Среднедушевые денежные доходы
Более подробно исследуем среднедушевые денежные доходы населения в месяц, в пользу этого показателя говорят возможности анализа приближенной оценки сравнительной покупательной способности доходов в различных регионах.
Довольно четкую картину межрегиональной дифференциации показывает распределение регионов по уровню среднедушевых денежных доходов.Среднедушевые денежные доходы (в месяц)исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения. Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы («скрытые» доходы, доходы от продажи иностранной валюты, денежные переводы, а также доходы, не имеющие широкого распространения).
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) можно взять с сайта www.gks.ru - Государственный Комитет РФ по статистике, где они уже рассчитаны, а можно рассчитать по формуле:
,
где - среднедушевой доход (доход в среднем на одного человека);
D-денежные доходы населения за год;
12- количество месяцев в году;
S-численность населения за год;
Таким образом, можно рассчитать среднедушевой доход, например, для
города Москва:
где,
7930113252600 рублей - денежные доходы населения за год, в которых доходы от предпринимательской деятельности- 5,6% или 444086342145,6 рублей;
Оплата труда- 47,8% или 3727153228722 рубля; Социальные выплаты- 12,2% или 967473816817,2 рубля; Доходы от собственности 13.2% или 1046774949343,2 рубля; Другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.) - 21,2% или 1681184009551,2 рубля (взято с сайта www.gks.ru).
12043900 человек- численность населения г. Москва за год (взято с сайта www.gks.ru).
Аналогично можно рассчитать среднедушевые денежные доходы(в месяц) в тех областях, которые взяты для сравнения т.е. в Магаданской области, в Тюменской области, в Республике Калмыкия, Республике Ингушетия, а так же в целом по стране.
Среднедушевые денежные доходы - это важная обобщенная характеристика уровня жизни населения региона. В целом по стране среднедушевые доходы в 2013 году составили 25928,2 руб.( Таб. 1). На фоне всех регионов, даже нефтедобывающих, средний уровень денежных доходов в столице значительно выше, он превышает российский уровень почти в 2,1 раза, в 1,3раза уровень Магаданской области, в 1,5 раза уровень Тюменской области (Таб.1). В столице значительная доля населения имеет доход, сопоставимый с доходом среднего класса развитых стран. В то же время, например в Республике Калмыкия и Республике Ингушетия (Таб. 1) , среднедушевой денежный доход населения которых немногим выше прожиточного минимума. Наиболее очевидными примерами являются Москва, а также Санкт-Петербург.
В этих регионах уровень заработных плат гораздо выше среднего по стране, что вносит значительный вклад в общее межрегиональное неравенство. Большие среднедушевые денежные доходы в Москве и Санкт-Петербурге объясняется вполне понятными факторами.
В столице расположены центральные офисы почти всех крупнейших корпораций, здесь располагаются органы государственной власти страны, сконцентрированы центры большинства высоко маржинальных сегментов бизнеса. В конечном итоге, в столице сконцентрированы основные финансовые потоки страны, а Санкт-Петербург сейчас берет на себя некоторые функции столицы на себя. Все это приводит к тому, что большинство топ-менеджеров и наиболее высокооплачиваемых сотрудников в большинстве своем работают в этих городах.
Так же наиболее благополучными являются регионы, богатые топливно-энергетическими ресурсами, где получили развитие отрасли ТЭК. Например, Магаданская область- добыча полезных ископаемых, Тюменская область- добыча нефти и сопутствующая деятельность. Здесь работники получают компенсацию заработной платы за более высокий уровень цен и относительно неблагоприятные условия проживания (такие как низкая ожидаемая продолжительность жизни, слабая обеспеченность медицинским персоналом, более холодный климат, неблагополучная экологическая обстановка, и др.).
Традиционным аутсайдером является сельское хозяйство, малодоходные отрасли легкой и пищевой промышленности, домашнего хозяйства, где заработки стабильно не дотягивали и до половины средних по экономике и едва перешагнули эту границу в Республике Калмыкия и Республике Ингушетия. Безусловно, такая дифференциация зарплат связана с отраслевой спецификой регионов. При этом выяснилось, что характеристики регионов имеют
гораздо большее значение для объяснения межрегиональной дифференциации в оплате труда, чем различия между регионами в структуре занятости.
