Глава I. История древних германцев

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И ИХ ЯЗЫКИ

(Введение в германскую филологию. - М., 1980. - С. 7-27)

Глава I. История древних германцев

Первые сведения о германцах. Заселение севера Европы индоевропейскими племенами происходило приблизительно за 3000-2500 лет до н.э., как об этом позволяют судить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей были заселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с ними индревропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Их язык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германским языком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языки германцев.

О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь по данным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языках тех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними - финнов, лапландцев.

Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на юге Скандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, то есть с третьего тысячелетия до н.э.

Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э.

С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными. Греческий историк Страбон (умер в 20 г. до н.э.) пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46 - 127 гг. н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие и скотоводство; их единственное занятие - войны. По свидетельству Плутарха, германские племена служили наемниками в войсках македонского царя Персея в начале 2 в. до н.э.

К концу 2 в. до н.э. германские племена кимвров появляются у северо-восточных окраин Аппенинского полуострова. По описаниям античных авторов, это были рослые, светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, с дощатыми щитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменными наконечниками. Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад, соединившись с тевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победы над римскими армиями, пока их не разгромил римский полководец Марий (102 - 101 гг. до н.э.).

В дальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожают Римской империи.

Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Когда в середине 1 в. до н.э. Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.) столкнулся в Галлии в германскими племенами, они обитали на большом пространстве центральной Европы; на западе территория, занимаемая германскими племенами, доходила до Рейна, на юге - до Дуная, на востоке - до Вислы, а на севере - до Северного и Балтийского морей, захватывая и южную часть Скандинавского полуострова. В своих "Записках о галльской войне" Цезарь более подробно, чем его предшественники, описывает германцев. Он пишет об общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместником Галлии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна. Одна экспедиция была организована им против свевов, которые перешли на левый берег Рейна. В сражении со свевами римляне одержали победу; Ариовист, вождь свевов, спасся бегством, переправившись на правый берег Рейна. В результате другой экспедиции Цезарь изгнал германские племена узипетов и тенктеров с севера Галлии. Рассказывая о столкновениях с германскими отрядами по время этих экспедиций, Цезарь подробно описывает их военную тактику, способы нападения и обороны. Германцы строились для наступления фалангами, по племенам. Они пользовались прикрытием леса для внезапности нападения. Основной способ защиты от врагов состоял в отгораживании лесными массивами. Этот естественный способ знали не только германцы, но и другие племена, жившие в лесистых местностях (ср. название Бранденбург от славянского Бранибор; чеш. бранити - 'защищать').

Надежным источником сведений о древних германцах являются сочинения Плиния Старшего (23 - 79 гг.). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняя и Верхняя Германия, будучи на военной службе. В своей "Естественной истории" и в других трудах, дошедших до нас далеко не полностью, Плиний описал не только военные действия, но и физико-географические особенности большой территории, занятой германскими племенами, перечислил и первый дал классификацию германских племен, исходя, в основном, из собственного опыта.

Наиболее полные сведения о древних германцах дает Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг.). В своем труде "Германия" он повествует об образе жизни, быте, обычаях и верованиях германцев; в "Историях" и "Анналах" он излагает подробности римско-германских военных столкновений. Тацит был одним из крупнейших римских историков. Сам он никогда не бывал в Германии и пользовался сведениями, которые он мог как римский сенатор получать от полководцев, из тайных и официальных донесений, от путешественников и участников военных походов; он широко использовал также сведения о германцах в трудах своих предшественников и, в первую очередь, в сочинениях Плиния Старшего.

Эпоха Тацита, как и последующие века, заполнена военными столкновениями римлян с германцами. Многочисленные попытки римских полководцев покорить германцев терпели неудачи. Чтобы воспрепятствовать их продвижению на территории, отвоеванные римлянами у кельтов, император Адриан (правивший в 117 - 138 гг.) возводит мощные оборонительные сооружения по Рейну и верхнему течению Дуная, на границе между римскими и германскими владениями. Многочисленные военные лагеря-поселения становятся опорными пунктами римлян на этой территории; впоследствии на их месте возникли города, в современных названиях которых хранятся отголоски их прежней истории [1].

Во второй половине 2 в., после непродолжительного затишья, германцы вновь активизируют наступательные действия. В 167 г. маркоманны в союзе с другими германскими племенами прорывают укрепления на Дунае и занимают римскую территорию на севере Италии. Лишь в 180 г. римлянам удается оттеснить их вновь на северный берег Дуная. До начала 3 в. между германцами и римлянами устанавливаются относительно мирные отношения, которые способствовали значительным изменениям в экономической и общественной жизни германцев.

