П Л А Н
1. Формирование российской государственности.
2. Социально-психологические мотивы борьбы русского народа с иноземными завоевателями.
3. Социальная структура общества, положение различных слоев населения.
4. Иностранные путешественники о Руси XV –XVII
Источники и литература
Выписка из приговора Земского собора об избрании Михаила Федоровича Романова на царский престол // Памятники русского права. Вып.5: Памятники права периода сословно-представительной монархии. Первая половина XVII в. М. 1959. С. 563-565.
Задонщина // “Изборник”... С. 380-397.
Судебник 1497 г. // Памятники русского права. Вып.3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства. XIV-XV вв. М. 1955. С.357-359, 371 (Ст.1, 9, 57).
Судебник 1550 г. // Там же. Вып.4: Памятники права периода укрепления Русского централизованного государства. XV-XVII вв. М. 1956. С.233-261 (Ст.1, 81, 85, 87, 88).
Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Суд о крестьянех // Там же. Вып.6: Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. М. 1957. С.165, 168 (Глава ХI. Ст.1, 9).
Калязинская челобитная // Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси. М. 1978. С.246-250.
Суд Шемякин // "Изборник"... С.588-590.
Россия XVII в.: Воспоминания иностранцев. М.: 2003. С. 100-150.
Дополнительная литература
Буганов В.И. Очерки истории классовой борьбы в России XI-XVIII вв. М. 1986.
Греков Б.Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.-Л. 1940.
Ключевский В.О. Сочинения... Т.2. М. 1988.
Память о порядке выдачи крестьян новому владельцу. 1640 г. // Памятники русского права. Вып.5: Памятники права периода сословно-представительной монархии. Первая половина XVII в. М. 1959. С.228.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М. 1991.
Методические рекомендации
В России на долгие века растянулся переход от феодальной раздробленности к централизованному государству. Этот переход проходил в условиях монгольского ига, сопровождался социальным расслоением в обществе и образованием стабильных социальных групп. Эти внешние и внутренние факторы явились важнейшими предпосылками формирования централизованного государства.
При изучении первого вопроса необходимо использовать материалы лекции. Краткую справку о генезисе российской государственности следует завершить знакомством с решением Земского собора 1613 г. об избрании на царский престол Михаила Романова.
Второй вопрос рекомендуется рассмотреть на основе анализа студентами художественного произведения куликовского цикла – "Задонщины". Необходимо выделить главные мысли безвестного автора: огромная любовь к Земле русской, горечь за поруганное национальное достоинство, почитание власти княжеской и веры христианской. Найти в тексте "Задонщины" и обсудить с позиции современности патриотическую позицию автора, с глубокой болью за судьбу русского народа рисующего картину жестокого угнетения ("поганые поля русские топчут", "поганые вотчину нашу отнимают"), насмешки врагов над христианской верой, над всем русским, испрашивание дани у русских князей, наказание Русской земли за ее грехи.
Более углубленно проанализировать ведущие положения основных законодательных актов XV-XVII вв., обратив особое внимание на социальное расслоение в обществе. Характеризуя положение различных слоев населения, подробнее осветить условия жизнедеятельности ведущих социальных групп – помещиков и крестьян. Выяснить, какие повинности несли крестьяне в пользу государства и феодала, как это отражалось на их уровне жизни, выделить привилегии отдельных слоев общества.
Анализ содержания сатирических повестей "Суд Шемякин" и "Калязинская челобитная" позволяет сделать вывод, что отношение к местной власти, к служителям культа в среде русского народа было негативно-недоверчивое, к центральной власти – обнадеживающе-доверчивое. От государства массы желали одного: чтобы местные "...власти не мешали и волю бы нам подали..." По данным источникам возможен студенческий доклад.
Социальные интересы нередко пересекались с интересами политическими – такую проблему возможно вынести на дискуссионное обсуждение студентов.
В XVI-XVII веках Русь расширяет спектр дипломатических отношений, Москву посещают дипломаты, торговцы, путешественники. Они формируют свое видение Московии, отраженное в записках и отчетах. Именно эти источники позволяют увидеть Русь Московскую “со стороны”, что приводит к формированию более целостного восприятия образа изучаемой эпохи.
Обобщая изучение предлагаемых вопросов, сделать вывод о формировании, развитии и закреплении основных черт российской государственности в рассматриваемый период.
