Вопрос 71. Религиозно-традиционная правовая семья: общая характеристика
Религиозно-традиционная правовая семья включает в себя:
1) семья религиозного права
2) семья традиционного права
К семье религиозного права относятся правовые системы некоторых государств Азии и Ватикана. В ней выделяют мусульманские правовые системы (Иран, Ирак, Афганистан) *усиливается влиянием западных стран*, индусские правовые системы (Индия, Сингапур) *основана на религии индуизма* и христианскую правовую систему Ватикана.
Основные признаки семьи религиозного права:
1) Она основана на теологических представлениях о праве, согласно которым основным творцом права является Бог, и не общество и не государство
2) Правовые предписания даны раз и навсегда, им необходимо неукоснительно следовать
3) Основным источником права являются религиозные тексты (Коран – в мусульманских странах, Шастры, Веды – в индусских странах, Библия – в Ватикане)
4) Характерно тесное переплетение правовых предписаний с религиозными и философскими постулатами, а также с местными обычаями
5) Важное место в системе источников права занимает юридическая наука, т.е. труды ученых-юристов, толкующие и конкретизирующие первоисточники
6) Отсутствует деление права на частное и публичное
7) Нет деления права на отрасли
8) Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений
9) Правовые прецеденты, как правило, не являются источниками права (за исключением бывших колоний Великобритании)
10) Право основано на идее приоритета обязанностей, а не прав человека и гражданина
К семье традиционного (обычного) права относятся правовые системы государств Тропической Африки, Океании и некоторых других.
Основные признаки семьи обычного права:
1) Основными источниками права являются правовые обычаи, для которых характерна их множественность и консерватизм
2) Обычаи представляют собой синтез правовых, религиозно-мифических и нравственных предписаний, сложившихся естественноисторически и признанных государством
3) Обычаи регулируют, в первую очередь, отношение сельского населения
4) Обычаи регулируют в основном отношения групп, сообществ, а не отношения между индивидами
5) Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они регулируют в основном отношения городского населения
6) Правовые прецеденты нередко признаются в качестве источников права, однако они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений
7) Юридическая наука, как правило, не является источником права и не играет существенной роли в юридической деятельности
8) Органы судебной власти при решении конкретных юридических дел руководствуются, прежде всего, идеей примирения, восстановления мира и согласия в общине и во взаимоотношениях между общинами
Именно из семьи традиционного права впоследствии выделились Романо-германская и англо-саксонская правовые семьи.
В 20 в. обозначилась тенденция к взаимопроникновению правовых семей. Поэтому все сложнее становится относить правовую систему того или иного государства к определенной правовой семье.
Дополнения:
1) Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды.
1. Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный разум, управляющий миром", который лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.
2. Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение вечного закона человеческим разумом и выражается в определении законов общественной жизни, а также стремлении к сохранению и продолжению рода.
3. Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания.
4. Божественный (божественный положительный) - это положения, изложенные в Библии.
Говоря о справедливости принимаемого закона, Фома Аквинский отмечал: "...чтобы воля, выраженная в поведении, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом... Поскольку закон главным образом повелевается для общего блага, любые другие предписания, индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой". Под правовой природой он понимал то, что составляет существо человеческих действий, "потому что оно есть их правило и мера".
2) По масштабу применения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.
Первую группу составляют правовые системы (Саудовская Аравия, Иран), где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).
Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие мусульманского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения "личного статуса".
К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право - источник законодательства.
В четвертую группу входят Тунис и Народно-Демократическая Республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
Список использованной литературы:
1) А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с.
2) Н.И. Матузов, А.В. Малько Теория государства и права. Юристъ. 2004.
3) Востриков П.П. Теория государства и права. Н. Новгород. 2008. С. 182.
4) А.В. Мелехин Теория государства и права. 2009.