Общественный строй и быт древних германцев. До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географические названия сохранили свидетельства такого расселения. Имя главы рода, оформленное так называемым патронимическим суффиксом (суффиксом "отчества") -ing/-ung, как правило, закреплялось за названием всего рода или племени, например: Валисунги - люди конунга Валиса. Названия мест поселения племен образовывались от этих родовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Так, в ФРГ есть город Эппинген (первоначальное значение "у людей Эппо"), город Зигмаринен ("у людей Зигмара"), в ГДР - Майнинген и др. Превратившись в топонимический суффикс, морфема -ingen/-ungen пережила распад общинно-родового строя и продолжала служить средством образования названий городов в более поздние исторические эпохи; так возникли Геттинген, Золинген, Штралунген на территории Германии. В Англии к суффиксу -ing прибавлялась основа ham (да. ham 'жилище, поместье', ср. на home 'дом, жилище'); из их слияния образовался топонимической суффикс -ингем: Бирмингем, Ноттингем и т.п. На территории Франции, где были поселения франков, сохранились подобные географические названия: Карлинг, Эппинг. Позднее суффикс подвергается романизации и выступает во французской форме -ange: Бруланж, Вальмеранж и т.п. (Топонимы с патронимическими суффиксами встречаются и в славянских языках, например, Боровичи, Думиничи в РСФСР, Климовичи, Маневичи в Белоруссии и т.д.).

Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги (двн. kunung букв. 'родоначальник', ср. гот. kuni, да. cynn, двн. kunni, дск. kyn, лат. genus, гр. genos 'род'). Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да. heretoga, дисл. hertogi; ср. нем. Herzog 'герцог'). Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве" [2].

В эту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, у Тацита и в некоторых других источниках, которые приводит Ф. Энгельс, имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например, у некоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей и племянником по сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын. В качестве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же верную гарантию в заложничестве представляли девушки - дочери или племянницы из рода вождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах. Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и во время сражений могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться по победы, так как для германцев-воинов была страшна мысль о том, что женщины их племени могут попасть в плен. Некоторые пережитки матриархата прослеживаются в более поздних источниках, например в скандинавской поэзии.

О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита, в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство может заменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользование всего рода.

Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческом Риме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях.

Наличие рабов у древних германцев указывает на начавшийся процесс социальной дифференциации. Высший слой германского общества был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами. Дружина вождя становилась привилегированной прослойкой, "знатью" древнегерманского племени. Тацит неоднократно связывает два понятия - "военную доблесть" и "знатность", которые выступают как неотъемлемые качества дружинников. Дружинники сопровождают своего вождя в набегах, получают свою долю военной добычи и нередко вместе с вождем идут на службу к иноземным правителям. Основную же массу воинов составляли все взрослые мужчины германского племени.

Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацит отмечает, что вожди "особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи - Авт.) и ожерелий; мы научили их принимать также деньги" [3].

Переход к оседлости совершался у германцев в течение первых веков новой эры, хотя непрерывные военные походы эпохи Великого переселения народов вынуждали их к частой смене местожительства. В описаниях Цезаря германцы еще кочевники, занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает в своих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело" [4]. В той же главе Цезарь пишет о том, как он сжег все поселки и хутора германского племени сигамбров и "сжал хлеб". Землей они владеют сообща, применяя примитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю для посевов. Техника обработки земли еще низка, однако Плиний отмечает случаи удобрения почвы мергелем и известью [5], а археологические находки говорят о том, что земля обрабатывалась не только примитивной мотыгой, но и сохой, и даже плугом.

По описанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцев к оседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет, что в приданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входят упряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработке земли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались также лен и конопля, из которых выделывались ткани.

Цезарь пишет о том, что питание германцев состоит в основном из молока, сыра, мяса, в меньшей мере из хлеба. Плиний упоминает в качестве их пищи овсяную кашу.

Древние германцы одевались, по свидетельству Цезаря, в звериные шкуры, а Плиний пишет о том, что германцы носят льняные ткани и что они занимаются прядением в "подземных помещениях". Тацит же, кроме одежды из звериных шкур, упоминает кожаные плащи с нашитыми украшениями их меха, а у женщин - одежду из холста, окрашенного в красный цвет.

Цезарь пишет о суровом образе жизни германцев, об их бедности, о том, что они закаляются с детства, приучая себя к лишениям. Об этом же пишет и Тацит, который приводит пример некоторых развлечений германских юношей, развивающих у них силу и ловкость. Одно из таких развлечений состоит в том, чтобы прыгать обнаженными между мечами, воткнутыми в землю остриями вверх.

