Оценка и диагностика эффективности системы управления
В научной, методической и практической литературе встречаются понятия «диагностика», «анализ», «оценка», «аудит». При этом зачастую они рассматриваются как синонимы, дублируя друг друга. В целях разграничения этих понятий и областей применения рассмотрим более подробно их содержание.
Оценка - это установление соответствия состояния системы, выявленного в ходе диагностики, определенным критериям, факторам, нормам и т.д. без дальнейших рекомендаций по результатам.
Анализ - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные части.
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного подразделения) или информации о таком функционировании и положении, осуществляемой компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.
В справочной литературе выделяют несколько видов диагностики, исходя из целей и объекта диагностики. Рассмотрим два более близких к нашему исследованию понятия - «диагностика предприятия экономическая» и «диагностика экономической системы».
Диагностика предприятия экономическая - это анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений.
Диагностика экономической системы - совокупность исследований для определения целей функционирования хозяйственного объекта (организации, предприятия), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.
Если объединить два понятия «диагностика предприятия экономическая» и «диагностика экономической системы», то в общем смысле понятие «диагностика» означает
- процесс установления текущего состояния системы,
- оценка данного состояния по определенным заданным критериям, а также
- установление причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями или признаками системы.
Таким образом, если сделать переложение понятия диагностики на управленческий язык, то диагностика системы управления - это область управленческой деятельности по выявлению на основе соответствующих принципов и методов «узких» мест (проблемных зон) в функционировании соответствующей системы, а также формирование соответствующей оценки состояния системы управления и возможных перспектив ее развития.
В современной литературе и практике диагностика системы управления и организационная диагностика - часто эквивалентные понятия. Чаще используется понятие организационной диагностики, которая затем классифицируется по объекту диагностики, например, диагностика системы управления. Современное понятие организационной диагностики в общем можно описать следующим образом.
Организационная диагностика - это комплексное исследование организации по следующим основным направлениям:
1. - анализ соответствия организационной структуры целям бизнеса и используемой технологии, сложившейся системе взаимоотношений, ключевым интересам руководства.
2. - выявление проблемных областей и основных проблем, характерных для предприятия в целом и организации бизнеса.
3. - выявление и оценка значимых для развития организации управленческих решений, прогноз последствий реализации их различных вариантов.
Результатом организационной диагностики является комплексное понимание руководством организации картины ее функционирования. Это может стать основой для проектирования и планомерного поэтапного внедрения организационных изменений в различных областях деятельности. Совместная работа специалистов-консультантов с персоналом и высшим руководством позволит найти путь развития организации, соответствующий ее конкретным особенностям. Используя данные рассуждения, можно сформулировать понятие «диагностика системы управления персоналом».
Диагностика системы управления персоналом - это область управленческой деятельности по выявлению на основе соответствующих принципов и методов «узких» мест (проблемных зон) в функционировании системы управления персоналом, а также формирование оценки состояния системы управления персоналом и возможных перспектив ее развития.
Диагностика системы управления персоналом представляет собой комплексное исследование системы управления персоналом организации, состоящее из следующих этапов:
1. - анализ соответствия системы управления персоналом целям бизнеса (или бизнес-единицы) и используемой технологии управления персоналом, сложившейся практики внутриорганизационных коммуникаций в сфере управления персоналом, а также ключевым интересам руководства при реализации политики управления персоналом.
2. - выявление проблемных областей всей системы управления персоналом и содержания основных проблем в процессах управления персоналом, характерных для компании в целом и для конкретной ее бизнес-единицы.
3. - разработка значимых для текущего и перспективного развития системы управления персоналом управленческих решений, прогноз последствий реализации их различных вариантов.
Основное сущностное отличие диагностики СУП от анализа системы управления заключается в том, что ее результатом является
- получение профиля текущего состояния системы
- с указанием причин нынешнего состояния, а также
- выявление резервов по будущему развитию на интересующий временной период.
Для понимания логики и содержания процесса диагностики СУП необходимо сформулировать цели и задачи диагностики СУП, а также объект и субъект диагностики СУП.
Генеральной целью диагностики СУП является выявление текущего состояния, поиск резервов и прогнозирование дальнейшего развития системы управления персоналом и обеспечение конкурентным кадровым потенциалом всей организации. Конкурентный кадровый потенциал организации - это потенциальная возможность (или текущие предпосылки) организации сохранять или увеличивать конкурентоспособность персонала в долгосрочной перспективе. Конкурентный потенциал организации характеризуется совокупностью параметров, определяющих потенциальную возможность и способность персонала обеспечивать эффективное функционирование организации на рынке, удерживать или увеличивать свою долю, или иметь достаточный уровень рентабельности в перспективе.
В рамках указанной цели диагностика СУП решает следующие задачи: выявление текущего состояния всех подсистем СУП;
- оценка проблем и «узких» мест подсистем;
- выявление резервов развития подсистем СУП и всей системы управления персоналом;
- разработка рекомендаций по корректировке текущей ситуации и прогноза по развитию всей СУП на перспективу.
Для выделения объекта исследования необходимо дать характеристику содержания понятия «объект диагностики СУП».
Объект диагностики СУП - это система управления персоналом организации.
Наряду с описанием объекта диагностики СУП требуется раскрыть понятие «субъект диагностики СУП».
Субъект диагностики СУП - специалист-консультант, или группа экспертов, осуществляющих диагностику СУП при помощи инструментов диагностики СУП.
Изучение научной литературы по исследуемой проблеме, обобщение теоретических подходов к процессу диагностики СУП позволило разработать основные принципы диагностики СУП:
- постоянное системное развитие организации, а не разовое улучшение единичных управленческих и производственных процессов;
- развитие организации как единого целого;
- процесс развития всей организации осуществляется только через развитие персонала, его трудового потенциала;
- развитие персонала и его трудового потенциала наилучшим образом достигается через его вовлечение в решение реальных проблем своей организации;
- в процессе диагностики СУП необходимо использовать специальные методы и методики сбора, анализа и оценки информации о деятельности организации для определения возможностей повышения ее эффективности;
- процесс диагностики СУП должен происходить систематично и регулярно в рамках жизнедеятельности всей организации;
- основу применяемых методов и методику проведения диагностики СУП составляют общенаучные подходы, а также накопленный практический потенциал исследуемой системы управления персоналом.
Потребности совершенствования деятельности определяют существование множества направлений использования метода аудиторской проверки. Из мировой практики можно выделить три основных направления аудиторской деятельности. Каждое из них содержит в себе множество разновидностей в зависимости от формы, статуса, цели конкретной аудиторской проверки (см. рис. 6):
• Финансовый аудит
• Государственный аудит
• Управленческий аудит
(комплексный)
Управленческий аудит — это диагностический инструмент, обслуживающий информационные потребности процесса совершенствования управления организацией. Можно выделить следующиеэтапы этого процесса:
• оценка текущего состояния эффективности управления;
• оценка результатов эффективности в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах (статика); и вформе эффективности конкретной деятельности работы по управлению (динамика);
• определение требуемых характеристик деятельности по управлению в организации на ближайшую,среднесрочную и долгосрочную перспективу на основе формирования стандартов, нормативов эффективности системы управления, необходимых результатов эффективности, соответствующих своими характеристиками системе ситуационных условий;
• в формирование плана необходимых действий для движения от текущего состояния эффективности к нормативному посредством сравнения фактического состояния исследуемой функции с нормативным, стандартным, утвержденным состоянием. Формирование плана предполагает определение состава мероприятий, позволяющих усилить практику управления организации. Затем разрабатывается детальная стратегия совершенствования управления, интегрирующая в себе различные направления оптимизации, направленная на обеспечение максимальной долгосрочной эффективности организации в целом;
• практическая реализация плана совершенствования управления организацией. Деятельность по практической реализации рекомендаций по результатам аудита может быть названа аудиторской только условно, поскольку в большинстве случаев предполагает потерю независимости и размывание специализации (профессионализма) аудитора
Рис. Роль методов управленческого аудита в совершенствовании управления