Доклады
1. Сатирические повести XVII в. как обличительный документ.
2. Особенности формирования Российского централизованного государства.
ОБРАЗ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТИ XIII-XVII века
П Л А Н
1. Уклад российской жизни: традиции, обычаи, нравственные устои, нормы и правила поведения.
2. Семейно-бытовые отношения и воспитание детей.
3. Народная медицина и здоровый образ жизни.
4. Церковный раскол и его последствия.
5.“Бунташный век” как отражение социальных противоречий
Источники и литература
Память в Новую четверть о запрещении сборищ на Старом Ваганькове. 23 мая 1627 г. // Памятники русского права. Вып.5. М. 1959. С.342.
Указ о запрещении коляд и других игрищ. 24 декабря 1627 г. // Там же. С.340.
Указ о запрещении кулачных боев. 9 декабря 1640 г. // Там же. С.359-360.
Указ о соблюдении праздничных дней. 17 марта 1647 г. // Там же. С.384.
Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Указ о корчмах // Там же. Вып. 6. М. 1957. С.443-448 (Глава XXV. Ст.1, 8, 11, 16).
Житие протопопа Аввакума // "Изборник"... С.626, 630, 662-664.
Домострой (редакция Сильвестра) // Домострой: Сборник. М. 1991. С.23, 35-41, 59-60, 64-66.
Лечебник // Там же. С. 249-252, 265-267.
Травник // Там же. С. 276-283.
Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1 Семиотика истории. Семиотика культуры. М. 1994. С 333-368.
Дополнительная литература
Белов В. Лад // Избранные произведения. Т.3. М. 1984.
Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М. 1982.
Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М. 1960.
Измарагд // Домострой: Сборник. М. 1991. С.173-175, 177-178.
Карамзин Н.М. История государства Российского...
Ключевский В.О. Сочинения... Т.2, 3. М. 1988.
Краткий очерк истории русской культуры. Л. 1967.
Овсянников Ю.М. Картины русского быта: Стили. Нравы. Этикет. М. 2000.
Платонов О.А. Русский труд. М. 1991.
Методические рекомендации
Основной идеей данного семинарского занятия является аналитическое обобщение документальных источников, раскрывающих исторический процесс становления уклада жизни русского народа.
Источниками изучения первого вопроса являются указы первых царей из династии Романовых. Данные источники дают представление о становлении новых традиций и обычаев в Российском государстве, о попытках административного регулирования народного быта, общественной нравственности, о запрещении многих архаичных жизненных норм, о деформирующем влиянии на уклад российской жизни монгольского многовекового ига.
В ходе дискуссии на семинаре следует обсудить, как сохранить и приумножить лучшие народные традиции и от чего надо отказаться. Насколько правомерен тезис о "возрождении" тех или иных исторических форм бытия? В этой связи возможно рассмотрение доклада “Аввакум – подвижник или фанатик, защитник старины или сторонник прогресса”.
Нормы и правила семейно-бытовых отношений, воспитание детей, т.е. "мирское строение", рассматриваются по своду житейских правил и наставлений, содержащихся в "Домострое", – произведении русской литературы XVI в. Обсуждение представленного материала позволит сделать сравнение с состоянием семейных отношений в настоящее время.
Третий вопрос возможно рассмотреть в форме студенческого доклада по источникам XV-XVI вв. – "Лечебнику" и " Травнику". Главная цель доклада должна заключаться в знакомстве слушателей с методами русской народной медицины, успешно применявшимися в прошлые времена.
Историческая коллизия Алексея Романова, патриарха Никона и протопопа Аввакума имеет не только религиозно-культовое, но и социально-политическое измерение. Необходимо обнаружить различные аспекты этой полемики и противостояния – интересы светского и теократического государства, соотношение традиций богослужения и поиск религиозной истины.
При рассмотрении заключительного вопроса необходимо изучить весь комплекс причин восстаний и бунтов XVII века определить социально-экономические и политические предпосылки народных восстаний.
Доклады
1. Правила семейного быта и семейных отношений, отраженные в специальных наставлениях Российского государства.
2. Место и роль народной медицины в жизни россиян.
3. Аввакум – подвижник или фанатик, защитник старины или сторонник прогресса?
МЕЖСЕССИОННЫЙ КОНТЕНТ-КОНТРОЛЬ НА ЭВМ ПО ТЕМЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХVII ВЕКА"
Имя файла: RUSS