По описанию Тацита, селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которые отстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельными участками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целые родовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, не заботились, хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид. Германцы выкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там они хранили припасы и спасались от зимних холодов. О таких "подземных" помещениях и упоминает Плиний.

Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовали между отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничных с римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не только в мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторых овощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавали римлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военных походов.

Торговые отношения с Римом стимулировали развитие ремесел у германских племен. К 5 в. можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства - в судостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшений и т.д.

Обычаи, нравы и верования древних германцев. Об обычаях и нравах древних германцев, об их верованиях сохранились свидетельства античных авторов, многое также нашло отражение в литературных памятниках германских народов, созданных в более поздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов древних германцев, о крепости семейных уз. Германцы гостеприимны, во время пира неумеренны в вине, азартны, вплоть до того, что могут проиграть все, даже свою свободу. Все важнейшие события в жизни - рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание, похороны и другие - сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своих покойников германцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногда и коня. Богатое устное творчество германцев существовало в разнах стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы. Из ранних языческих памятников сохранились записанные в 10 в. на древневерхненемецком языке "Мерзебургские заклинания", в более поздней записи на древнеанглийском - заговоры, написанные метрическим стихом (11 в.). По-видимому, памятники языческой культуры уничтожались в средние века во время насаждения христианства. Дохристианские верования и мифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе.

Религия древних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое, но в ней развиваются и собственно германские черты. Тацит пишет о культе Геркулеса, которого воины прославляли песнями, отправляясь в бой. Этот бог - бог грома и плодородия - назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали с мощным молотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый "бардит" (barditus), который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.

Особо почитаемыми божествами были также Водан и Тиу, которых Тацит называет Меркурием и Марсом. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовал как над людьми, так и в Валгалле (сканд. valhol от valr 'трупы убитых в битве' и hol 'хутор'), где после смерти продолжали жить воины, павшие в бою.

Наряду с этими главными и древнейшими богами - "асами" - у германцев были также "ваны", боги более позднего происхождения, которые, как можно предполагать, были восприняты индоевропейскими племенами от побежденных ими племен другой этнической группы. Германские мифы рассказывают о долгой борьбе асов с ванами. Не исключено, что в этих мифах отразилась реальная история борьбы индоевропейских пришельцев с племенами, населявшими до них север Европы, в результате смешения с которыми и произошли германцы.

В мифах говорится о том, что германцы ведут свое начало от богов. Земля породила бога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев. Богов германцы наделяли человеческими качествами и считали, что люди уступают им в силе, мудрости, знаниях, но боги смертны, и, как всему на земле, им суждено погибнуть в последней мировой катастрофе, в последнем столкновении всех противоборствующих сил природы.

Вселенную древние германцы представляли себе как некое исполинское дерево-ясень, на ярусах которого расположены владения богов и людей. в самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Это понятие сохранилось в древнегерманских языках в названии земного мира: двн. mittilgart, дс. middilgard, да. middanjeard, гот. midjungards (букв. "среднее жилище"). Главные боги - асы - обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла - ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге - мир огня, на севере - мир холода и туманов, на востоке - мир великанов, на западе - мир ванов.

Каждое племенное объединение древних германцев являлось также и культовым союзом. Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднее возникло сословие жрецов.

Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей или животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображения богов, а также содержались специально предназначенные для отправления культа белоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки; жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали его, как некое пророчество. Гадали также и по полету птиц. Античные авторы упоминают о распространении среди германцев различных гаданий. Цезарь пишет о жеребьевых палочках, гадание по которым спасло от смерти пленного римлянина; таким же способом женщины племени гадали о сроках наступления на врага. Страбон рассказывает о жрицах-предсказательницах, гадавших на крови и внутренностях убитых ими пленных. Руническое письмо, которое появилось у германцев в первые века нашей эры и было доступно сначала только жрецам, служило для гаданий и заклинаний.

Германцы обожествляли своих героев. Они чтили в сказаниях "великого освободителя Германии" Арминия, победившего римского главнокомандующего Вара в битве в Тевтобургском лесу. Этот эпизод относится к началу 1 в. н.э. Римляне вторглись на территорию германских племен между реками Эмсом и Везером. Они пытались навязать германцам свои законы, вымогали у них налоги и всячески притесняли их. Арминий, принадлежавший к родовой знати племени херусков, провел юность на римской военной службе и был в доверии у Вара. Он организовал заговор, сумев вовлечь в него вождей других германских племен, также служивших у римлян. Германцы нанесли сильный удар Римской империи, уничтожив три римских легиона.

Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географических названиях. Название столицы Норвегии Осло восходит к дисл. ass 'бог из племени асов' и lo 'прогалина'. Столица Фарерских островов - Торсхавн 'гавань Тора'. Название города Оденсе, в котором родился Г.Х. Андерсен, происходит от имени верховного бога Одина; название другого датского города - Виборг восходит к ддат. wi 'святилище'. Шведский город Лунд возник, по-видимому, на месте священной рощи, насколько об этом можно судить по древнешведскому значению lund (в современном шведском lund 'роща'). Бальдурсхейм - название хутора в Исландии - хранит память о юном боге Бальдре, сыне Одина. На территории Германии имеется немало небольших городов, сохраняющих имя Водана (с изменением начального w в g): Бад-Годесберг около Бонна (в 947 г. упоминается его первоначальное название Вуоденсберг), Гутенсвеген, Гуденсберг и др.

Великое переселение народов.Усиление имущественного неравенства у германцев и процесс разложения родо-племенных отношений сопровождались значительными изменениями в общественно-политическом строе германских племен. В 3 в. формируются племенные союзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Низкий уровень развития производительных сил, потребность в расширении земельных владений, стремление к захвату рабов и к грабежу богатств, накопленных соседними народами, многие из которых далеко опережали германские племена по уровню развития производства и материальной культуры, образование больших племенных союзов, представлявших собою грозную военную силу, - все это в условиях начавшегося разложения родового строя способствовало массовым миграциям германских племен, которые охватили громадные территории Европы и продолжались на протяжении нескольких столетий (4 - 7 вв.), получивших в истории название эпохи Великого переселения народов. Прологом Великого переселения народов явилось передвижение восточногерманских [6] племен - готов - из области нижнего течения Вислы и с побережья Балтийского моря в причерноморские степи в 3 в., откуда готы, объединившиеся в два крупных племенных союза, позднее продвигаются на запад в пределы Римской империи. Массовые вторжения как восточногерманских, так и западногерманских племен в римские провинции и на территорию самой Италии приобрели особый размах с середины 4 в., толчком к этому явился натиск гуннов - тюрко-монгольских кочевников, надвигавшихся на Европу с востока, из азиатских степей.

Римская империя была к этому времени сильно ослаблена непрерывными войнами, а также внутренними волнениями, восстаниями рабов и колонов и не могла устоять против нарастающего натиска варваров. Падение Римской империи означало и крушение рабовладельческого общества.

Картину Великого переселения народов Ф. Энгельс описывает следующими словами:

"Целые народности, или, по крайней мере, значительные их части отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом. Повозки, прикрытые кожей животных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные в боевом порядке, были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный поход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Потери людьми в непрерывных боях, от усталости, голода и болезней во время этих переходов должны были быть огромными. Это была ставка не на жизнь, а на смерть. Если поход удавался, то оставшаяся в живых часть племени селилась на новой земле; в случае же неудачи переселявшееся племя исчезало с лица земли. Кто не пал в бою, погибал в рабстве" [7].

Эпоха Великого переселения народов, главными участниками которого на территории Европы были германские племена, завершается в 6-7 вв. формированием германских варварских королевств.

Эпоха Великого переселения народов и сложения варварских королевств нашла отражение в трудах современников, бывших очевидцами происходивших событий.

Римский историк Аммиан Марцеллин (4 в.) в своей истории Рима описывает алеманнские войны и эпизоды из истории готов. Византийский историк Прокопий из Кесарии (6 в.), участвовавший в походах полководца Велизария, пишет о судьбе остготского королевства в Италии, участником разгрома которого он был. О готах же, их происхождении и ранней истории пишет готский историк Иордан (6 в.). Богослов и историк Григорий Турский (6 в.) из племени франков оставил описание Франкского государства при первых Меровингах. Расселение германских племен англов, саксов и ютов на территории Британии и сложение первых англосаксонских королевств описывает в своей "Церковной истории английского народа" англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный (8 в.). Ценный труд по истории лангобардов оставил летописец из лангобардов Павел Диакон (8 в.). Все эти, как и многие другие произведения той эпохи, создавались на латинском языке.

Разложение родового строя сопровождается выделением наследственной родовой аристократии. Она складывается из племенных вождей, военачальников и их дружинников, которые сосредоточивают в своих руках значительные материальные богатства. Общинное землепользование постепенно сменяется разделом земель, при котором решающую роль играет наследственно закрепляемое социальное и имущественное неравенство.

Разложение родового строя завершается после падения Рима. При завоевании римских владений надо было вместо римских органов управления создать свои. Так возникает королевская власть. Ф. Энгельс следующим образом описывает этот исторический процесс: "Органы родовой организации управления должны были ... превратиться в государственные органы, и, притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области внутри и вовне требовала усиления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось" [8].

