Высшее и среднее специальное образование, формирование интеллигенции Казахстана
В 1928 г. в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая. В 1929— 1931 гг. в Алма-Ате открылись ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1931—1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-Ординский пединституты. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета им. С. М. Кирова.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучались около 40 тыс. человек.
20—30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане. Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края и естественных наук. Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, и др.
В 1926 г. М. Е. Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза.
Так были подготовлены условия для создания в 1932 г. базы Академии наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела в своем составе секторы — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1935 г. созданы секторы геологии и истории.
В 1935 г. была издана первая часть "Истории Казахстана с древнейших времен", написанная профессором С. Асфендиаровым.
20—30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане. Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края и естественных наук. Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, К. Жубанов, А. Байтурсынов и др.
Так были подготовлены условия для создания в 1932 г. базы Академии наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела в своем составе секторы — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1935 г. созданы секторы геологии и истории.
В 1935 г. была издана первая часть "Истории Казахстана с древнейших времен", написанная профессором С. Асфендиаровым. В 20—30-е годы С. Сейфуллиным, С. Мукановым, А. Байтурсыновым, К. Жубановым были написаны обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения. Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
Развитие литературы.
Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. С. Сейфуллин, который стоял у ее истоков, продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии. Сборник поэм М. Жумабаева, вышедший в 1913 г., внес жанровое разнообразие в казахскую поэзию, обогатил ее содержание и тематику.
Любовная лирика Магжана, поэмы на гражданскую тематику подняли казахскую поэзию на новые вершины. Эпические поэмы "Батыр Баян", "Сказка", "Кобыз Койлыбая", "Жусипхан" посвящены знаменательным событиям в жизни нашего народа, известным личностям.
Казахская советская литература в те годы пополнилась произведениями С. Сейфуллина "Кокшетау", С. Муканова "Сулушаш", "Ботагоз", И. Жансугурова "Кулагер", И. Байзакова "Куралай сулу", Б. Майлина "Азамат Азама-тыч", Ж. Аймауытова "Карткожа", С. Ерубаева "Мои ровесники", Г. Мустафина "Жизнь и смерть". Большим событием в духовной жизни народа стало яркое творчество поэта Султанмахмута Торайгырова, который рано ушел из жизни.
Послеоктябрьский период ознаменовался для казахской советской литературы созданием значительных произведений. В историко-революционном романе "Тернистый путь, трудный переход" (1927 г.) С.Сейфуллин описал положение казахского народа во время национально-освободительного движения 1916 г., Февральской революции и Октябрьского переворота, в период Гражданской войны. Вместе с тем в этом произведении писателя прослеживается односторонний взгляд на представителей алашской интеллигенции, восхваляются идеи Октябрьского переворота.
Огромные успехи были достигнуты и в казахской драматургии: "Айман-Шолпан", "Ночные раскаты" М. Ауэзова, "Жалбыр" Б. Майлина, "Кыз-Жибек", "Козы Корпеш — Баян сулу" Г. Мусрепова, "Карьеристы", "Оплот народа" Ж. Аймауытова и др.
В конце 20-х и в 30-е годы в казахскую литературу пришла талантливая творческая молодежь: Г. Орманов, А. Тажибаев, Ж. Сыздыков, Ж. Саин. Песни и поэмы, посвященные темам революции, Советской Отчизне, свободе, гуманизму, любви, создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев, Сабит Муканов
Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями И. П. Шухова, автора широко известных романов "Горькая линия" и "Ненависть", реалистические художественные произведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами.
Велик вклад казахских писателей в процесс взаимного обогащения литератур. М. Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина-Сибиряка; А. Байтурсынов — И. А. Крылова; Ж. Аймауытов — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера, Г. Тукая, пролетарский гимн "Интернационал". Искусным переводчиком проявил себя А. Бокейханов, представитель казахской дореволюционной интеллигенции.
Однако процесс развития казахской литературы был прерван из-за сталинских репрессий 30-х годов.
Становление казахского советского искусства.
Установление Советской власти открыло широкий простор для творчества, соответствующего коммунистической идеологии.
А. В. Затаевич, русский этнограф и композитор, записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал сборники "1000 песен киргизского (казахского) народа" и "500 песен и кюев казахского народа". В 1932 г. композитор был удостоен звания народного артиста Казахстана. Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд "1000 казахских песен" ценнейшим памятником вековой, а может быть, и тысячелетней культуры. В музыкальных концертах народов СССР в Москве принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И. В. Коцыка.
Своим могучим талантом покорил просвещенных зрителей Европы выдающийся казахский певец Амре Кашаубаев, участвовавший в концертах творчества народов СССР на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже (1925 г.) и на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии (1927 г.).
В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. У истоков его стояли Е. Умурзаков, С. Кожамкулов, А. Кашаубаев, И. Байзаков. Театр возглавил талантливый драматург, режиссер Жумат Шанин. Большим событием в жизни театра стали премьера спектакля "Енлик—Кебек" М. Ауэзова, пьеса Г. Мусрепова "Козы Корпеш — Баян сулу", пьеса М. Ауэзова и Л. Соболева "Абай". В театре были поставлены "Женитьба" и "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Отелло" В. Шекспира. В 1937 г. театр стал называться "Казахский Академический театр драмы".
В 1933 г. в Алма-Ате открылся Уйгурский музыкально-драматический театр, в 1937 г. в Кзыл-Орде — Корейский театр.
Алма-Атинское отделение треста "Востоккино", выпустившее в 30-е годы ряд документальных и немых художественных фильмов, положило начало развитию киноискусства Казахстана.
В 1934 г. была организована студия хроникальных фильмов. В 1938 г. "Ленфильмом" была поставлена первая казахская звуковая кинокартина "Амангельды".
В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр. В том же году был создан Казахский государственный оркестр, которым стал руководить композитор А. К. Жубанов.
В 1936 г. состоялось открытие Казахской государственной филармонии.
В мае 1936 г. в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на котором были представлены оперы "Кыз-Жибек", "Жал-быр". Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова.
Центром казахской живописи стала художественная студия П. Г. Хлудова. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.
Эвакуированные Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота и другие вели значительную работу по подготовке квалифицированных кадров.
Значительным событием стало появление стихотворения Жамбыла "Ленинградцы, дети мои!".
В ноябре 1941 г. на базе эвакуированных киностудий "Мосфильм", "Ленфильм" и Алма-Атинской киностудии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов.