Виды государственных режимов

Существует несколько классификаций государственных режимов:

1.Иногда классификацию «привязывают», например, к различным типам государства и права и, соответственно, в каждом типе выделяют «свои» режимы.

-при рабовладельческом строе выделяют: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режимы и режим рабовладельческой демократии.

-при феодальном строе: абсолютический, феодально-демократический, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма.

-при капитализме: буржуазно-демократический (конституционный), бонапартистский, военно-полицейский и фашистский режим.

-в условиях социализма выделялся «последовательно демократический» государственный режим.

Многие исследователи дают следующую классификацию государственных режимов, при этом выделяются такие виды и подвиды режимов как тоталитарный (чрезмерно, извращенно авторитарный террористический, тиранический); жестко-авторитарный; авторитарно-демократический; демократически-авторитарный; развернуто-демократический и анархо-демократический.

Решая вопрос о классификации государственных режимов на разных этапах развития общества включая современный, представляется целесообразным исходить из необходимости разделения государственных режимов только на два основных вида:

-демократический;

-недемократический (или антидемократический).

Характерные черты или признаки демократического государственного режима:

-конституционное провозглашение и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций;

-существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий;

-выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

-официальное признание принципа законности и конституционности;

-реализация принципа разделения властей;

-существование институтов представительной и непосредственной демократии;

-наличие демократического законодательства;

-высокий авторитет права в государстве: право стоит выше государства; доминирует над ним;

-наличие гражданского общества.

Характерные черты или признаки недемократического государственного режима:

-ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан;

-запрещение оппозиционных партий и других организаций;

-ограничение роли выборных государственных органов и усиление роли исполнительных органов;

-сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства;

-сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов;

-отсутствие принципа разделения властей;

-несвязанность государства правом;

-наличие диктатуры одной партии или группы;

-наличие массовой партии;

-единая идеология;

-государственный контроль за СМИ;

-массовая поддержка со стороны населения, т.к. в основе режима лежит блестящая идея, например, идея мировой революции, идея рейха, идея: Италия - 4-ый Рим.

Разновидностями антидемократического режима являются:

-тоталитарный режим;

-авторитарный режим.

Тоталитарный государственный режим характеризуется полным, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Муссолини так определил тоталитарное государство: «Все для государства, ничего без государства; а в особенности - ничего против государства».

Авторитарный государственный режим - это антидемократическая диктаторская система власти, основанная на беспрекословном подчинении власти и сочетающаяся с личной диктатурой.

Фашистский режим - крайняя форма тоталитарного режима - является логически завершенной и наиболее опасной формой антидемократического режима. Это открыто террористическая диктатура, уничтожающая права и свободы личности, опирающаяся на расизм, шовинизм, насилие.

Можно назвать следующие три государства, которые воплотили идею тоталитарного государства:

-фашистская Германия;

-нацистская Германия;

-Советский Союз.


Вопрос 15. Правовой статус личности: понятие, содержание, гарантии.

Правовой статус личности – это законодательно установленные, взятые в единстве права, свободы и обязанности личности.

Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государст­вом. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государ­ством и, как правило, одобряемых обществом.

Права личностив структуре правового статуса — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользовать­ся социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это — субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные право­мочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определен­ного субъекта права на основе норм объективного права. Другими сло­вами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и иде­ологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности — это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-пер­вых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактиче­ской социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех слу­чаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических воз­можностей, но и выступает как необходимое средство «перевода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем), в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан страны на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый граж­данин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически мо­жет привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности винов­ных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Нетождественность юридического и фактического хорошо видна также и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образо­вания (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические воз­можности получения качественного образования (как из-за не­радивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уров­ня учебного процесса).

Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей мо­жет быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстанов­лению.

Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокуп­ности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Нормативно определенные государством свободы личности — это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые осо­бенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их сво­боды прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодатель­ство определяет свободу совести как право каждого человека исповедо­вать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В соответствии с этим определением никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить этот выбор. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности — это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодате­лем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее пре­дусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развива­ющиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъек­та права требуется проявление хотя бы минимума активности, а неред­ко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагают проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

Юридические обязанности личности— это установленные и га­рантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отно­шения.

Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, го­сударства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное осно­вание для человека требовать от других граждан, организаций и госу­дарства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требо­вание соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Так же как права и свободы, юридические обязанности подразде­ляются на конституционные (основные) и на обязанности, возника­ющие на основе норм текущего законодательства.

Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответствен­ность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Правовой статус, имеющий общийхарактер и распространя­ющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конк­ретизацию применительно к отдельным категориям и группам граж­дан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие.

Гарантии

1. внутригосударственные

1) судебные

2) несудебные

2. международно-правовые

Вопрос 16. Территориальный признак государства: понятие, содержание.

Территориальный признак означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Т.е. если при родовом строе общественная власть распространяется на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени, фратрии, союзу племен, то при государственном строе государственная власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания.

Шершеневич в своей работе отмечает, что необходимость территориального признака при определении государства осознается только в XIX в. Определения государства более раннего периода совсем не указывают на установленную территорию. Последнее обстоятельство автор объясняет тем, что нередко государство предыдущего периода не имели четких, фиксированных границ (например, в Московском государстве не существовало определенных границ на востоке и на юге; не было четких границ и у такого специфического государства, как Золотая Орда). В настоящее же время территориальный признак является объективно необходимым, так современное государство немыслимо без определенной территории - своего рода материальной базы любого государства.

Под территорией государства можно понимать пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:

1) сухопутная территория:

-земля;

-недра земли;

-анклавы - это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией другого государства и не имеющая береговой линии, например, Калининград);

2) водная территория:

-реки, озера, искусственные водохранилища, внутренние моря;

-территориальные воды, граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива;

3) воздушная территория - это атмосфера, или пространство, над сухопутной и водной территорией государства;

4) объекты, приравненные к территории государства - это морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, посольства и консульства.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного захвата и отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они не исходили, характеризуются как акты прямой агрессии. У государства есть право и обязанность по защите своей территории и своих граждан.

Территориально деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории влечет за собой образование административно-территориальных единиц, статус которых зависит и определяется формой государственного устройства. Такими единицами могут быть:

-административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;

-государственные образования, например республики в составе РФ;

-национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ).

В разных странах территориальные единицы называются по-разному: округа, провинции, области, штаты, штаты, графства, дистрикты, районы и т.д.

Наши рекомендации