Наибольший вклад в региональную вариацию заработных плат так же вносит региональный уровень цен.
Таким образом, неравномерность экономического развития регионов и сокращение государственного перераспределения доходов спровоцировали углубление межрегиональной дифференциации уровня жизни населения. В результате население страны оказалась расколото по качеству жизни: в одних регионах все больше развиваются черты модернизированного образа жизни, с соответствующим потреблением высокотехнологичных материальных благ, в других сохраняется уровень, достигнутый в советский период. В результате произошла глубокая межрегиональная дифференциация качества жизни населения.
Решение проблемы повышения уровня жизни только через перераспределение финансовых ресурсов между регионами не может дать оптимального эффекта, поскольку не мобилизуются внутренние резервы развития регионов, закрепляются тенденции всегда ждать помощи из Центра, не искореняется привычное иждивенчество. К счастью, с 2000 года ситуация с неравенством доходов в разных регионах России значительно улучшилась. Коэффициент вариации среднедушевых доходов по регионам сократился. Данный коэффициент показывает, в какой мере колеблются доходы в регионах относительно среднероссийского уровня. В последние годы происходит выравнивание доходов по регионам страны. Смягчению неравенства способствовал опережающий рост оплаты труда в бюджетной сфере и в сельском хозяйстве - в отраслях, в которых концентрируются рабочие в менее развитых регионах. Ситуацию можно проследить на примере Москвы. На самом деле, тенденция роста доходов прямо противоположна. В 2000 году доходы москвичей были в 3,6 раза выше среднероссийских доходов. К 2011 году разрыв сократился в полтора раза: до 2,3 раз, в 2013году - до 2,1 раза.
Таким образом, заканчивая подраздел, можно резюмировать: Особенность российского рынка труда заключается в том, что региональный фактор (то есть регион проживания работников) вносит в общее неравенство по заработной плате максимальный вклад, превосходящий вклад любых иных факторов, таких как возраст, пол, образование, опыт работы, профессиональная и отраслевая принадлежность работников. Кроме этого, высокая дифференциация по заработной плате между российскими регионами носит устойчивый характер. С началом переходного периода она резко выросла и, хотя в последующие годы отмечалось ее постепенное сглаживание, этот процесс протекал достаточно медленно. Как общая величина межрегиональных различий в заработной плате, так и ранжирование регионов по уровню заработной платы в России достаточно стабильны. Для их устранения необходимы изменения в экономических отношениях и институтах, коррекция социальной политики государства. Нужна более гибкая и действенная политика в области доходов.
Представляется, что задача не может решаться вне общего контекста социально-экономической политики, направленной на развитие реального сектора, повышение эффективности производства и благосостояния общества. Многое зависит от коренного изменения ситуации в депрессивных отраслях и регионах, от институциональных перемен: социализации и демократизации акционерной собственности, развития кооперации, малого и среднего бизнеса, создания и функционирования механизмов социальной защиты населения от рисков экономики и кризисных явлений. Государство располагает значительным арсеналом средств прямого и косвенного воздействия на регулирование разрывов в доходах населения. Но, по моему мнению, к сожалению, использование этих средств бессистемно, хаотично и неэффективно.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать следующее заключение. Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. От оплаты труда во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.
Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда. Через организацию заработной платы достигается компромисс между интересами работника и работодателя, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.
Новый Трудовой кодекс РФ старается адаптировать российское законодательство к условиям и нормам Евросоюза и Международной Организации Труда. В целом наше трудовое законодательство соответствует международному. Однако в отношении размеров заработной платы, пенсий и пособий наше законодательство устанавливает крайне низкие пределы, что влечет серьезные социальные потрясения. Благоприятная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации за последние годы создает хорошие условия для повышения заработной платы и других доходов населения. Тем не менее, несмотря на принимаемые правительством меры, сколько-нибудь существенного изменения в данной области не происходит. Абсолютное большинство трудоспособного населения оценивают свои доходы как крайне низкие.
Грамотная политика государства в области оплаты труда может сыграть важнейшую роль в стабилизации всей экономики страны, поможет преодолеть проблему неравенства распределения доходов. Неравенство населения по доходам - это только одна из видимых граней «айсберга», который скрывает факторы и процесс формирования неравенства в более широком контексте. К ним относятся здоровье, образование, работа, социальная мобильность, безопасность и многие другие. Особое внимание привлекают проявления политической нестабильности и социальной напряженности в обществе, в основе которых лежит социально–экономическое неравенство населения.
Несмотря на сокращение различий в заработной плате, уровень ее дифференциации остается высоким, а ее критерии не отвечают требованиям современной экономики. Для исправления перекосов необходимы изменения в экономических отношениях и институтах, коррекция социальной политики государства. Нужна более гибкая и действенная политика в области доходов.
Введенные западными странами санкции и экономический кризис диктует России политику развития своего рынка. Предполагается, что в случае падения цен на сырьевые товары в стране будет произведена девальвация рубля: заработная плата резко понизится, что обеспечит экономию сырьевым корпорациям. Экономическое развитие России должно обеспечиться не снижением оплаты труда, а ставкой на новые технологии и рост уровня жизни.
Большую роль может играть рост (через государственные программы и удешевление кредитования) жилищного и дорожного строительства. При заградительных пошлинах стремительно может расти текстильное производство. Перед Россией стоит задача отвоевывания собственного рынка у иностранных товаров и его расширения. Такая политика должна опираться на сильное государственное регулирование в экономике, включая планирование роста заработной платы.
Список литературы
1. Маркс, К.Г Капитал. Критика политической экономии. Том 1 – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 900с.
2. Шарифуллина, Г.Р. Заработная плата как социально экономическая категория/ Г. Р. Шарифуллина // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 481-482.
3. Закон «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886.
4. Ст.13 Закона «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886.
5. "Кодекс законов о труде Российской Федерации" (КЗоТ РФ) (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) утратил силу с 1 февраля 2002 года (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ).Ст.2
6. Ст. 1. Кодекс законов о труде Российской Федерации1922г.
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 7.
8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 129.
9. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 135.
10. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 131.
11. Федеральный закон 01.12.2014 г. № 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года. // «Собрание законодательства РФ», 2000, N 26, ст.2729.
12. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
13. Постановление Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. № 27, 8/196.
14. Масленникова Л.А. Система оплаты труда: как сделать выбор. // Российский налоговый курьер. 2006. №6.
15. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова.- М.: ЮНИТИ - ДАТА, Закон и право, 2002. – c. 463
16. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. –575c.
17. Государственный Комитет РФ по статистике www.gks.ru [Электронный ресурс] (дата обращения 05.04.2015).
18. Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б94. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 476 с.
19. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 132.
20. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 57.
21. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 138.
22. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 136.
23. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях " (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(действующая редакция от 06.04.2015) ст.5,27,ст.5,31.
24. Вишневская Н.Т. Политика минимальной заработной платы: цели, ограничения, последствия // Экон. журнал Высш. школы экономики. - 2005. - N 4. - С.479-504.
25. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 147.
26. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 3), ст. 133.
27.
Глоссарий
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Номинальная заработная плата — заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда за определенный период рабочего времени.
Различают начисленную (вся причитающаяся сумма) и выплаченную (за вычетом налогов) заработную плату.
Реальная заработная плата = (номинальная заработная плата) / (индекс потребительских цен)
Индивидуальный индекс заработной платы можно определить по формуле:
§ — заработная плата в текущем (отчетном) периоде
§ — заработная плата в базовом (предыдущем) периоде
Заработная плата может выплачиваться как за проработанное, так и неотработанное время.
Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады. Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Единая тарифная сетка РФ — система разрядов, служащая для определения правильных соотношений между оплатой труда и квалификационным уровнем работы работников бюджетной сферы.
ЕТС содержит в себе 18 разрядов и, таким образом, делит все виды работ, выполняемых в организациях, на 18 «видов», зависящих от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих (министры, зам. министров).
Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т. е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
"Кодекс законов о труде Российской Федерации" (КЗоТ РФ) (утв. ВС РСФСР 09.12.1971)утратил силу с 1 февраля 2002 года (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ).