Классификация идеологий
В зависимости от пространственной распространенности масштаба социальных общности людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведений и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальныеи частичные.
От содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные, политические.
По направленности предполагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивнымилиреакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным.
Государственная власть и финансово-экономическое могущество -важнейший объект и интерес всякой более-менее значимой идеологической доктрины. Эти цели могут варьироваться в границах идеологий различного масштаба и притязаний.
Они могут приобретать максимальный универсализм в идеологиях глобальных. Или сосредоточиться в пределах отдельного государства на проблеме отношений власти и общества, а также отношений его разных социальных слоев. Наконец, доминирующая политико-экономическая заинтересованность может концентрироваться в идеологиях частичных на специфических потребностях отдельных слоев и групп общества, озабоченных своим местом в общей социальной структуре и справедливым распределением общественного богатства.
Идеологии глобальные - социализм, либерализм, национализм, расизм, империализм. Иногда к ним относят также консерватизм. При всей глубине содержательного отличия первых двух роднит тенденция к выработке некоторой общей для всего человечества универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, экономического и политического устройства. И следует признать, что существующий ныне спектр глобальных идеологий отражает важнейшие измерения современного состояния мира и возможные тенденции его будущего развития.
Идеологии локальные формируются отдельными обществами и государствами, отражают потребности их внутренней социальной регуляции -власти и общества, отношений различных социальных слоев - и стремятся к осуществлению принципа общества единства, общего блага народа, общества, государства. Это идеологии общественно-государственного плана. Исторически они формируются на специфической национальной социально-культурной почве. Причем, в процессе своего становления национально-государственные идеологии испытывают мощное давление глобальных идеологий, которые представляют в каждый исторический момент конкретную данность мира, овеществленную в реальной экономической и политической силе ближних и дальних стран и регионов. В этом процессе наблюдается как трансформация национальной почвы духовно-идеологического развития отдельного государства и общества, так и избирательность восприятия начал и элементов глобальных доктрин сквозь призму собственных традиций и исторического опыта.
Идеологии частичные (отдельные) образуют индивидуально-национальную панораму идеологической жизни отдельного общества и государства. В своем естественном проявлении они выражают всю пестроту интересов различных социальных слоев и групп. В данном случае это идеология классовая, групповая, корпоративная, партийная и т.д. Возможности их реального оформления зависят от уровня развития гражданской и информационной структуры общества и их относительной самостоятельности от государства. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Идеология частичная должна быть способна в достаточно полном объеме воспринимать принцип общего блага и содействовать становлению идеологических основ того общества и государства, внутри которого она существует.
В ряду глобальных идеологий социализм и либерализм занимают особое место, обусловленное прежде всего содержательным объемом своих доктрин. Будучи последовательными идеологическими антиподами, исповедуя противоположные ценности и установки, и либерализм, и социализм отличаются от иных идеологий широтой и тщательностью идейно-теоретической разработки своих доктрин, вниманием к фундаментальным реальностям социальной жизни, включая экономику, общественно-политическую систему, государственное устройство. Это придает и социализму и либерализму особую степень универсальности, самодостаточности.
Тема 3. Основные идеологии современности
3.1. Либерализм и неолиберализм
3.2. Консерватизм и неоконсерватизм
3.3. Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация
3.4. Базовые положения современных идеологий
Основные категории
Концепция (лат.conceptio – понимание, система) –1)система взглядов, определений способ понимания, истолкования каких – либо явлений и процессов, руководящая идея для их освещения; 2) единый ведущий замысел, основная, наиболее существенная мысль какого – либо научного труда, конструктивный принцип различных видов деятельности..
Теория (гр.theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) –1)система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; 2) обобщение опыта и социальных практик, отражающее объективные закономерности развития природы и общества, а также совокупность положений (или тезисов), образующих какую – либо науку, ее самостоятельную отрасль – дисциплину либо ее подраздел; 3)однако из возможных объяснений наблюдаемых явлений, представляющее собой некоторое множество логически увязанных допущений и пропорций, т.е. суждений (по Дж.Б.Мангейму и Р.К.Ричу).
Эволюция (лат.evolutio – развертывание) –медленный, постепенныйпроцесс изменений.
Марксизм –интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собественности; пролетарская революция как путь разрешения проитворечия между трудом и капиталом; достиженеи коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного прогресса[39].
3.1. либерализм и неолиберализм
Либерализм (лат.liberalis – свободный) –1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества – она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма, как главного и социального принципа; в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.
Идеология либерализма зародилась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. У ее истоков стояли такие представители европейского просвещения, как Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смит (1723-1790), Б. Франклин (1706-1790), Т. Джеферсон (1743-1826) и др. Мировоззрение, социально-политические и экономические основы либерализма были сформированы в XIX в. в трудах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера.
Предпосылкой либерального мировоззрения является философия индивидуализма, основанная на вычленении человеческой индивидуальности, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.
В концепции индивидуализма человек предстает как автономная самоуправляющаяся личность, которая самостоятельно, независимо от общества способна устанавливать законы" собственной нравственности и поведения.
Философия индивидуализма образует фундамент неотъемлемых прав человека: на жизнь, свободу вероисповедания, частную собственность. Принципы индивидуализма определили неуклонный рост производства, становление гражданского общества. Этико-политический индивидуализм рассматривает индивида как самоцель, а общество и государство — как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. В области экономики он опирается на конкуренцию исвободную игру сил. В области воспитания — на принцип учета индивидуальных особенностей человека, полагая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми индивидами. В социальной сфере индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, которые рассматривают общественные явления в их целостности.
Исходя из этого постулата были сформулированы принципы экономической, правовой и государственно-политической системы. Эти идеи воплотились:
♦ в экономике: в идее свободного рынка, свободной, ничем не ограниченной конкуренции;
♦ в социальной сфере: в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемых человеческих прав на жизнь;
♦ в политической сфере: в признании прав человека, в разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, в идее государства — «ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма.
Следует отметить, что теоретики классического либерализма отнюдь не отвергали мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного человека. Для либералов с самого начала эта мысль была аксиомой. Причем речь шла не только об обеспечении правопорядка внутри страны и о защите национального суверенитета и территориальной неприкосновенности от притязаний извне. Основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности идругие права человека и гражданина.
Разумеется, комплекс рассмотренных здесь принципов и идей, составляющих в совокупности классический либерализм, следует рассматривать как некий идеальный тип. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее. По-разному складывалась ситуация в различных странах. Наиболее последовательно либеральный идеал был реализован в англосаксонских странах, особенно в США. Конкретно-исторические условия различных стран привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить основные ценности с тотальной опорой на государство или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, и т. д.
Свой потенциал классический либерализм исчерпал в 1930-х гг. Разразившейся великий кризис стимулировал утверждение принципа государственного вмешательства в экономику.
В целом усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — «неолиберализме», или социальном либерализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашается справедливость, а достоинством правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедур принятия управленческих решений.
Если ранее демократизм политической жизни определялся преимущественно принципом правления большинства, то неолиберализм выдвинул требование отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти, В то же время сохранившаясяв неолиберализме ориентация на_публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков), традиционное отношение к морали к частному делу человека ограничивает "электоральную базу этих представлений в современных условиях. Наряду с этим именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, стали ориентирами для неоконсерваторов и христианских демократов и даже для социал-демократов.
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
Но реальное развитие капитализма в Европе шло не в соответствии с идеалами либеральной идеологии. Принцип индивидуальной свободы реализовался как принцип индивидуализма, а свободная конкуренция и свободный рынок привел к господству монополий, к жесткой эксплуатации людей, наемного труда.
Кризис классического капитализма проявлялся и в кризисе классического либерализма. В результате в рамках либеральной идеологии появились новое направление - неолиберализм. Его теоретиками выступили Дж. Гоббсон, Т. Кейнс и другие мыслители. Главное отличие неолиберализма от либерализма классического заключается в обосновании права государства вмешиваться в экономическую жизнь общества, развивать государственный сектор экономики, принимать меры к прекращению социальных конфликтов посредством поддержки социально-уязвимых слоев населения, социальной защиты граждан, оказавшихся в трудном экономическом положении.
В идеологической доктрине неолиберализма большое внимание уделяется гуманистическим идеалам, которые выходят за рамки рыночных отношений и свободной конкуренции. Современные сторонники неолиберализма активно выступают за прогрессивные налоги на доходы граждан и прибыли предпринимателей в целях перераспределения национального дохода в пользу граждан, которые не смогли стать полноправными субъектами предпринимательства либо оказались жертвами развития рынка и конкуренции. Властности, современные неолибералы выступают за государственное, доступное всем категориям населения медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, расширение системы социального обеспечения.
|