Формирование варварских королевств. Процесс сложения германских королевств начинается в 5 в. и идет сложным путем, у разных племен по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки. Восточные германцы, раньше других пришедшие в непосредственное столкновение с римлянами на территории Римской империи, организовались в государства: остготское в Италии, вестготское в Испании, бургундское на среднем Рейне и вандальское в северной Африке. В середине 6 в. войсками византийского императора Юстиниана были уничтожены королевства вандалов и остготов. В 534 г. королевство бургундов было присоединено к государству Меровингов. Франки, вестготы, бургундцы смешались с ранее романизированным населением Галлии и Испании, стоявшем на более высоком уровне общественного и культурного развития и восприняли язык побежденных ими народов. Та же судьба постигла лангобардов (их королевство в северной Италии было завоевано Карлом Великим во второй половине 8 в.). Названия германских племен франков, бургундов и лангобардов сохранились в географических названиях - Франция, Бургундия, Ломбардия.

Западногерманские племена англов, саксов и ютов на протяжении почти полутора веков (с середины 5 в. до конца 6 в.) переселяются в Британию. Сломив сопротивление живших там кельтов, они основывают свои королевства на большей части территории Британии.

Название западногерманского племени, вернее, целой группы племен "франков" встречается в середине 3 в. Множество мелких племен франков объединились в два больших союза - салических и рипуарских франков. В 5 в. салические франки занимали северо-восточную часть Галлии от Рейна до Соммы. Конунги из рода Меровингов в середине 5 в. основали первую франкскую королевскую династию, объединившую впоследствии салиев и рипуариев. Королевство Меровингов при Хлодвиге (481 - 511) было уже достаточно обширным; в результате победоносных войн Хлодвиг присоединил к нему остатки римских владений между Соммой и Луарой, прирейнские земли алеманнов и вестготов в южной Галии. Позднее к Франкскому королевству была присоединена большая часть территории к востоку от Рейна, т.е. старые германские земли. Могуществу франков способствовал союз с римской церковью, которая после падения Римской империи продолжала играть большую роль в Западной Европе и оказывала значительное влияние на судьбы формирующихся варварских королевств через распространение христианства.

Зарождающиеся при Меровингах феодальные отношения ведут к обособлению и возвышению отдельных княжеств; при несовершенстве государственного аппарата, при отсутствии централизованного управления королевская власть приходит в упадок. Управление страной сосредоточивается в руках майордомов из представителей знатных родов. Наибольшим влиянием при королевском дворе пользовались майордомы - родоначальники династии Каролингов. Их возвышению способствовали победоносные войны с арабами на юге Галлии, и в 8 в. на франкском престоле появляется новая династия Каролингов. Каролинги еще больше расширяют территорию Франкского королевства, присоединяют к нему области на северо-западе Германии, населенные фризами. При Карле Великом (768 - 814) были покорены и подвергнуты насильственной христианизации племена саксов, жившие в лесистой местности между нижним Рейном и Эльбой. Он присоединил к своему королевству также большую часть Испании, королевство лангобардов в Италии, Баварию и полностью истребил жившие на среднем Дунае племена аваров. Чтобы окончательно утвердиться в своем господстве над огромным пространством романских и германских земель, Карл в 800 г. венчается императором Римской империи. Папа Лев III, который сам лишь благодаря поддержке Карла удержался на папском престоле, возложил на него в Риме императорскую корону.

Деятельность Карла была направлена на укрепление государства. При нем издавались капитулярии - акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничные области - так называемые марки, - он усилил обороноспособность государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха "каролингского Возрождения". В преданиях и летописях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей. Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин "Возрождение" можно применять здесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.

После смерти Карл Великого империя Каролингов стала распадаться на части. Она не представляла собой этнического и языкового целого и не имела прочной экономической базы. При внуках Карла произошел раздел его империи по Верденскому договору (843 г.) на три части. Ему предшествовал договор (842 г.) между Карлом Лысым и Людовиком Немецким о союзе против их брата Лотаря, известный как "Страсбургские клятвы". Он был составлен на двух языках - древневерхненемецком и старофранцузском, что соответствовало объединению населения по более близким языковым связям внутри государства Каролингов. "Как только произошло разграничение на группы по языку..., стало естественно, что эти группы начали служить основой образования государства" [9].

По Верденскому договору западная часть империи - будущая Франция - отошла к Карлу Лысому, восточная часть - будущая Германия - к Людовику Немецкому, а Италию и узкую полосу земли между владениями Карла и Людовика получил Лотарь. С этого времени три государства начинают самостоятельное существование.

Наши рекомендации